На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 2 октября 2020
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Профильная школа. Из опыта работы


Ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе кооперации школ как средство расширения образовательных услуг

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛ № 301, 1 И 2 РАЙОННОГО ЦЕНТРА СУ3УН)


Рощупкина Л.Н.,
МРОУ СОШ № 301 имени В. А. Левина
рабочий поселок Сузун Новосибирской области

Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся.

Л.Н. Толстой

«Профилизация образования имеет большую социальную значимость и позитивно воспринимается обществом», – отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на семинаре «Проблемы взаимосвязи рынков труда и школьного образования в условиях введения профильного обучения». Трудно не согласиться с важностью профилизации образования.

Выбор профессии определяет жизненный путь человека, и очень важно, чтобы выбранное дело было по душе. А для этого ученику необходимо изучить самого себя, свои интересы и склонности, познакомиться с миром профессий, соотнести свои личностные особенности с особенностями выбранной профессии. Только тогда выбранный путь будет позитивным.

Профильное обучение содействует личности в выборе области деятельности, выступает средством дифференциации и индивидуализации процесса обучения, позволяющим наиболее полно учитывать интересы учащихся и развивать их способности.

В эксперимент по предпрофильной и профильной подготовке включились почти все регионы страны, многие школы имеют ощутимые результаты. Но в наиболее проблемных условиях оказались сельские общеобразовательные учреждения, так как образовательные ресурсы одной отдельно взятой школы ограничены.

• Во-первых, практически нет возможности основательно развивать материальную базу.
• Во-вторых, все острее становится кадровый дефицит.
• В-третьих, в последние годы наблюдается динамика снижения количества учащихся в СУ примерно на 30 %.

Все эти факторы снижают потенциал развития одной отдельно взятой школы, а значит, и возможности для выполнения государственного и социального заказа на развитие конкурентоспособной личности.

При обсуждении данных проблем и путей их решения возникла идея создания сетевой организации предпрофильной и профильной подготовки на основе кооперирования средних общеобразовательных школ № 301, № 1, № 2 районного центра Сузун.

Ресурсный центр предпрофильной и профильной подготовки работает с 2004/2005 учебного года в рамках областной экспериментальной площадки и позволяет создать гибкую систему выбора предметов, учителей, не меняя при этом СУ. Эксперимент реализуется в два этапа: предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов и профильное обучение в 10-11-м классах.

Предпрофильная подготовка ресурсного центра представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся 9-х классов и состоит из следующих компонентов: информирования и профильной ориентации учащихся 9-х классов, организации и освоения курсов по выбору и системы мониторинга эксперимента.

На базе трех школ обучающимся предложено для выбора 24 предметно ориентированных и межпредметных элективных курса из разных образовательных областей: «Проба пера», «Познай себя с головы до пят» (биология), «Экология жилища человека», «We study English» (английский язык), «Занимательный эксперимент в физике», «Учимся строить и читать графики» и другие. Учащимся предоставлена возможность свободного передвижения между курсами.

Предпрофильная подготовка позволила расширить область образовательных услуг для выпускников основной школы:
- увеличилась доля самостоятельной работы с источниками информации;
- увеличилось количество видов учебной деятельности: подготовка и защита проектов, выпуск газет, участие в конкурсах эмблем, поздравительных открыток, мультимедийных презентаций, экскурсии в музей, районный архив, экспериментальная и исследовательская деятельность по физике, экологии и т.д.;
- созданы условия для самопознания (психологические тесты и тренинги), для социализации личности.

Большинство курсов вызвало большой интерес выпускников как по содержанию, так и по форме проведенных занятий. Учащиеся отмечают, что им было интересно побывать в других школах, сравнить себя с другими и более адекватно оценить. Лучшие работы девятиклассники смогли представить на научно-практических конференциях в школе и в районе, показать свои знания в клубе интеллектуальных игр, защитить свои портфолио.

Профориентационная работа центра представляет не только информативный, но и интерактивный характер: встречи с представителями различных профессий, ярмарка учебных мест, сотрудничество с Центром занятости, исследования учащихся престижности профессий с точки зрения родителей, сверстников; социологические опросы студентов о проблемах при подготовке, поступлении, обучении в вузах, о социальных гарантиях выпускников.

Одной из основных особенностей предпрофильной подготовки является безотметочная форма оценки учебных достижений – зачет по итогам курса по выбору и накопительная оценка образовательных достижений в портфолио. Но пока папка учебных достижений играет рефлексивную роль непосредственно для самого ученика, так как до конкурсного создания профильных классов в сельской местности еще далеко.

По завершении первого года работы ресурсного центра есть определенные результаты:
- созданы профильные классы в СОШ № 301, № 2, № 1: физико-математический, социально-экономический, гуманитарный, химикобиологический, филологический;
- по данным психологических исследований, процент как показатель осознанности выбора учебной траектории стал выше по сравнению с началом учебного года на 80 %;
- учителя повысили свой профессиональный уровень через разработку и апробацию программ элективных курсов;
- наработан определенный методический опыт проведения элективных и профильных курсов;
- издан сборник программ элективных курсов;
- разработана модель ресурсного центра.

Но, к сожалению, пока еще очень много проблем, противоречий и вопросов, особенно для сельской школы, на которых хотелось бы остановиться.

1. Модель ресурсного центра в Сузунском районе на профильном уровне пока оказалась недейственной, то есть профильные классы созданы внутри каждой из школ центра. Причины: конкурентная борьба за ученика, неравный социальный статус школ, психологический барьер учителя, родителей, руководителя.

2. Сетевая модель районного центра предполагает быть базой для учащихся ближних сел. Если учащиеся будут проходить обучение полностью в профильном классе в одной из школ центра, это чревато закрытием средней школы в селе, где уже сейчас наполняемость классов – до 6 учащихся. Если приглашать на профильные курсы по субботам, то здесь – проблема подвоза учащихся, требующего дополнительных затрат, и учебной перегрузки.

3. Проблема переподготовки учителей профильных классов. В концепции инициировался вопрос о возможности аттестации педагогов профильной школы, прошедших подготовку на степень «магистр педагогических наук», по 15-му разряду. Хотелось бы, чтобы подобная система подготовки кадров была реализована.

4. У профильного обучения много плюсов. И все же, во-первых, никакая предпрофильная подготовка не дает 100 % гарантии окончательного выбора школьника; во-вторых, большинство выпускников поступают в те учебные заведения, обучение в которых «по карману» родителям. Такие семьи больше устраивает качественное разностороннее образование.

5. Материальная база учебных кабинетов давно пришла в упадок. В нашей школе кабинеты химии, биологии, физики пополнялись оборудованием последний раз 20 лет назад, – могут ли они соответствовать современным образовательным требованиям?

6. Проблема реализации государственных стандартов. Уже есть примерные программы, но нет учебников. Эта проблема решается, но учитель и ученик работают сегодня, а содержание учебника не соответствует изучаемому материалу. Некоторые темы учебного материала, ранее не изучаемые, включены в стандарты таким образом, что основы изучаются на 2-й ступени, углубление и расширение – на З-й ступени образования. Например, тема в курсе алгебры: «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Как учителю давать данные темы в 10-м классе, если не изучены основы и данные темы отсутствуют в учебниках? Нет практического материала. В журнале «Математика в школе» печатаются отдельные статьи, но и они носят обобщенный характер. Учителю для работы нужны курсы по данным темам, методическое обеспечение, примерное распределение часов по классам.

7. Много вопросов возникает при организации профильного обучения в школах с небольшим количеством учащихся. Существует практика создания мультипрофилей и индивидуальных учебных траекторий. Но первое вызывает затруднение в выполнении программ профильного уровня, так как темы и количество часов профильного уровня за неделю не совпадают с количеством и тематикой уроков общеобразовательного уровня. А второе – не реально без дополнительного финансирования. Хотя именно этот вариант наиболее приемлем для школ с небольшим количеством учащихся.

Каковы планы деятельности и перспективы развития нашего центра?

Необходимо, во-первых, заинтересовать руководителей сельских ОУ в сотрудничестве и привлечь наиболее мотивированных учащихся сельских школ в профильные классы за счет дистанционной предпрофильной подготовки.

Во-вторых, улучшить материальное обеспечение учебных кабинетов за счет участия в проектах и получения грантов на развитие.

В-третьих, повысить уровень подготовки педагогических кадров для работы в профильных классах через взаимодействие с педагогическим сообществом области, региона.

По материалам журнала «Сибирский учитель» № 3 (45) май – июнь 2006

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru