На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Профильная школа. Из опыта работы


Многопрофильная школа № 132 как система сетевой организации профильного обучения

Средняя общеобразовательная школа № 132 открыта 1 сентября 1976 года. Это первая школа города, которая была внесена в областную Книгу Почета в 1990 году, а в 1992 году она получила почетное звание «Школа года России». Школа № 132 – ежегодный участник фестивалей инновационных школ России, участник международных научных и научно-практических конференций. Она является членом Российской ассоциации инновационных школ, педагогический коллектив получил грант III степени международного фонда «Культурная инициатива» Дж. Сороса.

В школе накоплен интересный опыт гуманитарного обучения, включающего углубленное изучение русского языка, литературы, психологии, социологии и иностранных языков, а также физико-математического направления, включающего и информационные технологии. С 2004 года школа является областной экспериментальной площадкой, работающей над внедрением профильного образования.

Профильное обучение направлено на реализацию следующих основных целей:
- обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
- создать условия для значительной дифференциации содержания образования с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Модель сетевой организации профильного обучения

В структуру сетевой организации профильного обучения входят предпрофильные и профильные классы школы, основная общеобразовательная школа № 208, средние специальные и высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, центры профессиональной ориентации и занятости населения.

Школа является ресурсным центром предпрофильной подготовки для учащихся основной школы №208, которые имеют возможность продолжения образования в старших классах многопрофильной школы в соответствии со своими профессиональными предпочтениями.

На основе изучения запросов потребителей образовательных услуг, родителей, выпускников девятых классов, в школе организуются классы профильного обучения: социально-экономический, гуманитарно-филологический, социально-гуманитарный, естественнонаучный и информационно- технологический.

Профильная подготовка учащихся осуществляется на основе взаимодействия с Новосибирским бизнес-колледжем, Новосибирским государственным университетом экономики и управления, Новосибирским государственным педагогическим университетом, Новосибирским государственным медицинским университетом, Новосибирским государственным техническим университетом. Сотрудничество осуществляется на договорной основе и предполагает взаимодействие образовательных учреждений, направленное на формирование профессиональной направленности старшеклассников и качественную подготовку выпускников к поступлению и обучению в высших учебных заведениях. С этой целью совместно со специалистами высшей школы формируются учебные планы профильных классов, разрабатываются элективные курсы, к учебно-воспитательному процессу привлекаются педагогические кадры кафедр, используется лабораторная база колледжей и ВУЗов.

Решению задач профильного обучения способствует система дополнительного образования, которая позволяет существенно расширить образовательные возможности школьников во внеурочное время. С этой целью используются ресурсы учреждений дополнительного образования: Дома детского творчества им. В. Дубинина, спортивных школ, станции юных техников Ленинского района, учреждений культуры: районных библиотек им. А. С. Пушкина, им. А. Гайдара, Домов культуры им. К. Цеткин, им. А. П. Чехова, «Металлург».

Организация работы по профессиональной ориентации осуществляется с привлечением специалистов центра занятости населения, которые информируют выпускников о потребностях рынка труда, проводят психодиагностику и консультации по проблемам профессионального выбора, организуют тренинговую работу для старшеклассников.

Структура управления многопрофильной школой № 132

Характеристика образовательной программы старшей школы

Содержание образования в старшей школе складывается из двух компонентов: базового и профильного.

Базовый компонент задается минимальными требованиями государственных стандартов. Профильный уровень, кроме того, определяется набором спецкурсов, групповых и индивидуальных занятий по выбору школы и учащегося. Объем учебного плана для каждого старшеклассника индивидуален, но не превышает 36 часов в неделю.

Учебный план школы основывается на федеральном экспериментальном базисном учебном плане. Максимальная нагрузка учащихся соответствует шестидневной неделе. В учебном плане представлены все образовательные области, предусмотренные проектом экспериментального базисного плана.

Образовательная программа профильных классов ориентирована на достижение в этих классах стандарта образования на уровне методологической компетентности по профильным дисциплинам и общекультурной компетентности по остальным предметам.

Учебные планы 10-х классов представлены профилями: гуманитарно-филологическим, социально-гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным (химико-биологическим), информационно-технологическим.

Гуманитарно-филологический профиль

Специализация: филология (русский язык, литература, иностранные языки) и журналистика.
Обучение осуществляется на основе договора с Новосибирским государственным педагогическим университетом (институтом филологии, средств массовой информации и психологии). Образовательная программа включает углубленное изучение русского языка и литературы, английского и немецкого языков, основ филологии и журналистики, литературного творчества.

Социально-гуманитарный профиль

Специализация: социальная работа, психология, право.
Обучение осуществляется на основе договоров с Новосибирским государственным педагогическим университетом и Новосибирской государственной медицинской академией.
Образовательная программа включает изучение основ философии, социологии, политологии, права, психологии личности и общества, конфликтологии.

Социально-экономический профиль

Специализация: экономика и менеджмент.
Обучение осуществляется на основе договоров с Новосибирской государственной академией экономики и управления и Новосибирским бизнес-колледжем. Образовательная программа включает изучение основ экономики и менеджмента, маркетинга, основ делопроизводства, статистики, права. Учащиеся социально-экономического класса могут одновременно получать среднее профессиональное образование на базе Новосибирского бизнес-колледжа. По окончании школы, продолжив обучение в бизнес-колледже еще один год, выпускник может получить диплом о среднем специальном образовании по специальностям: экономика, бухгалтерский учет и контроль; менеджмент; финансы; банковское дело; статистика, страховое дело. Дальнейшее образование в НГАЭиУ осуществляется по ускоренной программе.

Естественнонаучный профиль

Специализация: медицина.
Обучение на основе договора с Новосибирской государственной медицинской академией.
Образовательная программа включает углубленное изучение биологии, химии, истории медицины, основ сестринского дела, практику в медицинских учреждениях.

Информационно-технологический профиль

Специализация: математика, физика, информатика.
Обучение осуществляется на основе договора с Новосибирским государственным техническим университетом.
Образовательная программа включает углубленное изучение математики, физики, информатики. В программе индивидуальные консультации преподавателей НГТУ, заочные контрольные работы и олимпиады. Возможно льготное поступление в ВУЗ по результатам олимпиад.

Модель многопрофильной школы как системы сетевой организации профильного обучения

Образовательная область «Филология» представлена базовыми курсами русского языка и литературы во всех профилях, кроме гуманитарно-филологического и социально-гуманитарного, где эти дисциплины являются профильными, и элективным курсом «Культура речи» в классах социально-экономического, информационно-технологического и естественнонаучного профилей. Эту область в профильных классах усиливают элективные спецкурсы по выбору учащихся: «Введение в филологию», «Введение в языкознание», «История языка», «Деловая риторика», «Основы теории литературы», «Основы журналистики», «Православные аспекты русской литературы». Региональный компонент учебного плана представлен курсом «Литературное краеведение».

Учебный план гуманитарно-филологического профиля предусматривает проектную и исследовательскую деятельность старшеклассников по лингвистическому анализу текста, литературоведческому анализу текста, литературному творчеству учащихся.

Расширенное изучение иностранных языков осуществляется за счет введения элективного видеокурса по иностранному языку, курса «Страноведение». В гуманитарно-филологических классах возможно дополнительное изучение второго иностранного языка.

Учащимся по выбору предлагаются спецкурсы, направленные на достижение общекультурной компетентности: «Технология самостоятельной работы», «Этика и деловой этикет», «Православная культура», «Основы психологических знаний», «Основы компьютерной грамотности», «Офисные технологии», «Компьютерная графика» и «Компьютерный дизайн», практикум «Основы исследовательской деятельности».

Образовательная область «Обществознание» представлена базовым уровнем в гуманитарно-филологическом, естественнонаучном, информационно-технологическом классах и профильным уровнем в социально-экономическом и социально гуманитарном классах. Эту область в учебных планах профильных классов усиливают элективные курсы по выбору: «Социология», «История философской мысли», «Логика», «Основы психологии», «Основы социальной работы», «Этика и деловой этикет», «Основы конфликтологии», «Основы права».

Увеличивается количество часов на изучение иностранных языков, по выбору учащихся возможно изучение второго иностранного языка.

В качестве элективных спецкурсов, направленных на общекультурное развитие школьников социально-гуманитарного класса предлагаются «Концепции современного естествознания», «Генетика», «Культура речи», «Технология самостоятельной работы», «Этика и деловой этикет», «Основы компьютерной грамотности», «Офисные технологии», «Компьютерная графика» и «Компьютерный дизайн», практикум «Основы исследовательской деятельности».

Учебный план социально-гуманитарного профиля предусматривает организацию групповой и индивидуальной деятельности учащихся по социальному проектированию.

Учебный план класса социально-экономического профиля дополняют данное направление следующими элективными спецкурсами: «Экономическая теория», «Менеджмент», «Маркетинг», «Статистика», «Экономика организации предприятия», «Документальное обеспечение управления». Региональный компонент представлен спецкурсом «Экономическое развитие Новосибирска и Новосибирской области».

Учебные курсы общекультурной направленности представлены элективными модулями: «Культура речи», «Технология самостоятельной работы», «Этика и деловой этикет», «Основы компьютерной грамотности», «Офисные технологии», «Компьютерная графика» и «Компьютерный дизайн», практикум «Основы исследовательской деятельности».

Учебный план предполагает организацию практики и проектной деятельности учащихся по экономическому профилю.

Образовательная область «Естествознание» представлена интегрировано в классах социально-экономического, социально-гуманитарного, гуманитарно-филологического и информационно-технологического направлений. Физика, химия и биология являются профильными в естественнонаучном классе. Физика изучается углубленно как профильный предмет в информационно-технологическом классе, биология представлена на расширенном уровне в социально-гуманитарном классе для учащихся с ориентацией на специализацию «Психология».

Учебный план естественнонаучного профиля расширяется за счет введения элективных спецкурсов: «Анатомия и физиология человека», «Генетика», «Концепции современного естествознания», «Биофизика», «Основы психологических знаний». Предлагаются элективные курсы по специализации «Медицина»: «Введение в специальность «Медицина», «История медицины», «Основы медицинских знаний», «Основы сестринского дела».

Региональный компонент представлен спецкурсом «Система здравоохранения в Новосибирске и Новосибирской области».

Набор учебных курсов общекультурной направленности, предлагаемый учащимся класса естественнонаучного профиля, содержит элективные курсы: «Культура речи», «Технология самостоятельной работы», «Этика и деловой этикет», «Основы компьютерной грамотности», «Офисные технологии», «Компьютерная графика» и «Компьютерный дизайн», практикум «Основы исследовательской деятельности».

В учебном процессе предусматривается медицинская практика, организация групповой и индивидуальной проектной и исследовательской работы.

Образовательная область «Математика» представлена на базовом уровне в гуманитарно-филологическом, социально-гуманитарном, естественнонаучном классах, и на профильном уровне в социально-экономическом и информационно-технологическом классах. Для расширения данного профиля в информационно-технологическом классе предполагается значительное увеличение количества часов на профильные общеобразовательные предметы: математику, информатику и ИКТ, физику. Кроме того, учебный план предусматривает изучение таких элективных курсов, как «Теория и практика решения математических задач повышенной трудности», спецкурс по математике «Абитуриент», «Методы решения нестандартных математических задач», «Избранные вопросы математики», «Методы физическо-технических исследований и измерений», «Физические величины и их измерения», «Астрономия», «Земля во Вселенной», «Компьютерная графика», «Программирование и основы алгоритмизации», «Web-дизайн», «Офисные технологии», «Моделирование».

В качестве элективных курсов общекультурной направленности учащимся предлагается: «Культура речи», второй иностранный язык, практикум «Основы исследовательской деятельности», «Основы психологических знаний», «Основы конфликтологии», «Основы права».

В учебном процессе предусматривается практика по использованию информационных технологий, организация групповой и индивидуальной проектной и исследовательской работы.

С 2006-2007 учебного года в школе № 132 введено мультипрофильное обучение. Мультипрофиль – это организация учебного процесса школы с учетом индивидуальных образовательных программ учащихся. Практически по всем предметам учащимся 10-х классов предоставлена возможность выбора углубленного и базового варианта изучения программы.

Преимущества организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам:
1) Каждый ученик выбирает интересующий его набор учебных предметов. При этом часть предметов изучается на базовом уровне, часть на расширенном или углубленном.
2) Возможно нетрадиционное сочетание профильных предметов (например, информатика и биология, история и биология, математика и русский язык, химия и иностранный), что исключено при введении жесткого профиля обучения.
3) Учащиеся не имеют перегрузки в учебном плане (не более 36 часов в неделю).
4) Группы, изучающие предмет по расширенной или углубленной программе, малочисленны.

Ниже представлены две статьи, описывающие опыт работы по профильному обучению 132 школы: Н. Д Кляшторной – о разнообразных формах взаимодействия с вузами города и Л. Д. Яковлевой – о профильной подготовке учащихся гуманитарно-филологического класса.

Организация сетевого взаимодействия профильной школы со средними и высшими учебными учреждениями профессионального образования

Кляшторная Нина Демьяновна,
директор МОУ СОШ № 132

В настоящее время школа работает на договорной основе с 5-ю вузами города: НГТУ, НГПУ, НГМА, СГГА и НГУЭУ. Выбор высших учебных заведений был определен запросами родителей и учащихся. Заключению договоров предшествовала большая организационная работа, руководители школы встречались с ректорами, проректорами вузов, директором ИФМИПа, определяли цели сотрудничества, задачи профильного обучения, согласовывали учебные планы, программы, содержание курсов, обсуждали вопросы кадрового обеспечения преподавания профильных предметов.

Сотрудничество с вузами носит различный характер.

С НГТУ – стандартный договор, предусматривающий методическую помощь школе в работе с учащимися математических классов; с СГГА договор заключен недавно, отношения наши только складываются. Медицинская академия предоставляет нашим учащимся лабораторную базу, оказывает кадровую поддержку, профильные предметы, биологию и химию, ведут преподаватели кафедр. С НГПУ у нас давнее сотрудничество, в прошлом году мы заключили договор на качественно другом уровне. Учащиеся гуманитарно-филологического класса изучают элективные курсы на базе НГПУ; такие курсы, как «Журналистика», «Лингвистический и литературоведческий анализ текста», «Введение в языкознание» Ведут эти курсы преподаватели вуза. Наши ученики с удовольствием ездят в вуз, их не отпугивает, что оценивают работу порой строго, как студентов.

По другому складываются наши взаимоотношения с НГУЭУ. Мы нашли полное взаимопонимание как у ректората вуза, так и администрации бизнес-колледжа, с которым нас связывают тесные узы. Договор с этим вузом предполагает выбор учащимися социально-экономических классов образовательной траектории. Один класс – по модели «Школа – вуз», другой – «Школа – колледж – вуз». Мы предполагаем, что эта модель дает учащимся более богатые возможности выбора своей образовательной траектории. Являясь учениками нашей школы, они в то же самое время являются студентами бизнес-колледжа. Проучившись два года в школе, получив аттестат о среднем (полном) образовании, они могут продолжить обучение на третьем курсе колледжа по очной или заочной форме обучения; закончив обучение в колледже, выпускники могут продолжить получение высшего профессионального образования в НГУЭУ по ускоренной программе за 3-3,5 года. Возможен и другой путь. По окончании школы, поступив на дневное отделение вуза на одну специальность, продолжить обучение в колледже на заочном отделении и при этом приобрести знания по другой. Как видим, выбор более богатый, возможности у учащихся больше. В результате внедрения такой интеграционной модели профильного обучения ученик средней школы за 6-6,5 лет получает три документа об окончании образовательных учреждений различного уровня:

• Аттестат о полном образовании;
• Диплом о среднем профессиональном образовании по одной из 6 экономических специальностей, реализуемых в бизнес-колледже НГУЭУ;
• Диплом о высшем профессиональном образовании по выбранной специальности.

Реализация в НГУЭУ этой интеграционной модели профильного обучения и профессионального образования позволяет не только сократить сроки обучения при сохранении качества реализации государственных образовательных стандартов, но и сформировать профессиональные навыки у выпускников в соответствии с требованиями социума и рынка труда.

Эта модель непрерывного образования соответствует следующим принципам:
• преемственности;
• гибкости;
• динамичности.

Преемственность предполагает постепенность перехода от одной ступени образования к другой, последовательность смены уровня требований к объему знаний, умений, навыков и глубины их освоения.

Гибкость заключается в том, что каждый учащийся может определять свою образовательную траекторию в соответствии с потребностями рынка труда, личными обстоятельствами и уровнем профессионального образования.

Для старшеклассников эта модель привлекательна, она позволяет повысить их конкурентоспособность при поступлении в высшую школу. На наш взгляд, эта модель хороша еще тем, что повышает мотивацию учащихся к обучению, к получению специальности, помогает более успешно пройти кризисный возраст. Окончательный результат будет ясен в конце следующего учебного года, но сейчас наши наблюдения дают возможность сделать следующий вывод: рост мотивации к обучению высок именно в этом классе, дети находятся в атмосфере психологического комфорта, так как у них больше уверенности в получении того образования, о котором они мечтают. Этому способствуют совместные мероприятия, проводимые школой, бизнес-колледжем и НГУЭУ (праздник первокурсника, вручение зачетных книжек, экскурсии в музей НГУЭУ, банк, казначейство и др.). В прошлом году в рамках Сибирской ярмарки мы проводили круглый стол «По жизни с одним вузом». В этом году под патронажем Торгово-промышленной палаты и межрегиональной ассоциации руководителей предприятий проводился конкурс образовательных технологий «Новосибирская марка». В номинации «Новые образовательные технологии» бизнес-колледж, представляющий совместный с МОУ СОШ №132 проект интеграции профессионального и профильного обучения на основе взаимодействия с профильными школами города и области, стал лауреатом, был отмечен дипломом и награжден премией. На Сибирской ярмарке в этом году совместно проводили «Образовательный коктейль», где девятиклассники, студенты бизнес-колледжа могли задать вопросы администрации школы, бизнес-колледжа и ректору НГУЭУ. Такое тесное сотрудничество позволяет вузу получить мотивированного, заинтересованного студента, способного решить поставленные задачи.

Связь с вузами мы поддерживаем через кураторов. В школе каждый профиль курирует один из администраторов, и в вузе, кроме НГТУ, есть также кураторы, которые координируют деятельность учащихся.

Сотрудничество с вузами, на наш взгляд, помогает решить такие важные задачи как, получение более качественного образования, вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую деятельность, способствует успешной социализации личности учащихся, а также создает условия для развития одаренных детей, направленных на получение профессионального образования.

Мы предполагаем, что сотрудничество с вузами будет развиваться и совершенствоваться.

Профильный и школьный компоненты гуманитарно-филологического профиля. Роль элективных курсов в формировании ключевых компетенций учащихся

Профильный и школьный компоненты гуманитарно-филологического профиля. Роль элективных курсов в формировании ключевых компетенций учащихся

Яковлева Л.Д.,
куратор гуманитарно-филологического направления
профильного обучения МОУ СОШ № 132

Включение в программу профильного обучения в школе гуманитарно-филологического направления закономерно: на протяжении 15 лет мы создавали гуманитарные классы, в программе которых было заложено углубленное изучение русского языка и литературы, иностранных языков. В школе накоплен определенный опыт работы с гуманитариями, существует сложившаяся материально-техническая, кадровая база для открытия данного профиля: достаточно оборудованный для школьников пресс-центр, библиотека гуманитарного центра, ежегодно пополняемая справочными и учебными пособиями, энциклопедиями и периодическими изданиями.

Профильная подготовка учащихся гуманитарно-филологического класса осуществляется на основе взаимодействия с ИФМИПом НГПУ, с которым заключен договор о сотрудничестве, направленный на формирование профессиональных наклонностей старшеклассников и качественную подготовку выпускников к поступлению и обучению в высших учебных заведениях указанного профиля. ИФМИП НГПУ выступает как ресурсный центр научно-методического, кадрового обеспечения профильного обучения старшеклассников. Совместно с преподавателями кафедр методики преподавания русского языка и литературы, русской и зарубежной литературы мы разработали учебный план 10 гуманитарно-филологического класса на основе нового базисного учебного плана старших классов, нового образовательного стандарта и содержания.

Школьный компонент гуманитарно-филологического профиля включает в себя набор элективных курсов, подкрепляющих профильные предметы:

- Введение в литературоведение
- Введение в языкознание
- Литературное краеведение
- Лингвистический анализ текста
- Литературоведческий анализ текста
- Основы журналистики
- Литературное творчество (11кл.)

Большинство элективных курсов проводится на базе ИФМИПа НГПУ, куда десятиклассники 1 раз в неделю с удовольствием ездят на занятия. Рефлексивный анализ их анкет позволяет сделать вывод о том, что обучение в университете помогает нашим гуманитариям почувствовать свою сопричастность к вузу, вызывает положительный заряд и повышает мотивацию к изучению курса русского языка и литературы на качественно новом уровне, чему способствует общение с преподавателями вуза.

Умения и навыки, приобретенные на занятиях в педуниверситете, закрепляются в практической деятельности в школе. Так, элективный курс «Технология самостоятельной работы», цель которого научить вузовским формам работы, имеет продолжение в написании рефератов по православной культуре и сибирской литературе, а элективные курсы «Введение в литературоведение», «Введение в языкознание», «Литературное краеведение», «Лингвистический анализ текста», «Литературоведческий анализ текста» помогают на уроках русского языка и литературы исследовать текст с новых позиций.

Закрепление учебных навыков, приобретенных на учебных занятиях, семинарах, практикумах, происходит в проектной деятельности в следующих структурах:

- пресс-центр (журналисты, юнкоры, группы компьютерного набора, компьютерного дизайна, макетирование, верстка, и ,в конечном итоге, выпуск школьных газет «Колобок», «132%», «Шкозеты», литературно-художественного журнала «Начало»);
- литературное объединение «НАЧАЛО» (подготовка заседаний, встреч, отбор литературного материала к публикациям, редактирование);
- краеведческий проект «К истокам родного города»;
- секции «Лингвистика», «Литературоведение», «Иностранные языки» в НОУ;
- театр на немецком языке.

Решению задач профильного обучения способствует система дополнительного образования, которая позволяет существенно расширить образовательные возможности школьников во внеурочное время. С этой целью используются ресурсы учреждений дополнительного образования:
- районные библиотеки имени Гайдара и Пушкина;
- городская библиотека имени Даля;
- музей сибирской книги;
- общество книголюбов;
- издательский дом «Сибирская горница»;
- государственные архивы НСО, городские Новосибирска и Томска;
- журналисты городских газет «Ведомости», «Вечерний Новосибирск».

Таким образом, в школе создано образовательное пространство для эффективной реализации гуманитарно-филологического профиля. Программно-методическое, кадровое обеспечение данного направления, интеграция деятельности высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования способствуют высокой мотивации учащихся к обучению в классах гуманитарно-филологического направления.

Дальнейшее совершенствование работы видится в расширении и укреплении связей с высшей школой, укреплении материально-технической базы гуманитарного образования, усилении профориентационной работы с учащимися в данном направлении.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru