|
Елена Викторовна Быковская,
заведующая высшей квалификационной категории
центром развития ребенка – детским садом № 14 «Аленка»
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Калининского района г. Новосибирска
|
Музейно-образовательная
деятельность как основа творческого сотрудничества ДОУ и семьи
Любое государство стабильно,
сильно и перспективно, если граждане этого государства руководствуются
социально-нравственными категориями, вытекающими из культурного наследия своего
народа.
Социально-экономические
преобразования последних десятилетий в нашей стране привели к переориентации
культурных и исторических ценностей нашего народа.
Одной из
причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного
общества является разрушение традиционных устоев семьи. Утратив нравственные
ориентиры, современные родители не имеют представлений о закономерностях
становления духовно-нравственного мира своего ребенка. Приоритет материальных
интересов над культурно-историческими приводит к нравственной инфантильности и
неполноценности подрастающего поколения, что, несомненно, подрывает корни
стабильности российского общества и является для него противоестественным.
В последнее
время ситуация меняется. Разработана государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Она ориентирована,
в том числе, на повышение общественного статуса патриотического воспитания в
учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего
профессионального, обновление его содержания и структуры на основе
отечественных традиций и современного опыта.
«Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает, что
«активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане
России, семья и родительская общественность…»
Поскольку в
раннем возрасте закладываются основы самосознания и индивидуальности человека,
первоначальное становление личности, детский сад берет на себя большую долю
ответственности в духовном воспитании ребенка. Наше дошкольное образовательное
учреждение – детский сад № 14 расположен в отдаленном от центра города
жилмассиве «Родники». В основном, здесь проживает молодой контингент родителей
наших воспитанников. Кроме этого, у нас отсутствуют культурно-досуговые центры.
Проведя
анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к необходимости
духовно-нравственного развития ребенка с ранних лет, мы выявили следующие
проблемы:
- отсутствие условий для интеллектуального духовно-нравственного
развития;
- отсутствие передачи исторических ценностей из поколения
в поколение и др.
После обсуждения в
педагогическом коллективе данных вопросов, мы пришли к выводу о необходимости
обновления методов и организационных форм образовательно-воспитательного
процесса. Возникла идея активного внедрения в образовательно-воспитательный
процесс средств музееведения и музейной педагогики, создания в МДОУ
музейно-образовательного пространства, центром которого станет музей в детском
саду.
Уже в 20-е
годы ХХ столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и
другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего
возраста. Все последующие исследования (Н.Д. Рева, Т.В. Чумаковой,
Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской и др.) также подчеркивали целесообразность
раннего знакомства детей с фондами музеев, однако такая работа ориентировалась
на младших школьников. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнений
необходимость снизить этот возрастной ценз. С 1990-х годов проводится работа
(А.П. Михеевой, Л.В. Пантелеевой и др.), направленная на приобщение старших
дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.
Мы понимали,
что положительного результата можно ожидать, если будет взаимодействие всех
участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического
коллектива. Поэтому работу с родителями мы начали проводить уже на
первоначальном этапе нашей деятельности. На консультациях, семинарах мы вместе
с родителями изучали основополагающие документы: письмо Минобразования России
от 12.03.2003 № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»,
Закон РФ от 26.05.1996 № 57-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях
в Российской Федерации».
Важно было
донести до родителей, что назначение создаваемого нами музея – вовлечь детей в
деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить,
что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с культурным наследием
нашего народа помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности
личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих
ценностей, истории, способствует развитию у детей исследовательской,
созидательной и познавательной деятельности.
Концепция
музейной педагогики нашего ДОУ созвучна с высказыванием ведущего сотрудника
Музея истории Лондона С. Фокса: «музей располагает тем, что выше всякой
конкуренции, – истинными ценностями. Только разумное сочетание традиций и
инноваций ведет к прогрессу».
Организуя
работу по привлечению семьи к созданию музея в нашем детском саду и внедрению в
воспитательно-образовательный процесс музейной педагогики, мы опирались на
следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач
музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей;
- наличие определенных специальных знаний у педагогов и
родителей по данной проблеме;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и
детского сада, его промежуточных и конечных результатов.
Особой популярностью у
родителей пользуются такие формы работы, как: деловая игра «История, традиции и
культура народов России», деловая игра «О русских обычаях и традициях»,
семинар-практикум «Основы патриотического воспитания дошкольников», тренинг
«Духовное воспитание ребенка».
Постепенно
родители стали активными участниками создания музея в детском саду и кружка
музееведения.
Совместный с
мамой и папой, воспитателями подбор экспонатов, изготовление их своими руками,
оформление экспозиций способствует стимулированию познавательной активности
детей, сближает родителей и детей, учит их взаимопониманию, доверию, делает их
настоящими партнерами.
Сегодня можно
утверждать с достаточной уверенностью, что прежде чем начать знакомство ребенка
с музеями, необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную
на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений ребенка,
формирование навыков музейного поведения. Хорошим подспорьем в этой работе
стали разработанные нами для родителей рекомендации по посещению с детьми
музеев, выставок.
В литературе
есть упоминания о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В
книге «Поверь в свое дитя» С. Лупан пишет, что ее собственные дети начинали
посещать художественные музеи и выставки в возрасте полутора-двух лет. При этом
С. Лупан подчеркивает, что посещение музея или вернисажа требует
предварительной подготовки и не может носить спонтанного характера. У ребенка
должен быть запас представлений о картинах, их авторах и художественных
образах. С этой целью дома подбираются репродукции картин, которые ребенок сначала
просто запоминает по названию, затем содержание картин соотносится с жизненными
ситуациями, библейскими сюжетами и т.п., и, наконец, ребенок знакомится с
подлинниками в музее.
Исходя из
этого, мы и предлагаем родителям участвовать в предварительной подготовке детей
к посещению музея: с учетом возможностей своего ребенка побеседовать о
предстоящей экскурсии, почитать книжку, посмотреть картинки по данной тематике,
вспомнить правила поведения в музее.
Традицией
становятся совместные поездки в музеи города вместе с детьми и педагогами
родителей наших воспитанников. Такие мероприятия создают у детей сильную
мотивацию к познанию и являются эмоциональным фоном, на котором достаточно
сложные сведения усваиваются детьми легко и непринужденно.
Музей нашего
ДОУ располагает постоянными и сменными экспозициями. Многочисленные экспонаты
очень красочные и всегда вызывают живой интерес у детей.
Однако мы
постоянно объясняем родителям, что формы работы с детьми в музее не должны быть
статичными, их необходимо постоянно менять и оживлять пополнением новых
экспонатов в целях поддержания интереса детей и улучшения имиджа музея. Поэтому
родители стали откликаться на предложение пополнять музей старинными предметами
домашней утвари, старинными детскими игрушками и т.д.
Как в
прошлом, так и текущем учебном году в нашем музее мы проводим тематические
занятия для детей с приглашением родителей, занятия – посиделки, совместно с
родителями тематические экскурсии и т.д.
В перспективе
планируем проведение фольклорных праздников, празднование календарных дат,
связанных с обрядами и традициями русского народа.
Поскольку
созданный нами совместно с родителями «Музей-экспозиция» не позволяет в полной
мере осуществить непосредственное взаимодействие с экспонатами (не все предметы
доступны для частого тактильного восприятия детьми), в этом году мы расширили
свою работу и начали создавать мини-музеи в группах в следующих формах:
- музей «Домашние животные»,
- музей «Солнца»,
- музей «Природные и искусственные камни»,
- музей «Ложки»,
- музей «Письменности» и др.
Это создает
благоприятную среду для дальнейшего творческого сотрудничества педагогов,
родителей и детей, их активность, инициативу.
Видя
результаты стараний своего ребенка, владея информацией о том, что происходит в
детском саду, получая советы и рекомендации, родители устанавливают тесную
взаимосвязь с педагогическим коллективом, которая благоприятно влияет на
развитие ребенка.
Модель интеграции музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
Модель взаимодействия МДОУ №14 «Аленка» с семьями воспитанников
|