На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня понедельник, 16 сентября 2019
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / К истории вопроса
К истории вопроса
Сергей Владимирович Федорчук,
заместитель директора
по научно-методической работе
Городского центра информатизации «Эгида»

Развитие информационных технологий в современном обществе: основные тенденции и история проблемы

     В современных условиях человеческая цивилизация столкнулась с фантастическими объемами информации. Человеку становится все труднее справляться с резко возросшими информационными нагрузками, которые ему приходится испытывать во всех областях его деятельности. Рост потоков информации так велик, что его часто называют информационным взрывом, употребляя это выражение без кавычек – настолько точно оно отражает действительное положение дел. Примеров более чем достаточно. Мы приведем лишь некоторые, наиболее впечатляющие. По данным ЮНЕСКО, в начале XIX века во всем мире выходило около 100 периодических научных изданий. К 1850 году количество периодических изданий увеличилось до 1000, к 1900 году превысило 10 000, а теперь, по оценке некоторых специалистов, оно приближается к 100 000. Кроме того, непрерывно увеличивается количество статей в журналах: сейчас ежегодно публикуется около 3 млн. статей. Книг за последние 25 лет выпущено почти столько же, сколько за предшествующие 500 лет.

     Глобализация – это сегодня термин уже не столько социально-экономический, сколько культурологический, где глобальный характер носит «взаимопроникновение» и «переплетение» между собой достижений и традиций различных цивилизаций. При этом происходит интеграция не только экономических, социальных и политических систем различных стран, но и единение культурно-исторических и религиозно-философских систем. Складывается почти футуристическая картина, когда основной ценностью и производительной силой общества становится не труд или капитал, а информация (знание). Интеллектуальная собственность, в данном случае, даже важнее, чем собственность на средства производства, землю и т. д. Интеллект никогда не стоил так дорого (в денежном выражении) и уж совсем точно никогда не являлся фундаментальной основой миросистемы. По мнению американского футуролога Э. Тоффлера, то общество, которое придет на смену индустриальному, сложившемуся в развитых странах, будет иметь принципиально иной характер. «Это в одно и тоже время и …технически развитая, и антииндустриальная цивилизация… она несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти».

     Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

     Итак, современное общество уже стало информационным, человечество стоит на пороге создания искусственного интеллекта, а человек еще на шаг приблизился к формуле «хочу все знать!». По масштабу этот перелом сопоставляют с аграрной революцией и индустриализацией и называют его иногда в этом смысле «третьей волной». Характерные черты информационного общества были впервые определены американским социологом Д. Беллом: переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций, превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент анализа и теории принятия решений . По мнению Т. Стоуньера, «в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства» . Данные ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества.

     Вместе с тем перечисленные черты носят внешний и описательный характер. Кроме того, отдельные их проявления могут иметь место и на предыдущих стадиях общественного развития. В связи с этим встает вопрос о едином объективном критерии, отличающем информационное общество от индустриального. Представляется наиболее целесообразным в качестве такого критерия выбрать ту производственную сферу, в которой занято большинство трудоспособных членов общества. С этой точки зрения, об информационном обществе мы можем говорить, если больше половины его членов занято в сфере производства коммуникативной информации и оказания информационных услуг.

     Для этого должны быть созданы определенные условия, в качестве примера которых можно привести сценарий развития информационного общества, предложенный У. Дайзардом: «налицо некая общая модель изменений – трехстадийное прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне . Первым государством, осуществившим указанные изменения и сформировавшим информационное общество, стали в 1960-70-е годы США. В настоящее время к числу таких государств можно отнести большинство экономически развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

     Одной из важнейших проблем на современном международном рынке новых технологий является дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые. Причем государства, производящие технологию и знания (прежде всего США), развиваются, в числе прочего, за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных производств в другие страны (так называемый экологический колониализм). Целый ряд государств, имеющих современные ИКТ, получают научную информацию из США и других стран, так как сами они не могут создавать знания, способные наполнять национальную информационную среду. Такие общества нельзя назвать информационными. Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению терроризма.

     Таким образом, символом современной культуры стало «знание», полученное с помощью компьютера и информационно-коммуникационных технологий. Работа человека с информацией теперь и важнейшее умение, и первостепеннейшая его потребность. Появилось даже новое понятие «информационная культура», под которой понимается часть общей культуры современного человека, отражающей достигнутый уровень организации работы с информацией, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и ее использования, а также способности к целостному видению мира и предвидения последствий принимаемых решений.

     Достижения человечества в ХХ веке в области связи и ИКТ привели к формированию особой виртуальной среды взаимодействия людей – информационно-телекоммуникационному пространству, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность его объектов и возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам. Основой для его формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшие 5-7 лет преобладающее большинство населения земного шара будет иметь постоянный доступ в компьютерные сети.

     «К 1998 году Интернет выглядит воистину глобальной средой, – пишет Дебора Л. Спар, – его связи незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки новыми интригующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить. С течением времени сеть угрожает также уничтожить многие привычные аспекты бизнеса, общества и государства».

     Для объективного понимания современных тенденций развития ИКТ необходимо проанализировать историю данного процесса, выявить его основные этапы и закономерности. Первым реально осуществленным и ставшим известным механическим цифровым вычислительным устройством стала «Паскалина» великого французского ученого Блеза Паскаля – 6-ти (или 8-ми) разрядное устройство, на зубчатых колесах, рассчитанное на суммирование и вычитание десятичных чисел (1642 год). Через 30 лет после «Паскалины» в 1673 году появился «арифметический прибор» Готфрида Вильгельма Лейбница – двенадцатиразрядное десятичное устройство для выполнения арифметических операций, включая умножение и деление, для чего, в дополнение к зубчатым колесам, использовался ступенчатый валик. «Моя машина дает возможность совершать умножение и деление над огромными числами мгновенно» – с гордостью писал Лейбниц своему другу. О машине Лейбница было известно в большинстве стран Европы. В цифровых электронных вычислительных машинах, появившихся более двух веков спустя, устройство, выполняющее арифметические операции (те же самые, что и «арифметический прибор» Лейбница), получило название арифметического. Позднее, по мере добавления ряда логических действий, его стали называть арифметико-логическим. Оно стало основным устройством современных компьютеров. Таким образом, два гения XVII века, установили первые вехи в истории развития цифровой вычислительной техники.

     Однако до второй половины XIX века основу информационных технологий составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществляется путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой, каждое письмо копировалось отдельно вручную, помимо счетов, суммируемых также вручную, не было другой информации для принятия решений. На смену «ручной» информационной технологии в конце XIX века пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты – все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. «Механическая» технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

     Существует несколько точек зрения на развитие современных ИКТ, которые определяются различными признаками деления . Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития ИКТ, направленный на удовлетворение персональных информационных потребностей человека:

     1. по виду задач и процессов обработки информации:
     - 60-70-е гг. XX века – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития ИКТ являлась автоматизация операционных действий человека;
     - 80-е гг. XX века – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

     2. по проблемам, стоящим на пути информатизации общества:
     - до конца 60-х гг. XX века – период проблемой обработки больших объемов информации в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств;
     - 70-е гг. XX века связаны с проблемой отставания программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств;
     - с начала 80-х гг. XX века компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Основные проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде;
     - с начала 90-х гг. XX века началось создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа: выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; организация доступа к стратегической информации; организация защиты и безопасности информации.

     3. по преимуществу, которое приносит компьютерная технология:
     - период с начала 60-х гг. XX века характеризуется эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основная проблема на этом этапе психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем;
     - период с середины 70-х гг. XX века – это время появление ПК, что привело к изменению подходов по созданию информационных систем – ориентация в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя;
     - этап с начала 90-х гг. XX века связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии и распределенной обработки информации.

     4. по видам инструментария технологии:
     - 1-й этап (до второй половины XIX века) – «ручная» технология. Инструментарий: перо, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем передачи через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель – представление информации в нужной форме;
     - 2-й этап (с конца XIX века) – «механическая» технология. Инструментарий: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель – представление информации в нужной форме и более удобными средствами;
     - 3-й этап (40–60-е гг. XX века) – «электрическая» технология. Инструментарий: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. На данном этапе изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания;
     - 4-й этап (с начала 70-х гг. XX века) – «электронная» технология. Инструментарий: ЭВМ, создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни;
     - 5-й этап (с середины 80-х гг. XX века) – «компьютерная» технология. Инструментарий: ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на ПК и используют телекоммуникации. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

     Итак, 1990-е годы стали переломным периодом в области развития ИКТ, характерной чертой которого стала их интеграция в различных областях человеческих знаний. На базе ИКТ бурно развивается международная интеграция бизнеса, Internet и электронная коммерция. Совместное использование данных и обмен информацией изменяют общество, возникают новые парадигмы подготовки и организации производства, стандарты реконфигурации и управления проектами, внедрение технологий «параллельного проектирования» и «виртуального предприятия».

     Развитие ИКТ в промышленности оказало влияние на все остальные области человеческой деятельности. Осознание этого факта отразилось в процессе формирования концепции глобального информационного общества как основы общей стратегии развития передовых стран. Первоначально возникли два центра, которые можно назвать американским и европейским. В настоящее время их интеграция определяет мировой путь развития ИКТ в мировом обществе. К сожалению, по этим путям в основном идут только страны Большой семерки (G7). Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой оказались практически исключенными из этого процесса.

     Наиболее важным событием в сфере использования новых информационных технологий в индустрии развитых стран представляется появление и развитие CALS-технологий . Основным содержанием CALS-технологий является создание стандартных «интерфейсов» для различных промышленных технологий, бизнес-процессов, других сфер человеческой деятельности. Движущей силой развития этого направления информационных технологий стало осознание нарастающей сложности проблем, возникающих «на стыках» различных технологических процессов. Появление CALS связано с программой «звездные войны». Генерал Абрахамсон, возглавлявший её в то время, столкнулся с проблемой информационной разобщенности Пентагона (крупнейшего потребителя в США) и его поставщиков в промышленности. Высокая логистическая сложность его программы потребовала создания единой информационной системы взаимодействия со всеми крупнейшими фирмами американского военно-промышленного комплекса.

     К настоящему времени индустриальные информационные технологии в виде CALS-технологий образуют информационную структуру индустрии США. Они выступают безусловным лидером и рассматривают сферу информационных технологий как основу своего господства в мире. По оценкам специалистов, развитые страны Европы отстают от США на 8-12 лет и предпринимают энергичные шаги по преодолению этого отставания. В этом им сильно мешает традиционный консерватизм Старого Света и недостаток средств. Высокой активностью в сфере международной интеграции бизнеса отличаются страны Юго-Восточной Азии, лидером которых выступает Япония. Экспансию новых информационных технологий в бизнесе указанных стран приостановили финансовые трудности.

     Кроме этого, в известном смысле новые информационные технологии есть экспорт европейской идеи открытого общества, к принятию которой культуры многих государств Тихоокеанского региона не готовы. Основной конфликт CALS-сообщества – необходимость пересмотра основ национальных и региональных стандартов в процессе построения новой системы международных стандартов. Это надо делать в очень больших масштабах и комплексно, что требует политической поддержки государства. Как известно, переучивание специалистов и реформирование национальных систем стандартизации и сертификации стоят очень дорого. Все развитые страны стремятся минимизировать свои издержки на CALS, что вызывает между ними существенные противоречия. Никто не представляет в этом процессе интересы развивающихся стран с переходной экономикой.

     Для развивающихся стран и стран с переходными экономиками единственной возможностью сократить отставание от индустриально развитых стран в области ИКТ является концентрация ресурсов и координация усилий в этом направлении. Никто из них в одиночку не может полностью контролировать процессы создания и поддержания новых информационных технологий. В решении этой проблемы они не могут рассчитывать на помощь более богатых соседей. По логике государств, следующих инновационным и технологическим моделям развития, «сырьевые» страны не нуждаются в информационном обществе. В то же время, деиндустриализация и деинтеллектуализация подрывают основу национальной безопасности. С другой стороны, страны, находящиеся в начале пути промышленного роста, не испытывают груза проблем, порождаемых «индустриальным прошлым». Многие технологии и сферы деятельности они осваивают «с нуля». Это дает им возможность с самого начала создавать эффективную систему управления на базе новых информационных технологий. Именно такие страны в наибольшей степени выигрывают от внедрения новых информационных технологий, поскольку это позволяет им рационально использовать и без того ограниченные ресурсы.

     Как показывает мировой опыт, успешное продвижение к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами различных стран (США, страны ЕС, АТР и др.). В современных условиях это продвижение становится важным политическим фактором и для ведущих стран является основой национальной политики. Перед российским государством стоит политическая задача – создать необходимые предпосылки и условия перехода к информационному обществу.

     Процесс формирования информационного общества в России в условиях становления новой российской государственности, реформирования экономики, перехода от информационной закрытости к презумпции открытости информации сам по себе достаточно сложен. Очевидно, что Россия находится только в начале пути в информационное общество и отстает от промышленно развитых стран мира (так, если количество компьютеров на 100 жителей в США и странах Западной Европы составляет 30 и более, то в РФ этот показатель составляет около 6). В настоящее время Россия занимает 14 место в мире по охвату населения услугами глобальной сети Интернет. Об этом говорится в пресс-релизе американской компании comScore Networks, которая запустила новую систему подсчета пользователей сети Интернет-проект comScore World Metrix. Как отмечается в пресс-релизе компании, при подсчете учитывались граждане старше 15 лет, присутствовавшие в сети в марте 2006 года, и не учитывался доступ из Интернет-кафе, с мобильных телефонов и карманных компьютеров. По данным компании, в России в марте насчитывалось 10 833 000 пользователей сети Интернет. Всего же в мире их 694 260 000 человек. Первое место занимают США – там, по данным comScore Networks, Интернетом пользуются 152 046 000 человек. Второе место (74 727 000) занимает Китай, а третье – Япония (там насчитали 52 100 000 пользователей всемирной сети).

     В 2006 году в стране функционировало около полумиллиона Интернет-сайтов, где размещено около 70 000 000 различных документов, а аудитория российского сектора Интернета составляет около 20 000 000 человек. Из них около 7 000 000 россиян обращаются в услугам «всемирной паутины» ежедневно, являясь ее активными пользователями.

     Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами – в стране более 1 000 000 уникальных архивных фондов и 130 000 библиотек, около 1 000 000 баз данных общим объёмом более 170 терабайт. В целом, по объёму информационных ресурсов наша страна уверено занимает одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа. В настоящее время одним из динамичных секторов российского рынка стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Научные исследования и использование их результатов в массовом производстве в РФ традиционно не сбалансированы. Это одна из причин того, что сегодня на российском информационном рынке преобладает продукция и услуги ведущих зарубежных фирм, использующих свое превосходство в области производства и практического применения ИКТ для получения односторонних преимуществ. Вместе с тем, с начала XXI века практически всё программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Включение информационных ресурсов и услуг в систему товарных отношений происходит в России в условиях неразвитости соответствующей законодательной и нормативной базы, что ведет к ряду негативных последствий, к которым можно отнести: незащищенность персональных данных граждан, несоблюдение прав на интеллектуальную собственность, рост числа компьютерных преступлений. Однако наблюдаются и положительные тенденции, связанные с появлением точек экономического роста. Например, относительно быстро развивается рынок информационных услуг на базе Интернет.

     Путь России в информационное общество – это путь через стабилизацию отношений собственности в информационной сфере, через формирование регулирующих механизмов, обеспечивающих защиту инвесторов, производителей и потребителей информационных продуктов и услуг.

Использованная литература

1. Баталов Э. Я. О книге Э. Тоффлера «Третья волна» // США – экономика, политика, идеология. № 7, 1982 год.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. С. 330.

3. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. С.393.

4. Колин К. К. Социальная информатика – научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - М., 1994, С. 5.

5. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. С. 343.

6. Пюкке С. Информационное общество и проблемы социального развития. Библиотека учебной и научной литературы РГИУ // http://www.i-u.ru/biblio/archive/pikke_infobsch/default.aspx

7. Коняев С. Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. С. 51.

8. Вычислительная техника – информатика – информационные технологии. Родословное дерево. По материалам работ Б. Н. Малиновского // http://museum.e-ukraine.org/Early_r.html

9. Багриновский К. А., Хрусталев Е. Ю. Новые информационные технологии. М.: ЭКО, 1996.

10. CALS-технологии (англ. Computer-Aided Acquisition and Life-Cycle Support) – современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия, обеспечивающая единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными. CALS использует стандарты IGES и STEP в качестве форматов данных. В CALS входят также стандарты электронного обмена данными, электронной технической документации и руководства для усовершенствования процессов. В последние годы работа по созданию национальных CALS-стандартов проводится в России под эгидой Госстандарта РФ. С этой целью создан Технический Комитет ТК431 «CALS-технологии», силами которого разработан ряд стандартов серии ГОСТ Р ИСО 10303, являющихся аутентичными переводами соответствующих международных стандартов (STEP).

11. Горбунов Ю. З. Управление качеством и новые информационные технологии. Библиотека учебной и научной литературы РГИУ // http://www.i-u.ru/biblio/archive/gorbunov_ukinit/

12. Горбунов Ю. З. Указ. Соч.

13. Пюкке С. Информационное общество и проблемы социального развития. Библиотека учебной и научной литературы РГИУ // http://www.i-u.ru/biblio/archive/pikke_infobsch/default.aspx

14. По материалам Интернета // http://palm.newsru.com/russia/10may2006/stati.html

15. Комиссаров В. Сетевая экономика в России находится на стадии активного формирования… (Интернет-интервью) http://www.1sn.ru/show.php?id=3721

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru