На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 2 октября 2020
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Профильная школа. Из опыта работы


Реализация идей профильного обучения в условиях Новосибирской гимназии № 2

Андросова Ю.А.,
зам. директора по научно-методической работе

Во второй Новосибирской гимназии уже в течение нескольких лет реализуется проект «Индивидуальные образовательные программы гимназистов с использованием элементов профильного обучения». Предлагаемые вашему вниманию материалы представляют собой выдержки из данного проекта – обоснование необходимости реализации идей профильного обучения, особенности построения учебного плана гимназии, особенности создания индивидуальных образовательных программ гимназистов. Несмотря на то, что гимназическое образование в нашем понимании это, прежде всего, классическое образование, педагогический коллектив понимает значимость перемен, происходящих в современном обществе и необходимость в связи с этими переменами введения профильного обучения в условиях гимназии. Предлагаемые материалы – некоторые идеи и наработки, реализуемые педагогическим коллективом гимназии № 2.

Постановка и обоснование актуальности проблемы

Переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития выдвинули новые требования к образованию. Сегодня ключевыми способностями человека, определяющими его успешность, становятся самостоятельность, способность к сотрудничеству, навыки самообучения, быстрой адаптации, скорость принятия решения. Перед современным молодым человеком стоит ответственная задача выбора своего жизненного пути, наполненного постоянным самообразованием. В связи с этим в системе образования сегодня предлагаются новые подходы построения содержания. Одно из важнейших изменений в образовательной политике современной России связано с углублением дифференциации и индивидуализации обучения. Новая доктрина образовательной политики – «вооружать учащихся знаниями, максимально соответствующими их способностям, возможностям и интересам» – кажется нашему коллективу достаточно привлекательной и целесообразной. Она позволяет, с одной стороны, осуществлять обучающимися собственный выбор в части содержания образования, формы и места занятий с учетом своих интересов. А с другой стороны, освобождает учителей от старого и невыполнимого требования «научить всех и всему одинаково хорошо». Школьникам предоставляется возможность выбора содержания образования в соответствии с их интересами, способностями, склонностями, последующими жизненными планами. Такое обучение призвано дать ребенку подготовку к будущей профессии, к конкуренции, которая ожидает его при выходе из школы.

При этом возникает задача обучения школьников составлению индивидуальных образовательных программ. Эта задача очень близка педагогическому коллективу гимназии № 2 г. Новосибирска, реализующему цель: создание целостного образовательного пространства гимназии, способствующего становлению человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и интеллектуальной деятельности, обладающему многофункциональными компетентностями, необходимыми для успешной социальной и профессиональной самореализации.

В течение многих лет коллектив гимназии стремится развивать у выпускников способности, позволяющие им успешно участвовать в социальной и профессиональной жизни общества. Мы предлагаем своим ученикам возможность углубленного изучения предметов, выбор спецкурсов и факультативов в соответствии с их способностями. С гимназией сотрудничают специалисты высших учебных заведений, которые проводят с гимназистами индивидуальные занятия. Коллектив гимназии стремится создать условия повышенной комфортности для обучающихся, расширить поле их возможностей, создать ситуацию успешности в интересующей ребенка деятельности, привлечь его внимание к совершению новой деятельности. Разработанная и реализуемая в гимназии программа «Сотвори себя сам», награжденная в 2002 году Большой Золотой Медалью Сибирской Ярмарки, предлагает ученикам алгоритмы планирования своей деятельности, успеха, критерии оценки собственных достижений. Возможности перехода к компетентностному подходу изучаются нами с 2002 года. Наши ученики не только приобретают знания, но и осваивают способы действия, которые можно успешно применять за пределами школьных ситуаций. Формированию ключевых компетенций гимназистов во многом способствует работа Ассоциации творческих коллективов – объединений учащихся по интересам во внеурочной деятельности.

Важным качеством компетентной личности является наличие информационной культуры. В процессе формирования информационной культуры обучающихся предполагается активизировать работу по информатизации образовательного процесса: увеличить число уроков с использованием информационных технологий и новых интерактивных форм обучения, исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения, расширить работу Интернет-клуба, привлекать учеников к созданию презентаций, проектов, веб-сайтов.

Предлагаемая нашим образовательным учреждением инновационная инициатива включает в себя элементы профильности. С 8 класса ученики получают возможность «попробовать» профиль, сделать первый выбор варианта учебного плана, предлагаемого гимназией. Этот выбор в процессе обучения в основной школе может измениться. К моменту обучения в старшей школе ученик должен произвести тщательный анализ своего выбора, осознать ответственность своих намерений и принять решение в пользу конкретного профиля. В 10-11 классах возможность изменения профиля обучения должна быть основана на веских обстоятельствах. Используя в комплексе все возможности, которые гимназия предлагает своим ученикам, гимназисты смогут осознанно и ответственно определять направление своего дальнейшего обучения.

На наш взгляд, предлагаемая технология создания индивидуальных образовательных программ даст выпускникам гимназии широкие возможности для социализации личности, позволит обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Особое внимание мы уделяем вопросам сохранения и укрепления здоровья гимназистов. Созданный в гимназии лечебно-оздоровительный центр занимается мониторингом показателей здоровья учеников, оказанием им комплекса лечебно-оздоровительных услуг. В ходе эксперимента планируется исследовать влияние работы по индивидуальным образовательным программам на состояние здоровья гимназистов. Мы предполагаем, что усиление индивидуализации обучения должно положительно влиять на динамику показателей состояния здоровья обучающихся.

Возможность включения коллектива гимназии в эксперимент основана на успешном опыте участия в других экспериментах, проектах, конкурсах. За последние десять лет гимназия имеет немало побед. В число наших достижений входит победа в двух этапах Международного конкурса «Образовательная инициатива», организованного в 1994 году Министерством образования РФ и фондом Сороса («Открытое общество»), получение гранта Фонда Сороса, диплом Всероссийского конкурса «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования» в 1999 году, Большая Золотая медаль Сибирской Ярмарки за разработку и апробацию программы «Сотвори себя сам» в 2002 году, победа в первом городском конкурсе «Школа года – 2003» и в областном этапе первого Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» в 2004 году и многое другое.

В гимназии созданы все условия для реализации предлагаемого эксперимента. Имеется богатая материально-техническая база, опытный педагогический коллектив.

Мы знакомы с предложенным в современной педагогической практике опытом других образовательных учреждений, работающих над созданием индивидуальных образовательных программ обучающихся. Считаем, что предлагаемая нами модель уникальна и существенно отличается от других подходов. На наш взгляд, гимназия призвана расширять поле возможностей детей, а не заранее предопределять их судьбу, оставляя своим ученикам узкий коридор сделанного ими выбора изучаемых предметов, профиля, профессии, вуза. Предлагаемый проект должен содействовать не только успешному внедрению индивидуальных образовательных программ обучающихся в гимназии № 2, но и способствовать дальнейшему развитию системы образования Новосибирской области.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебный план составлен с учетом проводимой экспериментальной работы «Индивидуальные образовательные программы гимназистов с использованием элементов профильного обучения». Реализуемые в учебном плане гимназии элементы профильного обучения выражаются в обеспечении каждому обучающемуся возможности, получив некоторую общую для всех универсальную подготовку, дополнить ее по своему желанию уникальной (свойственной лишь конкретному гимназисту) подготовкой по одному из предложенных образовательных профилей.

С этой целью разработано три варианта плана, определяющих учебную нагрузку по направлениям:
• информационно-математическое (углубленное и расширенное изучение математики, информатики и информационно-коммуникационных технологий, программирования, физики);
• гуманитарное (углубленное и расширенное изучение русского языка, литературы, английского языка, основ искусствознания);
• социально-экономическое (углубленное и расширенное изучение истории, обществознания, экономики, права).

При этом варианты учебных планов учитывают разносторонние интересы личности ученика: нельзя утверждать, что ученику-гуманитарию не интересны компьютерные технологии или веб-дизайн, а ученик математического склада не любит стихи. В учебных планах не выхолащиваются «непрофильные» предметы. Такой подход согласован и с учениками, и с их родителями, которые заинтересованы в получении детьми фундаментального образования, поскольку они понимают, что рынок труда всегда нуждается в специалистах наукоемких производств, владеющих высокими технологиями, в экономистах, журналистах, педагогах, в специалистах гуманитарных и технических специальностей, в людях квалифицированных и разносторонне образованных.

Ученик имеет право выбора гимназического компонента, а также участия в формировании индивидуальной образовательной программы.

Работа с учениками по созданию нидивидуальных образовательных программ

Работу по созданию индивидуальных образовательных программ «Сотвори себя сам» мы предлагаем всем ученикам гимназии.

Индивидуальная образовательная программа состоит из трех составляющих.

1. Выбор обучающимися варианта учебного плана (реализация принципа дифференциации).

На сегодняшний день мы имеем три варианта учебных планов:
• вариант «А» предлагает учащимся для углубленного и расширенного изучения следующий ряд предметов: математику, информатику, программирование, физику;
• вариант «Б» предлагает учащимся для углубленного и расширенного изучения следующий ряд предметов: русский язык, литературу, английский язык, искусствознание;
• вариант «В» предлагает учащимся для углубленного и расширенного изучения следующий ряд предметов: историю, обществознание, право, экономику.

Количество предметов выбирает сам обучающийся. Условие, которое ставит перед учениками гимназия – выбор не менее одного предмета.

2. Выбор обучающимися индивидуальных занятий (реализация принципа индивидуализации) не зависит от выбранного варианта учебного плана.

К индивидуальным занятиям относятся спецкурсы, факультативы, проекты, практикумы, исследования, элективные курсы и др. Требования, предъявляемые к ученикам, начиная с 8 класса, – выбор не менее одного индивидуального занятия. Ребенок может менять свой выбор. Индивидуальные занятия можно получать не только в гимназии, но и на различных курсах, в процессе дистанционного обучения, при подготовке к олимпиадам, конференциям и др.

3. Участие гимназистов во внеурочной деятельности.

К таким занятиям относится участие в работе Ассоциации творческих коллективов, занятия в музыкальных, художественных клубах, видеоклубах, пресс-центре, художественно-эстетических и спортивных секциях как в гимназии, так и вне ее. Сюда может входить и общественная работа, участие в органах гимназического самоуправления, шефская работа.

Требования, предъявляемые к ученикам, начиная с 8 класса, – выбор не менее одного вида внеурочной деятельности.

Начиная с 8 класса, гимназисты сдают зимнюю и летнюю сессии, включающие по два зачета и два экзамена. В качестве предметов, подлежащих сдаче, выбираются не менее одного предмета, изучавшегося углубленно и расширенно.

Для допуска к сессии каждому гимназисту необходимо получить два зачета. Первый зачет необходимо получить по индивидуальным занятиям, независимо от количества посещаемых учеником курсов, факультативов и т.д. Ученик сам выбирает, где заработать зачет. Успешное выступление на олимпиадах, конференциях обеспечивает наличие зачета и при наличии призового места освобождает от сдачи экзамена по соответствующему предмету.

Второй зачет ученик получает на занятиях в творческих коллективах. Во внимание берутся занятия в музыкальной, художественной школах и других учреждениях при наличии соответствующих документов о регулярности посещений, успешности, результатах.

Оформление индивидуальной образовательной программы

Каждый ученик записывает свою образовательную программу в дневник «Сотвори себя сам» в виде наполнения трех частей.

1. Освоение предметов углубленного и расширенного уровня изучения.

2. Индивидуальная работа по углублению знаний (спецкурсы, факультативы, индивидуальные занятия с учителем или преподавателем вуза по подготовке к олимпиадам, научная работа для участия в научно-практических конференциях, дистанционное обучение, обучение на курсах за пределами гимназии).

3. Занятия в творческих коллективах (в клубах, секциях, кружках, входящих в Ассоциацию творческих коллективов нашей гимназии или аналогичные занятия вне гимназии).

Помимо фиксирования образовательной программы в дневнике анализируются успехи, неудачи, желания что-то изменить. Форму такого дневника планируется разработать в процессе эксперимента.

В процессе заполнения дневников ученики приобретают опыт ведения деловых бумаг, осваивают технологии планирования личного времени, отслеживания достигаемых результатов, формируют свой «портфолио».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru