На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 23 апреля 2019
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / По официальным данным
По официальным данным
Геннадий Алексеевич Старцев,
кандидат педагогических наук, доцент,
начальник Главного управления образования
мэрии г. Новосибирска

Эффективность информатизации как приоритетное направление национальной политики в области образования

     Опубликовано в издании «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска»: Сб. материалов 3-й науч.-практ. конф. «Эффективность информатизации как приоритетное направление национальной политики образования», 20-21 ноября 2006 года, г. Новосибирск / Отв. за вып. Ю. Г. Молоков; НИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006.

     Эффективность информатизации образования – это соотношение результатов деятельности органов государственной власти, образовательных учреждений и родительской общественности и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов. Вопрос эффективности информатизации образования тесно связан с формированием информационной и методической культуры участников образовательного процесса.

     Развитая информационная культура во многом определяет успешное внедрение ИКТ в образовательный процесс. Поэтому повышение квалификации работников муниципальной системы образования в области ИКТ и обеспечение педагогов и школьников необходимыми программными продуктами учебно-методического назначения должно быть основным приоритетом и заметно опережать процесс оснащения образовательных учреждений компьютерной техникой.

     Компьютерная техника и программное обеспечение требуют постоянного обновления, так как информационные технологии развиваются динамично. Компьютер сегодня – важнейший инструмент получения знаний, основа для повышения качества успеваемости учащихся и самообразования педагогов.

     В течение последних лет было улучшено оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, созданы условия для масштабного внедрения ИКТ в образовательный процесс. Традиционно, одним из критериев информатизации образования является соотношение количества учащихся на один компьютер. По данным муниципальной статистики, на 1 сентября 2006 года в Новосибирске в образовательных учреждениях 1 компьютер приходится на 24 учащихся. Этот показатель в большей степени демонстрирует оснащение кабинетов информатики. На 1 сентября 2006 года в классах информатики и ИКТ образовательных учреждений установлено 2 318 компьютеров, что составляет 49% от общего количества техники в школах (в прошлом году – 59%). При этом необходимо учитывать и снижение количества учащихся, которое за последний год сократилось на 8,6%.

     Важно отметить, что в рамках реализации Городской целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004–2007 гг.» в образовательные учреждения регулярно поставляется компьютерная техника. В среднем, компьютерный парк новосибирских школ за год обновляется на 10-12%. В городском бюджете на 2007 год по отрасли «Образование» на поставку компьютерной техники для образовательных учреждений заложено 7 млн. рублей (в 2005 году – 5 млн. рублей; в 2006 году – 6 млн. рублей).

     В 208 образовательных учреждениях города наряду с библиотеками действуют и медиатеки электронных средств образовательного назначения. За последний год возросло количество проекционного оборудования в школах – число проекторов увеличилось со 126 до 164 штук (на 23,3 %). Новосибирские школы начинают оборудоваться и современным проекционным оборудованием – интерактивными досками. 5 образовательных учреждений уже активно используют данную техническую новинку в обучении и методической работе. В 2006 году планируется поставка интерактивных досок еще в 21 образовательное учреждение. Учитывая рост количества компьютеров в предметных и мультимедийных классах, можно утверждать, что число уроков с компьютерной поддержкой заметно возросло (преподаватели 37 % школ использовали компьютер на уроках не реже 3-х раз в неделю). В начальной школе этот показатель еще выше – 46 %.

     Залогом успешной реализации Городской целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004–2007 гг.» является консолидация усилий управления образования и департамента связи и информатизации мэрии, интеграция всех заинтересованных структур города, что позволяет говорить о формировании единого информационно-образовательного пространства, целью которого является удовлетворение образовательных потребностей участников образовательного процесса, независимо от места нахождения потребителя или образовательного ресурса, в котором он нуждается.

     Оснащение учреждений муниципальной системы образования средствами коммуникации, в том числе оптоволоконной связью, является одним из приоритетных направлений деятельности управления образования мэрии. Выход в Интернет имеет большинство школ (основная масса – 158 учреждений – через модем).

     В 2004–2005 гг. в рамках реализации проекта «Подключение школ г. Новосибирска к сети Интернет» на основе оптоволоконных технологий к интранету было подключено 42 образовательных учреждения. В настоящее время работа в полном объеме выполнена в 65 образовательных учреждениях, а 22 из них активно используют возможности современных коммуникаций.

     С целью расширения информационно-образовательной сети муниципалитета продолжается работа по дополнительному подключению образовательных учреждений к оптоволоконным каналам связи за счет привлеченных средств. В этом плане примечателен пример Дзержинского района, образовательные учреждения которого подключаются к оптоволоконным каналам связи ООО «Мультимедиа Клуб-Сибирь». После завершения работ общеобразовательные учреждения Дзержинского района получат дополнительную возможность выхода в Интернет и бесплатный доступ к ресурсам городской локальный сети. Собственные информационные ресурсы они смогут размещать на сервере управления образования мэрии на основании бесплатного хостинга.

     После подключения МОУ СОШ № 98, расположенной в районе НГПУ, к единой образовательной сети г. Новосибирска в мае 2006 года появилась реальная возможность использования информационных и кадровых ресурсов НГПУ, в том числе и при организации курсовой подготовки на дистанционной основе. Благодаря деятельности ООО «Новотелеком», к городскому интранету был подключен центр «Магистр». 1 ноября 2006 года сотрудниками центров «Магистр» и «Эгида» был создан сайт учреждения, обеспечивший образовательным учреждениям доступ к информационным ресурсам по здоровьесберегающим технологиям.

     В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» 213 образовательных учреждений г. Новосибирска было бесплатно подключено к сети Интернет на основе модемного соединения по технологии web-stream. Безлимитный трафик образовательных учреждений до конца 2007 года будет оплачиваться из федерального бюджета. Основное преимущество подключения новосибирских образовательных учреждений к федеральной информационно-образовательной сети заключается в значительном снижении затрат муниципального бюджета на обслуживание Интернет-трафика. По нашему мнению, подключение школ к Интернету в совокупности с формированием единого информационно-образовательного пространства на основе оптоволоконных линий связи позволит обеспечить благоприятную техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.

     Формирование в г. Новосибирске единой образовательной сети открывает перед муниципальной системой образования новые возможности, основанные на использовании современных технологий видеоконференцсвязи. Практическим этапом реализации этого проекта стало проведение 26 ноября 2004 года I видеоконференции муниципальной системы образования по теме «Образование, город, дети». К концу 2006 года на базе центра «Эгида» проведено 9 крупных видеосеминаров, совещаний и конференций. В настоящее время в г. Новосибирске имеется 30 образовательных учреждений, оснащенных оборудованием для видеоконференций.

     Однако, наличие компьютеров и информационных сетей, пусть даже и достаточно современных, не является условием для эффективного использования ИКТ в образовательном процессе. Необходимым критерием информатизации муниципальной системы образования является его кадровое обеспечение. Из 9 495 преподавателей, занятых в образовательных учреждениях общего образования Новосибирска, переподготовку по ИКТ в течение последних пяти лет прошли 3 845 человек (40 %).

     Хотелось бы отметить, что в настоящее время в Новосибирске сформировалась система подготовки работников муниципальной системы образования в области применения и использования ИКТ. Ее основой служит Городская экспериментальная площадка по информатизации образования (ГЭП), которая включает в себя центр «Эгида» и 15 базовых школ. Во всех районах города функционируют методисты по информационным технологиям, деятельность которых ориентирована на поддержку процессов информатизации образования на местах.

     Основная цель работы ГЭП – внедрение ИКТ в образовательных процесс. В этом особую роль играет Городской центр информатизации «Эгида», основной задачей которого является формирование на территории Новосибирска единого информационно-образовательного пространства и организационно-техническое обеспечение процесса информатизации.

     Центр «Эгида» является городским ресурсным центром и организует обучение работников муниципальной системы образования по программам вторичной подготовки (проектная деятельность, языки программирования, сайтостроение). Подготовка слушателей осуществляется по 41 программе на основании разнообразных форм организации обучения. Для слушателей курсов сотрудниками центра «Эгида» выпущено 6 учебно-методических пособий по различным программам подготовки. В 2006 году центр «Эгида» продолжил работу по проведению интерактивных конкурсов, в которых принимает участие около 200 педагогов и 500 учащихся.

     В июле 2006 года была проведена II городская летняя профильная смена по информационным технологиям «Дары волхвов», которая проходила под девизом «Учимся с Intel». В работе смены приняло участие более 100 школьников из всех районов Новосибирска – лауреатов и победителей районных, городских, областных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов в различных предметных областях.

     В этом году центр «Эгида» стал участником реализации федерального гранта НФПК РФ «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности», выигранного ОблЦИТ. Одной из целей проекта является системное внедрение ИКТ в работу учреждений образования. За 2006–2008 годы в рамках гранта планируется обучить свыше 700 педагогов города.

     В связи с поставкой в образовательные учреждения г. Новосибирска системы автоматизации администрирования и создания единой базы данных образовательного учреждения «1С: Хронограф Школа» в рамках гранта по программе «Информационные технологии в управлении образованием» пройдут обучение около 300 работников муниципальной системы образования.

     С 2005 года началось обучение тьютеров муниципальной системы дистанционного обучения на основе «электронного ядра» «Moodle». В настоящее время в центре «Эгида» разрабатывается сайт «Виртуального методического объединения учителей информатики и ИКТ». К январю 2007 года будет выработана стратегия и утвержден план развития муниципальной системы дистанционного обучения. Результатом создания муниципальной системы дистанционного обучения станет обеспечение доступности образования для педагогов и школьников путем широкого использования возможностей самообразования с применением ИКТ и создание электронной базы данных учебно-методического содержания для образовательных учреждений.

     Однако в рамках ГЭП по информатизации образования необходимо усилить влияние базовых школ на процесс обучения, расширить степень участия органов управления образованием администраций районов в вопросах подготовки педагогических работников в области ИКТ, активнее привлекать к решению проблем информатизации методистов по информационным технологиям районных филиалов ГЦРО.

     Формирование организационно-кадровых условий смещает акцент применения ИКТ от преподавания основ информатики к более активному использованию информационных технологий в образовательном процессе учреждений образования всех видов и типов. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса адекватного требованиям информационного общества необходимо активизировать работу по созданию информационно-образовательного пространства города.

     92 % общеобразовательных учреждений Новосибирска имеют медиатеки или информатеки. Почти все образовательные учреждения используют электронные средства в обучении школьников. В 2005 году по федеральной программе «Развитие единой образовательно-информационной среды на 2001–2005 гг.» библиотеки общеобразовательных учреждений получили мультимедийные компьютеры и медиатеки с 49 электронными учебными пособиями по различным предметам. С 2005 года на базе центра «Эгида» ведется разработка электронного пособия по обществознанию «Обществознание в схемах и таблицах», выпуск которого планируется в сентябре 2007 года.

     Большая часть фондов школьных медиатек формируется за счет собственных средств учреждений или родительской общественности. Деятельность по укреплению информационных фондов образовательных учреждений необходимо продолжать. В этом году мы вступили в переговоры с компанией «Кирилл и Мефодий» по установке в школах города инструментальной компьютерной среды «КМ-школа». Данный комплекс создан для поддержки школьного образования и позволяет решать задачу информатизации с опорой на методический опыт, знания и навыки педагогического коллектива образовательного учреждения. «КМ-школа» дает возможность каждому участнику образовательного процесса организовать деятельность в рамках единой информационной среды учебного учреждения, исходя из профессиональных запросов и предпочтений.

     Вместе с тем, уже в течение ряда лет управление образования мэрии тесно сотрудничает с Институтом электронных программно-методических средств обучения РАО. Результатом нашего взаимодействия стало комплексное внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических пособий для начальной школы. За счет средств муниципалитета были организованы и проведены обучающие семинары, разработаны методические рекомендации, проведено обучение педагогов начальной школы и осуществляется научное сопровождение на этапе внедрения.

     В соответствии со II Городской целевой программой информатизации была развернута сеть школьных экспериментальных площадок по внедрению электронных учебных пособий в образовательный процесс, координатором деятельности которых выступает НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО. В настоящее время опыт экспериментальных школ обобщен и внедряется в педагогическую практику через систему научно-практических и научно-методических семинаров для учителей и методистов, совместные мероприятия с центром «Эгида».

     Институтом электронных программно-методических средств обучения РАО за 2004–2006 годы было проведено 42 научно-методических семинара для учителей и руководителей образовательных учреждений, которые посетило свыше 1 200 человек. За этот же период, с участием института, было организовано свыше 40 общегородских мероприятий по внедрению ИКТ в образовательный процесс для учителей, методистов и руководителей образовательных учреждений (семинары, круглые столы, конференции). В них принимало участие около 2 500 работников муниципальной системы образования.

     Ясно, что компьютер перестает быть только игровой приставкой и превращается в помощника обучения, источник информации, одно из средств общения, механизм повышения доступности образования и инструмент, повышающий мотивацию к обучению, а значит качество и эффективность образования.

     Формируемая в Новосибирске открытая информационная среда школы основывается на серьезном научно-методическом обеспечении, разработанном в ходе реализации II Городской целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004–2007 гг.». Сегодня внедрение ИКТ в образовательный процесс имеет научно-методическое сопровождение на всех ступенях школьного образования. За 2004–2006 годы в Новосибирске были разработаны концептуальные положения по информатизации начальной школы; методическое пособие для учителей «Информационные технологии в начальной школе»; оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе; концептуальные положения по информатизации общеобразовательной системы г. Новосибирска; методическое пособие для учителей «Информационные технологии в обучении школьников с особыми образовательными потребностями».

     Развитие единого информационно-образовательного пространства мы видим в создании системы обеспечения участников образовательного процесса необходимой учебно-методической и нормативно-правовой информацией.

     С начала 2006 года функционирует новый портал Новосибирской информационно-образовательной сети – NIOS.ru, на котором представлены новости муниципальной системы образования, ссылки на информационные ресурсы по различным образовательным предметам, нормативно-правовая база образования. В городе работают 2 информационных портала районных отделов образования: «Школьный портал» Советского района и «Школа: день за днем» Центрального района. Развивается система информационных сайтов образовательных учреждений г. Новосибирска (на 1 ноября 2006 года функционирует 69 сайтов).

     С 2005 года центром «Эгида» выпускаются электронная газета управления образования мэрии «Интерактивное образование» и информационный «Вестник образования» (печатное издание), ориентированные на освещение значимых моментов жизнедеятельности муниципальной системы образования. В октябре 2006 года издания были зарегистрированы в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федеральному округу. Регистрация информационного «Вестника образования» и электронной газеты «Интерактивное образование» открывает перед работниками муниципальной системы образования совершено новые горизонты для педагогического творчества на условиях признания их авторских прав.

     Управление информационными потоками в условиях функционирования единого информационно-образовательного пространства становится главным инструментом воздействия на образовательный процесс. Для этой цели ведется разработка положений об электронном документообороте между образовательными учреждениями и органами управления образованием и о принципах подключения образовательных учреждений к единой образовательной сети Новосибирска. Введение в действие системы электронного документооборота в 2007 году будет способствовать совершенствованию системы управления образованием на основе эффективного использования информационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Отрадно отметить, что по данным муниципальной статистики, на 1 сентября 2006 года 33 учреждения образования (14,6 %) самостоятельно внедрили и эффективно используют системы управления учебным процессом.

     Наряду с вышеизложенным, следует отметить и некоторые проблемные точки процесса информатизации муниципальной системы образования.

     Во-первых, данные муниципальной статистики показывают, что компьютерный парк школ города «стареет» (33 % компьютерной техники в образовательных школах уже выработали свой ресурс в 5 лет).

     Во-вторых, вызывает тревогу рост числа неиспользуемых и неисправных компьютеров. За истекший период он составил почти 9 %.

     В-третьих, существует проблема кадровой обеспеченности образовательных учреждений преподавателями информатики и ИКТ.

     В-четвертых, остается недостаточным оснащение компьютерной техникой малокомплектных и удаленных от центра города образовательных учреждений.

     Целью современной политики модернизации образования является обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, принятая постановлением Правительства РФ 23 декабря 2005 года, прямо указывает, что данная цель «достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки». Концепция является основополагающим документом в реализации национального проекта «Образование». При этом важно отметить, что информатизации образования в планах правительства отводится ключевая роль.

     Основной целью государственных инвестиций в информатизацию образования становится формирование и развитие инфраструктуры единого информационного пространства. Это означает, что запланированные меры ориентированы на развитие ИКТ в сфере образования с целью увеличения доли учащихся, применяющих ИКТ в обучении, до 90% к 2010 году. При этом количество обращений участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порталах, по отношению к 2005 году должно вырасти на50 %, а объем Интернет-трафика, приходящегося на обращение к информационным ресурсам, в 2 раза.

     Организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса на базе Интернет-технологий, направленная на создание условий доступности и качества образовательных услуг, немыслима без совершенствования системы управления образованием на основе эффективного использования ИКТ. Предполагается создание типовой информационной системы управления деятельностью учреждений образования. К 2010 году количество автоматизированных рабочих мест работников управления в сфере образования возрастет до 40% в соотношении с 2005 годом. Совершенствование стратегического управления сферой образования осуществляется за счет внедрения системы электронного документооборота и единых баз данных.

     Главным условием реализации данных задач является развитие новых институциональных форм повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. В этой связи предполагается внедрение персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

     Управлением образования мэрии был разработан план деятельности на 2007 год, который определяет содержательную сторону процесса информатизации муниципальной системы образования в условиях реализации национального проекта «Образование». В 2007 году нам предстоит решить ряд приоритетных задач, позволяющих перейти на более высокий уровень развития информатизации муниципальной системы образования:

     - развитие городской информационной образовательной среды на основе оптоволоконных линий связи, включая развитие городского информационно-образовательного портала, сайтов районных органов управления образованием и образовательных учреждений, для обеспечения доступа участников образовательного процесса к локальным информационным ресурсам;

     - совершенствование процессов управления образованием за счет повышения эффективности расходования финансовых средств и формирования целевого подхода при оказании материальной поддержки образовательным учреждениям для развития конкретных направлений информатизации образования;

     - укрепление системы информационной поддержки образовательного процесса в учреждениях образования с целью распространения передового педагогического и управленческого опыта путем развития электронного документооборота и СМИ управления образования мэрии – электронной газеты «Интерактивное образование» и информационного «Вестника образования»;

     - оснащение образовательных учреждений города мультимедийными классами и современным проекционным оборудованием – интерактивными досками;

     - увеличение поставок компьютерной техники в образовательные учреждения с целью модернизация их компьютерного парка и передачи устаревшего оборудования в дошкольные детские учреждения;

     - распределение компьютерной техники по принципу пропорционального количества учащихся в образовательных учреждениях с целью доукомплектования кабинетов информатики и ИКТ компьютерами на уровне «10 + 1»;

     - развитие муниципальной системы подготовки работников образования в области применения и использования ИКТ и проведение семинаров в рамках реализации проекта «Открытая информационная среда школы»;

     - создание и апробация инновационных подходов к информатизации образовательных учреждений и распространение накопленного позитивного опыта на основе развития опытно-экспериментальной работы по основным направлениям информатизации школы на базе центра «Эгида»;

     - оснащение образовательных учреждений современными электронными учебно-методическими пособиями за счет средств муниципального бюджета;

     - развитие системы электронных библиотек для использования информационных, технических и кадровых ресурсов ВУЗов, научных и методических организаций, предприятий;

     - создание информационных баз данных по электронным учебным пособиям, используемым в образовательном процессе, и школьным музеям с целью сохранения фондов и формирования основ для патриотического воспитания.

     Комплексное решение сформулированных задач в рамках реализации Городской целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004–2007 гг.» позволяет нам уверенно говорить о повышении эффективности использования ИКТ в образовательных учреждениях.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru