На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 20 сентября 2020
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информационные технологии в начальной школе


Использование возможностей информационных технологий в повышении качества преподавания в урочное и внеурочное время

Шкурупий Наталья Александровна,
учитель начальных классов гимназии № 10 г. Новосибирска

Опубликовано в издании «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска в условиях модернизации.»: Сб. материалов науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГУ, 2005.

Первая, начальная, ступень обучения очень важна. В младшем школьном возрасте формируются основные черты личности, поэтому, начиная обучение, мы берем на себя ответственность за будущее каждого ученика. Начальная школа – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека.

Перед учителем стоит ответственная задача – добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Многие понятия имеют отвлеченный, абстрактный характер, а мышление детей младшего школьного возраста характеризуется как наглядно–образное, т.е. им доступно выделение и обобщение только внешних, непосредственно воспринимаемых свойств предметов, а «их умственные операции конкретны» (по терминологии Ж. Пиаже). «В первый класс дети приходят как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, обоняя, толкая, кидая и разбирая мир на части», – писал американский педагог-психолог М. Гриндер.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, преобладание у них наглядно-образного мышления, мы сегодня говорим о необходимости использования информационных технологий для повышения качества преподавания, для реализации возможностей каждого ребенка, для того, чтобы сделать его обучение успешным и комфортным. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Какие задачи мы ставим перед собой, когда говорим об использовании информационных технологий в учебном процессе?

1. Психологические задачи:
   - снизить уровень тревожности;
   - повысить самооценку ребенка;
   - добиться положительной мотивации;
   - активизировать познавательный процесс;
   - повысить комфортность обучения.

2. Педагогическая задача – повышение качества образования.

3. Методическая задача. Как это сделать?

Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Поэтому для повышения мотивации мы ставим близкие, реально достижимые цели – научиться решать задачу, научиться складывать и вычитать, написать без ошибок письмо другу из далекой Африки и рассказать, что такое зима. Но и эти цели со временем могут перестать быть для ребенка стимулирующими. Необходимо учитывать личностные особенности детей. Дети в классе разные по типам восприятия материала: аудиалы, визуалы, кинестетики, имеют различный уровень развития памяти, внимания, мышления. Некоторые дети только в середине урока включаются в учебный процесс, многие устают к концу урока. Учитель вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Возникают проблемы с детьми, имеющими либо более высокий, либо более низкий уровень мыслительной деятельности, другие особенности развития.

Эти проблемы решаем с помощью применения на уроке электронных учебных материалов. Устал – смени вид деятельности – выполни задание на компьютере, поработай индивидуально или поучаствуй в соревновании групп. Ведь основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, а современные электронные учебные материалы могут поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель в игровой форме. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Мы широко используем электронные учебные пособия по русскому языку, математике, окружающему миру для начальной школы, разработанные под руководством кандидата педагогических наук А. В. Молоковой.

Все задания разбиты по темам и по уровню сложности. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, углубляют свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности работают с компьютером индивидуально, не замедляя продвижение класса на уроке. Кроме того, в классе некоторые дети часто болеют. Дети, пропустившие занятия, занимаются на отдельных этапах урока или во внеурочное время: на переменах, в группах продленного дня, на факультативных занятиях. Каждый ребенок работает в удобном ему темпе.

Электронные учебные пособия применяются на разных этапах урока – объяснение нового материала, фронтальный опрос, устный счет, словарная работа, закрепление ранее пройденного материала. Работа проводится индивидуальная и групповая (соревнования). Таким образом, происходит дифференциация и индивидуализация учебного процесса. Электронные учебные пособия построены так, что учитель легко и просто может контролировать правильность выполнения заданий.

Компьютер, установленный в классе, имеет выход на телевизор, что позволяет воспроизводить изображение на экране телевизора для всего класса, использовать различные компакт-диски, видеокассеты на уроках чтения, окружающего мира, истории для демонстрации и фронтальной работы. Для удобства применения в гимназии создан каталог электронных учебных материалов с их подробным описанием, который применяется учителями начальных классов при составлении тематического планирования, конспектов уроков.

Главной педагогической задачей при использовании электронных учебных материалов является повышение качества образования, создание на уроках условий для проявления индивидуальных особенностей учащихся, максимальной комфортности каждого ребенка, поддержания устойчивого интереса к учебе.

Использования информационных технологий возможно и во внеурочное время для развития творческих способностей детей. В наши дни учитель не является единственным носителем информации. Дети могут самостоятельно найти материал по интересующим их вопросам в энциклопедиях, справочниках, Интернете. Роль современного учителя лишь направлять, контролировать учебный процесс. Поэтому мы предлагаем ученикам найти материал по какой-то теме, выбрать то, что их удивило, поразило и создать свою творческую работу. Учащиеся по желанию оформляют работу в виде реферата, доклада в рукописном либо печатном виде. Некоторые дети находят информацию по предложенной теме в Интернете с помощью родителей, отбирают заинтересовавший их материал, а затем на факультативных занятиях мы учимся оформлять эти работы. Работаем в программах Word, Power Point – создаем слайды, учимся их представлять. На уроках проходят презентации творческих работ. Детям очень интересен такой вид деятельности.

Например, были созданы работы по темам:
- «Животные Арктики», индивидуальные работы учеников 4 класса;
- «Род имени существительного», индивидуальные работы учеников 4 класса;
- «Многозначные числа», коллективная работа учеников 3 класса ко Дню науки и проектов;
- «Дикие и домашние животные», индивидуальные работы учеников 4 класса, адресованные будущим первоклассникам;
- «Космос», «Я житель планеты…», коллективная работа учеников 3 класса при подготовке к интеллектуальным играм «Эрудит».

Учителя начальных классов гимназии еще не пришли к единому мнению, как назвать этот вид деятельности младших школьников: доклады, сочинения, проекты. Результат называем творческой работой учащихся. Очевидно, что эта деятельность способствует творческому развитию детей, повышению мотивации, формированию навыков работы с научным материалом, с компьютером, позволяет детям выразить свою индивидуальность.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru