На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2019
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого
Мнение ученого
Юрий Григорьевич Молоков,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник,
начальник НМЦ НИПКиПРО «Современные технологии»

Развитие процессов информатизации новосибирской школы

     Информатизация образования долгое время оставалась для массовой школы словосочетанием из будущего. При отсутствии компьютеров и электронных образовательных материалов, отсутствии вузовской подготовки, отсутствии специальных курсов в системе повышения квалификации, отсутствии системной работы методических служб все призывы к всеобщей компьютеризации и информатизации выглядят нелепо.

     Новосибирск – один из немногих городов, где решились выстроить целостную систему информатизации образования, взяв за основу ее воздействие на образовательный процесс. Именно так сформулированы цели в принятой сессией городского Совета Городской целевой программе «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004-2007 годы»:

     – Реализация государственной политики в области информатизации системы образования. Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий, развитие единой информационной образовательной среды города Новосибирска.

     – Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса муниципальной системы образования города Новосибирска.

     – Обеспечение эффективного использования средств информатизации и коммуникации в муниципальных учреждениях образования.

     Причин, способствующих принятию именно такого подхода немало. Сегодня нас не может не волновать проблема качества образования – неуклонно проявляется общая тенденция к его снижению. И это касается не только общей школы: недавно прочитал, что опрошенные по линии ЮНЕСКО 1800 профессоров из различных стран среди лучших двухсот университетов мира не назвали ни одного российского, в том числе и МГУ, НГУ!.. Одну из причин можно найти в определении миссии современной школы, когда в докладах и выступлениях утверждается, что «школа в условиях рыночной экономики должна…». В действительности же существуют общечеловеческие незыблемые ценности, достижения европейской цивилизации, в том числе и образование, независящие от рынка. Тем более, рынок не может диктовать условия школе! Очевидно, что новые экономические отношения создаются образованными людьми, а они, в свою очередь, определяют потребность в специализации, специалистах для работы в условиях рынка. Но это уже задачи не общего образования…

     Школа же закладывает начала образованности как ведущего качества личности. И здесь должны использоваться самые современные технологии: не изучение компьютера, а компьютер в образовательном процессе. Если только изучать уникальное техническое средство – значит, согласиться с тезисом о подготовке к жизни в современном обществе, к условиям рынка. Обучение же в условиях применения новых образовательных технологий означает переход к новому качеству образовательного процесса, новому качеству образования, подготовке новых людей, выросших в окружении новых технологий.

     Хочется надеяться, что новосибирские школы идут по этому пути. По крайней мере, рассматривая объем работы, уже проделанной в рамках целевой программы, можно утверждать, что за три прошедших года существенно изменилась материальная база, обеспечивающая информатизацию, возникла практически новая система научно-методического сопровождения. Создание и развитие Городского центра информатизации «Эгида», углубление взаимодействия с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, усиление методической составляющей авторских экспериментальных площадок позволяет заинтересованному учителю, руководителю школы не только получать квалифицированные консультации. Сотни учителей города прошли через курсовую подготовку и дидактические семинары, где формируются представления о построении образовательного процесса в условиях информатизации. Многие педагоги посещают научно-практические семинары и открытые уроки, проводимые учителями-исследователями НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО на базе авторских экспериментальных площадок. Набирает вес и городская экспериментальная площадка, объединяющая на практике все общеобразовательные учреждения города, лидирующие в области информатизации. Можно только приветствовать такую консолидацию.

     В этом ряду стоят и ежегодные городские научно-практические конференции, проводимые в соответствии с логикой Городской целевой программы и являющиеся по своей сути научно-методическими педагогическими собраниями. Заседания «круглых столов» этих конференций все больше походят на встречу специалистов, прекрасно разбирающихся в проблемах информатизации и четко определяющих свои позиции.

     В целом, учитель начала нового десятилетия и учитель 2006 года имеют существенные различия в уровне подготовки и владения рассматриваемой проблемой. Но прирастание качественных изменений присуще, естественно, не всем педагогам и не всем школам. Мне знакома ситуация, когда в одном микрорайоне школа устремлена вперед, осваивает новые педагогические технологии, оснащает кабинеты супертехникой, проводит методические мероприятия общероссийского уровня, а педагоги нескольких соседствующих общеобразовательных учреждений, иногда посещая в ней семинары, даже не понимают сути нововведений!

     Здесь особое значение имеет педагогическая культура учителя и руководителя школы. Опыт показывает, что участие в инновационной деятельности невозможно регламентировать. Скорее всего, наличие либо отсутствие педагогической культуры – проблема этическая. Узнаваемая ситуация: учитель подготовлен, обучен, обеспечен уникальными электронными программно-методическими комплексами, но не применяет новое, утверждает, что прежние методы и приемы вполне обеспечивают школьный процесс. Нарастание объемов нововведений не все воспринимают положительно, стараются избежать их, работать по-привычному. Поэтому мы говорим об этической стороне деятельности учителя: появляются эффективные технологии, соответствующие новому веку – профессионал обязан их осваивать, т.е. решать задачу обновления условий обучения, обновления образовательной среды.

     Кстати, кроме значительного числа методических и научно-практических мероприятий для профессионального роста педагогов, в поддержку Городской программы информатизации нами выпущен целый ряд научно-методических изданий:

     – Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Информатизация общеобразовательной системы города Новосибирска (концептуальные положения). Монография – Новосибирск: СИОТ РАО, 2003.

     – Молокова А.В. «Азбука». Электронное учебное пособие для начальной школы: Метод. рекомендации/Под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2003. (3.8 п.л.)

     – Молокова А.В. «Русский язык – 2». Электронное учебное пособие для начальной школы: Методические рекомендации/Под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2004. (8 п.л.)

     – Молокова А.В. «Русский язык – 3». Электронное учебное пособие для начальной школы: Методические рекомендации/Под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2004. (10 п.л.)

     – Молокова А.В. Информатизация начальной школы: подготовка учителя/ Под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. – Новосибирск: НГУ, 2004. (3.2 п.л.)

     – Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения)/Под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. – Новосибирск: НГУ, 2004. (3.6 п.л.)

     – Молокова А.В. Информационные технологии в начальной школе: Метод. пособие для учителей/Под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. (11.6 п.л.)

     – Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска в условиях модернизации: Сб. материалов науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГУ, 2005. (16 п.л.)

     – Социализация учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях информатизации образования: Сб. материалов науч.-практ. конф. - Новосибирск, ИЭПМСО РАО, 2006. (9 п.л.)

     – Информатизация муниципальной системы образования: информационная и методическая культура учителя: Сб. материалов науч.-практ. конф. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.

     Все эти издания переданы во время семинаров во все методические кабинеты районов и в большинство школ города.

     Сегодня в Новосибирске возникла прогнозируемая нами ситуация: в силу чисто субъективных причин наиболее целенаправленно и последовательно, на достаточно высоком научном и методическом уровне ведется работа с педагогами начального школьного звена. По крайней мере, учителя начальных классов наших экспериментальных площадок ушли далеко «в отрыв» от своих коллег из обычных школ города в области применения информационных технологий в урочной деятельности. Эта ситуация подтверждает тезис о том, что любое нововведение требует тщательного профессионального научно-методического сопровождения, причем достаточно длительного в силу особенностей образовательной сферы. Более того, мы сегодня не боимся «утечки» наших авторских электронных материалов (таких случаев сколько угодно, вплоть до издания подобных известными фирмами). Многолетняя практика, аналитическая работа, в том числе и прошедшая недавно научно-практическая конференция, приводят все к тому же выводу о первостепенности формирования методологических основ информатизации у педагогических работников. Попытки создания и реализации в Новосибирске программ подготовки учителя к работе в условиях информатизации не решают главной задачи – педагогов, работающих в среднем и старшем концентрах школы, не готовят пока к применению компьютера в ходе урока, в процессе учебной деятельности школьника. Не готовят потому, что не выросли еще специалисты, умеющие научить учителя применению ИКТ в образовательном процессе. Мы с этим сталкиваемся постоянно, когда, вновь пройдя пользовательский курс, освоив очередную прикладную программу, учитель обращается с просьбой о методической помощи.

     Меня также тревожит, что у ряда педагогов создается ложное впечатление: умение подготовить презентацию, сконструировать буклет, подобрать материал для сайта является достаточным условием для успешной информатизации образовательного процесса. Возникает ситуация подмены истинно необходимого содержания подготовки фрагментарными инструментальными умениями. Существующие же критерии отчетности создают вполне приятное впечатление от объемов проделанного.

     Наличие описанной проблемы не умаляет значимости всего положительного, что наработано в городе за небольшой срок. Наоборот, то, что мы пришли к пониманию ситуации, что учителя все активнее ставят вопрос о необходимости совершенствования методической помощи в аспекте освоения информационных технологий, говорит о зрелости учителя. Опыт активной работы наших экспериментальных площадок, опыт освоения методов и приемов организации проектной деятельности учащихся, опыт использования элементов дистанционного обучения подтверждают востребованность освоения информационно-коммуникационных технологий в качестве нового профессионального знания.

     В этой связи необходимо создавать целостную систему повышения квалификации и переподготовки в области информатизации. При этом ведущее место на уровне города должно принадлежать центру «Эгида». За небольшой срок своего существования его коллектив сумел создать настоящее учреждение, реализующее значительный список курсовых и внекурсовых мероприятий, обеспечивающее многие методические потребности муниципальной системы образования. Дальнейшее развитие центра связано с решением целого ряда организационных проблем, и, в первую очередь, кадровой: содержание и качество образовательного процесса в подобных учреждениях определяется, в значительной степени, привлеченными специалистами, известными педагогической общественности. Этот подход в «Эгиде» пока не может реализоваться в силу действующей в отношении ее нормативно-финансовой базы. Как только статус этого уникального центра будет установлен на уровне существующих в городе учреждений повышения квалификации, «Эгида» в полной мере сумеет ликвидировать описанные выше «белые пятна» в повышении квалификации учителей-предметников.

     В завершение хочу отметить следующее. Образование столкнулось с невиданными ранее преобразованиями, в эпицентре которых лежат новые технологии получения, обработки и хранения информации. И все эти свойства компьютерной техники требуют совершенно иной методологической основы, новой структуры образовательной системы, совершенно нового образовательного процесса: новых форм, новых методов и приемов. Практически меняется все – от появления нового руководителя до нового учителя и совсем иного ученика. Где-то это происходит уже сейчас, где-то стараются повременить. Но реалии таковы, что в каждой новосибирской школе дети работают с компьютером, в каждой школе есть учителя, все чаще включающие компьютер на уроке для демонстрации объектов, для проведения контрольно-измерительных манипуляций, для исследования явлений, получения удаленной информации, переписки со сверстниками, выполнения конкурсных заданий. Реалии таковы, что завершается массовое подключение учреждений образования к сети Internet, в том числе и через оптоволокно. Образовательные порталы, сайты школ, телесовещания и телеконференции… Происходит масштабная организационная работа, радикальное изменение взглядов на образовательный процесс. И возникает новая школа, соответствующая времени и статусу нашего города.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru