На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Профильная школа. Из опыта работы


Новосибирский городской педагогический лицей как форма организации профильного обучения

Гуляйкина
Ирина Валентиновна
,
психолог
Замятина
Ольга Леонидовна
,
заместитель директора по УВР

Проблема профессионального становления – одна из важнейших в жизни человека. На фоне экономических преобразований возникают вопросы, связанные с адаптацией к быстро меняющимся условиям, уровню профессиональной культуры, акцентом на самостоятельный поиск форм и средств в плане профессионального становления. Профессия является стержнем построения отношений с людьми и способом самореализации. В процессе профессионального самоопределения особую значимость приобретает способность человека адекватно оценить уровень своих притязаний, свои личностные, индивидуальные особенности и сложность самой деятельности, соотнести эти характеристики и провести возможную корректировку. Важнейшая роль в этих реформах отводится профильной дифференциации обучения.

Новосибирский городской педагогический лицей, основанный в 1991 году, – среднее общеобразовательное учебное заведение. Лицей реализует принцип непрерывного образования с ярко выраженной педагогической специализацией. Это диктуется потребностью личности в индивидуальной траектории развития, желанием сформировать на ступени допрофессиональной подготовки важнейшие педагогические свойства и умения.

С момента основания лицей реализует педагогический профиль обучения через разные взаимодополняющие направления работы.

Новосибирский городской педагогический лицей является самостоятельной подсистемой допрофессионального образования. Одной из задач, решаемой в образовательном учреждении, наряду с качественным общим образованием, раскрытием творческого потенциала учащихся, является профессиональная ориентация лицеиста в сфере «человек-человек». Педагогический коллектив понимает профиль лицея не узковедомственно (ориентация учащихся на профессию педагога), а более широко – дать возможность реализовать себя в разнообразии направлений социальной сферы. Мы считаем, что допрофессиональное педагогическое образование понадобится нашим выпускникам в жизни, когда они станут родителями, помогут им в межкультурном взаимодействии, независимо от рода профессиональной деятельности.

Рассмотрим, как в лицее ведётся допрофессиональная подготовка. Она включает следующие направления.

1. Учебная деятельность. В лицейском базовом компоненте учебного плана существует обязательные для всех предметы «Основы психологической культуры» и «Основы педагогической культуры», в рамках которых учащиеся получают основы психологических и педагогических знаний. Занятия по педагогике и психологии проводятся в интерактивном режиме и дают ребятам практические навыки, учат решать педагогические задачи, адекватно выходить из разных жизненных ситуаций, понимать и принимать себя и другого человека. Спецкурсы психолого-педагогического цикла («Инновационные образовательные учреждения России и региона», «Психология чувств», «Психология преодоления» и др.) расширяют познавательные возможности учащихся и способствуют развитию их педагогических способностей.

2. Исследовательская деятельность учащихся. Она тесно связана с учебной. Ребята готовят работы к Лицейским чтениям (научная конференция в НГПЛ), выбирают интересующую их секцию и тему. Психолого-педагогическая секция – одна из самых многочисленных. Приведём некоторые темы работ: «Роль игры в воспитании и развитии личности ребёнка», «Развитие способностей ребёнка: опыт, поиск, проблемы», «Проблема профильного обучения на примере НГПЛ», «Влияние типологических особенностей личности на общение», «Отношение общества к детям-инвалидам», «Конформизм как фактор адаптации индивида в обществе», «Отношения между родителями и подростками». Как видим, в работах поднимаются актуальные вопросы современной педагогики и психологии.

3. Педагогическая практика. В лицее существует система педагогической практики. Её цель – знакомство учащихся с профессией педагога. В практику включены все учащиеся 5 – 11 классов. Педагогическая практика охватывает разные направления: микропреподавание (разработка и проведение урока или его фрагмента), изготовление наглядных пособий, работа в педагогическом отряде на Вступительной олимпиаде, составление методических разработок, работа с информационными источниками. Процесс прохождения практики и её результаты отмечаются и рефлексируются в «Дневнике педагогической практики». Ответственные за педагогическую практику (2 человека в каждом классе) фиксируют в специальные ведомости процесс прохождения практики каждым учеником. В конце учебного года каждый учащийся получает зачёт по педагогической практике, который заносится в зачётную книжку лицеиста.

4. Профильная олимпиада по педагогике и психологии. Ежегодно в лицее проводится предметная олимпиада по педагогике и психологии, в которой участвуют учащиеся 1-11 классов. Олимпиада состоит из двух этапов: теоретического и практического, каждый из которых включает творческие задания и проблемные ситуации. Итоги подводятся коллективно по классам и индивидуально.

5. Педагогическая олимпиада. Лицей работает по методике КТД И.П. Иванова. Одно из коллективно-творческих дел – вступительная педагогическая олимпиада. Она включает в себя 2 части:
- предметную (испытания по русскому языку и математике);
- психолого-педагогическую (тезаурус, направленный на выявление общего интеллектуального фона учащегося, и программа коммуникативных игр).

Большая работа приходится на долю педотрядов. Каждая группа абитуриентов имеет свой педагогический отряд, составленный из представителей разных параллелей. Функции педотряда:
а) организационная (встретить, объяснить, организовать, проводить);
б) наблюдение за коммуникативными особенностями поступающих (как они адаптируются в новых условиях, какие качества проявляют в общении, как реагируют и участвуют в коммуникативных играх, проводимых педотрядом, как готовят общий сбор). По окончанию каждого дня олимпиады педотряд фиксирует свои наблюдения.

6. Педагогическая гостиная. 10 лет в лицее существует такая форма представления профессии педагога. По сути – это творческие встречи с учителями лицея, его создателями, представителями педагогической общественности города. Эти встречи продумывают учащиеся, готовят интересные нестандартные вопросы, творческие подарки. Поскольку встречи происходят с интересными людьми, идёт доверительный разговор о жизни, о профессии, то и отношение к профессии педагога становится более личностным и позитивным.

7. Шефская работа. В лицее эта форма деятельности осуществляется по параллелям: старшеклассники шефствуют над учащимися 8-9-х классов, 8-9-е над 5-7-ми, а 5-7 – над учащимися начальных классов и дошкольными группами. Шефская помощь заключается в консультировании по предметам, подготовке к общим сборам и КТД, в работе ЧТП. Кроме того, наши ребята устраивают благотворительные праздники для детей детских домов и детских приютов.

8. Заочная школа. Навыки педагогического труда учащиеся лицея приобретают и в заочной школе, которая работает по воскресениям для детей микрорайона и желающих поступить в лицей.

9. Музей НГПЛ. Созданный в лицее музей истории городского педагогического лицея ведёт пропаганду в области истории образования. Все учащиеся в рамках ЧТП «Музей» знакомятся с историей образования на Руси, развитием образования на территории Сибири и Новосибирской области, с историей НГПЛ, с людьми, судьбы которых связаны с педагогическим лицеем. Работает группа экскурсоводов из лицеистов, организующих и проводящих тематические экскурсии. Таким образом, мы целенаправленно формируем у учащихся интерес к профессии педагога, создаём условия для развития специальных склонностей и способностей.

Для правильного самоопределения учащихся необходимы знания о профессии. В условиях лицея мы даём знания о педагогической профессии. Но для правильного самоопределения нужны и знания о себе, своих интересах, склонностях, способностях. Поэтому большое значение приобретает деятельность психолого-педагогической службы, работа которой осуществляется в нескольких направлениях:

– Диагностическая работа. Диагностика позволяет говорить о наличии или отсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста в процессе поиска и выбора профессиональной карьеры и жизненной перспективы. Используются различные тесты и методики, направленные на изучение интересов, склонностей личности, сферы предпочитаемой деятельности (на уровне «я хочу», «я могу» и «я умею»);

– Профессиональная консультативная работа, которая основана на полученных диагностических данных. Профконсультирование помогает подростку увидеть и осознать свои потребности и проблемы, провести необходимую коррекцию;

– Использование интерактивных технологий. Это специально организованная групповая работа, опирающаяся на активные методы обучения. В результате многие трудности личностного и профессионального самоопределения, внутриличностные проблемы, кризис идентичности разрешаются как бы сами собой в ходе совместных развивающих занятий со сверстниками;

– Взаимодействие с родителями. В выборе профессии старшеклассниками полноправно участвуют их родители. Тематические собрания, индивидуальные и групповые консультации помогают родителям понять личностные особенности и склонности их детей, осознать мотивы выбора будущей профессии.

В завершение хотелось бы остановиться на результатах работы педагогического коллектива по ориентации учащихся на профессию педагога. Когда ребята приходят на педагогическую олимпиаду в НГПЛ, им предлагается анкета, в которой есть вопрос: «Кем ты мечтаешь стать, и почему пришёл в педагогический лицей?» Анализ ответов свидетельствует, что из всех абитуриентов лишь несколько человек ~ 4-5% хотят стать педагогами. В результате целенаправленной работы всех участников образовательного процесса количество выбирающих профессию педагога становится гораздо больше. Анализ поступления выпускников НГПЛ в высшие учебные заведения города показывает, что в Новосибирский государственный педагогический университет поступили:

     2000 г. – 55%
     2001 г. – 44%
     2002 г. – 57%
     2003 г. – 45%
     2004 г. – 47%
     2005 г. – 40%
     2006 г. – 40%

Профессию в сфере деятельности «человек-человек» выбрали в 2005 году 70%, в 2006 – 72% выпускников. Эти данные свидетельствуют о том, что лицей успешно выполняет социальный заказ, решая задачу допрофессионального образования обучающихся.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru