На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 2 октября 2020
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Профильная школа. Из опыта работы


Школа № 29 – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех»

Юлия Борисовна Яхно,
заместитель директора
по научно-методической работе МОУ СОШ № 29,
руководитель высшей квалификационной категории

Средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура», расположенная в историческом центре Новосибирска, – одно из старейших учебных заведений города – в 2008 году отметит 80-летний юбилей.

Учебно-воспитательный процесс опирается на традиции классической русской школы – полупансиона, где главной ценностью является личность ребенка. Здесь каждого ученика знают по имени, двери школы открыты в выходные и праздничные дни, в каникулярный и летний период.

В школе созданы условия для сохранения и поддержания здоровья детей. Помимо медицинского и стоматологического кабинетов в школе работает галокамера – «соляная пещера». Организован логопедический пункт. Действует социально-психологическая помощь.

Внутреннее пространство школы оформлено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями: преобладают светлые тона, окна закрыты жалюзи, мебель подобрана с учетом возрастных групп. В школьных коридорах и кабинетах много живых цветов.

Осуществляется здоровьесберегающее сопровождение УВП, разработан и ведется мониторинг здоровьесберегающей, физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.

Гордостью педагогического коллектива, родителей и учеников является школьная территория, превращенная совместными усилиями в «райский уголок». На двух гектарах земли расположились пруд с романтическим мостиком, рокарий и французский огород, аллея памяти выпускников и цветники, спортивные сооружения и детский городок. Школьная территория удостоена большой золотой медали Сибирской ярмарки за ввод нового, социально значимого объекта озеленения.

В 1996 году школе был присвоен статус Школы Здорового Образа Жизни.

В 1998 году – статус муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №29 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура».

В преподавании предмета «Физическая культура» используются активные формы обучения (проектирование, моделирование, проблемные лекции, диспуты, брейн-ринги и др.), а также элементы передовых педагогических технологий (проблемное обучение и др.).

Знания, умения, навыки углубленного и повышенного уровня обучающиеся подтверждают на олимпиадах, конкурсах городского и регионального уровней:
- первое место в олимпиаде школьников по культуре здоровья и безопасности жизнедеятельности «НЕБОЛИТ-2006»;
- дипломы I, II, III степени в НПК «Юность. Наука. Культура» в 2002- 2006 гг. (секция «Физическая культура»);
- призовые места на олимпиадах районного, городского, областного уровней по предмету «Физическая культура» (2001-2002 уч.год I место в Центральном районе, II место в г. Новосибирске; 2002-2003 уч.год I место в Центральном районе, I место в НСО).

Различными видами физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности охвачены в I ступени образования в среднем 98% обучающихся, во II ступени образования - 88% обучающихся, в III ступени образования - 63% обучающихся (изучение предметов образовательной области «Физическая культура» на углубленном и профильном уровне; профильные классы; факультативы и элективные курсы; динамические паузы; Дни Здоровья и Дни ГО; спортивные секции; олимпиады и конкурсы по физической культуре; летний оздоровительный лагерь; туристические походы; клубы выходного дня и др.).

Об эффективности организации учебно-воспитательного процесса свидетельствует тот факт, что педагогами школы разрабатываются и внедряются программы факультативов и элективных курсов по проблемам ЗОЖ и физической культуры. Таких программ за последние три года разработано более 20, все они имеют внешнюю экспертизу и соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам («Медицина катастроф», «Психология экстремальных ситуаций», «Школа выживания», «Спортивные игры», «Выживание в экстремальных ситуациях», «Прикладная физическая культура», «Я и мое здоровье», «Культура здоровья», «Азбука здоровья»). Материалы, представленные на конкурсы городского и регионального уровня, получают Дипломы и награды (11 за три последние года).

В 1998 году в ОУ создана кафедра физической культуры, которая объединила усилия учителей физической культуры, тренеров, медицинской службы ОУ и ученых.

Под патронажем кафедры физической культуры разрабатываются, апробируются и внедряются в УВП инновационные и экспериментальные проекты, модели, программы.

Сотрудниками кафедры ежегодно проводится открытая спартакиада более чем по 20-ти видам спорта. Традиционным стал ежегодный творческий отчёт кафедры перед учителями, администрацией и представителями общественности Центрального района и города в форме «Дня безопасности и здоровья». Творческий отчет заканчивается спортивным праздником, в котором принимают участие обучающиеся, родители, выпускники прошлых лет.

Анализ эффективности работы школы за последние годы показал, что реализация воспитательных задач спортивно-оздоровительного направления осуществляется через систему спортивных школьных, районных и городских мероприятий, направленных на массовое, командное и индивидуальное участие школьников. Формированию навыков ЗОЖ, основ культуры здоровья у обучающихся способствуют школьные спортивно-оздоровительные мероприятия и творческие семейные спортивные праздники: КТД «Сибиряк», «День бегуна», «День прыгуна», «День метателя», «День туриста», «День здоровья», «Школьный забег» и др. Ежегодно проводятся спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник первой лыжни», конкурс на звание «Лучший спортсмен года». Каждый год от 20 до 50% школьников принимают участие в городских акциях «Фестиваль Сибирского бега», «Лыжня России», «Вместе к здоровью». Внеклассными мероприятиями охвачены до 85% обучающихся, 20% семей.

Все уроки физической культуры, физкультурные и спортивные занятия второй половины дня объявлены открытыми для представителей общественности, заинтересованных лиц, социальных партнеров, родителей.

В 1998 году на базе ОУ совместно с ГО и ЧС был создан класс «Спасатель» – первый проект такого рода в г. Новосибирске, правопреемником которого стал профильный класс оборонно-спортивного направления, открытый в 2004 году. Одним из основных профильных предметов учебного плана является в этом классе предмет «Физическая культура».

В учебный план 10 класса (оборонно-спортивный профиль) заложено изучение таких профильных предметов как «Физическая культура», «ОБЖ», «Медицина», «Автодело», «Школа выживания» и «Психология чрезвычайных ситуаций», «Подвижные игры», «Организация спасательского дела», «Основы тренерской работы», «Туризм и выживание в экстремальных условиях», «Экология в условиях техногенных катастроф».

Модель профильного обучения, принятая в МОУ СОШ № 29 – это однопрофильная модель, реализующая профильные предметы и элективные курсы оборонно-спортивного направления, с элементами сетевой модели, которая функционирует с привлечением дополнительных образовательных возможностей других образовательных учреждений и организаций – учебно-производственного комбината Центрального района – МУК «Престиж», колледжа физической культуры, базового медицинского колледжа, военных частей и др.

Профильное обучение направлено на обучение, обеспечивающее получение массовых профессий невысокой квалификации, предполагающих физический или исполнительский умственный труд (работники службы Спас, военные техники, работники инфраструктуры ГО и ЧС, среднетехнические специалисты МВД, технический персонал ПЧ, инструкторы по спорту и тренеры и др.).

Профильное обучение ориентировано на скорейшее вхождение в трудовую деятельность посредством приобретения массовых профессий (Новосибирское командное речное училище, физкультурный колледж, базовый медицинский колледж и др.), а также на продолжение образования в ВУЗах, готовящих специалистов массовых профессий (НГАВТ, гидротехнический факультет, специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях»; Новосибирский военный институт ВВ, Новосибирский военный институт МО РФ, Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт), НГПУ, факультет физической культуры).

Сформирована материально-техническая база, обеспечивающая реализацию оборонно-спортивного профиля.

В ОУ имеется большой спортивный зал, соответствующий современным требованиям. Учебный процесс укомплектован необходимым спортивным инвентарем, в соответствии с современными требованиями к оснащению учебных кабинетов (разделы: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжи).

В спортивном зале оборудованы: баскетбольная площадка с дополнительными баскетбольными кольцами, волейбольная площадка, площадка для большого тенниса, 6 пролетов гимнастической стенки, электронное табло для волейбола и баскетбола.

Оборудован тренажерный зал, оснащенный специальными тренажерами для укрепления всех групп мышц.

Имеется малый спортивный зал для занятий младших школьников.

Функционирует школьный стадион, на котором оборудованы беговая дорожка, сектор для метания гранаты (мяча), беговая дорожка, легкоатлетическая дорожка, гимнастический городок, волейбольная площадка, баскетбольная площадка, площадка для бадминтона. Имеется хоккейная коробка, гимнастический городок, полоса препятствий. В зимнее время на стадионе прокладывается лыжня длиной 400 метров и тренажерная площадка для отработки лыжных ходов.

На пришкольном участке сооружен теннисный корт, соответствующий современным требованиям.

Приоритетным направлением образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива школы в течение более чем полувека является физкультурно-оздоровительная работа: это динамические паузы во время урока и на перемене, четыре часа в неделю, отведенные на изучение предмета «Физическая культура», это занятия в спортивных секциях, а также факультативы, элективные курсы и профильные предметы. Комплекс мероприятий первой и второй половины дня нацелен на вовлечение всех участников образовательного процесса в физкультурно-оздоровительное и спортивно-творческое движение. Лидером движения является в течение более чем сорока лет Заслуженный учитель России, обладатель президентского гранта в рамках национального проекта «Образование» Романов Борис Викторович.

Разработана и действует система интеграции школы в открытое образовательное пространство. Весной 2006 года открыта городская экспериментальная площадка на базе ОУ «Школа – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех»».

Сложившаяся воспитательная система – результат совместных усилий педагогов, родителей, заинтересованных лиц из числа социальных партнеров, в первую очередь – структурных подразделений ГО и ЧС, ветеранских организаций и учреждений оборонно-спортивной направленности, что соответствует статусу образовательного учреждения – школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура», а также специфике профиля, выбранного для реализации в старшей школе.

Процесс обучения и воспитания пронизан «духом улья», где самоуправление и соуправление ученического сообщества являются объективной реальностью. В школе работает Совет старшеклассников, Совет физоргов, Лига общественных тренеров. Традиционным стал день самоуправления, приуроченный к празднованию Дня учителя. Старшеклассники входят в Совет школы, где совместно с педагогами и родителями решают вопросы управления образовательным процессом. Группа заинтересованных лиц из числа выпускников инициировала создание фонда поддержки и развития образовательного учреждения «Феникс», который оказывает школе ощутимую материальную поддержку.

Школой сохраняются и приумножаются традиции: празднуются Юбилеи школы, проводятся открытые заседания Совета музея. К 75-летнему юбилею школы (2002 год) был написан школьный Гимн, который исполняется в торжественных случаях. Разработана эмблема школы (2005 год). Несколько поколений выпускников принимают участие в городском движении КВН.

В течение 30 лет открыт для посетителей музей Спортивной славы школы, в котором собраны материалы о лучших спортсменах и спортивных достижениях учеников за последние 30 лет. В ОУ создан Музей истории школы, признанный одним из лучших школьных музеев города.

Среди выпускников школы (1964-2006 гг.) 12 мастеров спорта международного класса, 105 мастеров спорта, 96 кандидатов в мастера спорта, 27 чемпионов Европы, 141 чемпион России. Выбрали профессию преподавателя физической культуры 27 выпускников, тренера по различным видам спорта – 21 выпускник, работают в системе физкультуры и спорта 36 выпускников.

Об общественном признании результатов деятельности образовательного учреждения свидетельствует тот факт, что гостями школы в значимые для нее моменты стали министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, мэр города Владимир Городецкий, олимпийская чемпионка Светлана Ишмуратова, заслуженная артистка России Ольга Стебунова.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru