На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования. Из опыта работы


Информатика в начальной школе

Антонина Васильевна Мурай,
методист Калининского филиала ГЦРО

     Когда мне предложили вести уроки информатики в младших классах, я задала себе вопрос: «Что же нового должен внести курс информатики в учебный процесс? Каково должно быть его содержание?» Я стала отталкиваться от того, что человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. В наше время, когда развитие общества происходит чрезвычайно быстрыми темпами, обмен информацией приобретает самое существенное значение. Очевидно, что умение анализировать информационные потоки и применять алгоритмический подход к решению практических задач будет совершенно необходимо человеку ХХI века.

     То есть одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Наверное, очень важно закладывать эти знания уже в школе. В нашем современном мире от умения людей самых разных профессий логически мыслить, аккуратно «раскладывать все по полочкам» зависит уровень применения информационных технологий, степень и глубина использования компьютера как помощника в самых разных сферах деятельности людей. Здесь речь идет о некой культуре логического мышления.

     Но как только мы начинаем говорить о логическом мышлении, то не можем не вспомнить, что логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет, и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

     Я определила для себя, что курс информатики в начальной школе нужен для того, чтобы научить детей задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему.

     На мой взгляд, этим требованиям отвечает учебный курс для начальной школы «Информатика в играх и задачах», разработанный под руководством А.В. Горячева. Целью этого курса является развитие мышления, ориентированного на восприятие новых идей в областях, связанных с информационными технологиями. В увлекательной игровой форме дети знакомятся с довольно сложными понятиями: элементами комбинаторики, теорией графов, играми с выигрышной стратегией; развивают логическое, системное, алгоритмическое мышление.

     Учебно-методическое обеспечение курса представляет собой рабочие учебники-тетради для учащихся и подробные поурочные планы для учителей.

     Поурочные планы составлены таким образом, чтобы даже начинающий учитель мог с минимальными затратами времени и сил подготовиться и провести урок. Планируемый объем составляет 1 час в неделю.

     К рабочей тетради прилагаются два варианта контрольных работ по каждой четверти. Материал каждого полугодия представлен в отдельной тетради, что удобно детям и не слишком перегружает их неподъемные ранцы.

     Мне нравится, что, работая по этой методике, не требуется специально отбирать классы для занятий. Даже самые сложные дети раскрываются на этих уроках — им интересно, у них все получается — и, разумеется, они творят!

     Курс информатики развивается циклически. Углубление знания о предмете происходит на каждом очередном витке. Курс построен так, что начинать обучение можно с 1-го или со 2-го класса. Учителям, которые захотят начать обучение детей с 3-го класса, рекомендуется провести вводные уроки, обобщающие содержание материала 2-го класса.

     Курс информатики способствует приобретению следующих учебных навыков:
     - выделение признаков предмета;
     - связывание предмета с понятием;
     - выполнение классификации понятий;
     - выявление причинно-следственных связей;
     - составление правил логического вывода (логических рассуждений);
     - представление выполнения последовательности действий;
     - составление последовательности действий, ведущей к какой-либо цели.

     Хотя этот курс рассчитан на бескомпьютерное обучение, мне кажется, что в современных условиях это невозможно.

     Поэтому вторая часть урока посвящена тому, чтобы познакомить детей с возможностями компьютера. Здесь я охватываю три направления:

     1. Научить школьников работать с компьютерными программами учебно-тренажерного, игрового характера, рассматривая их в качестве вспомогательного обучающего средства при формировании навыков, предусмотренных программами по математике, русскому и английскому языкам.

     Дети с большим интересом и даже с некоторым азартом выполняют задания, которые в обычной жизни требуют терпения, усидчивости, монотонности действий. За меньший отрезок времени такой режим работы позволяет выполнить детям гораздо большее количество тренировочных упражнений. Правильность действий мгновенно оценивается компьютером, что дает возможность учащимся самостоятельно контролировать и корректировать усвоение учебного материала.

     Математика:
     МLАDR{ 1 сложение и вычитание в пределах до 20
     ВЕАТВОМВ
     МLАDSR{ сложение и вычитание в пределах до 100 и более
     АНIМТМLР таблица умножения
     МSМ метрические системы
     РRUR уравнения

     Русский язык:
     CROSSRUS
     RUSSIAN

     С помощью этой программы (RUSSIAN) отрабатывается правописание на следующие темы: род существительных; словообразование существительных; словообразование прилагательных; словообразование наречий; видовые пары глаголов; антонимы; смысловые группы глаголов; глаголы движения без приставок; употребление видов глаголов; конструкции со словом КОТОРЫЙ и с причастиями; употребление местоимений; паронимы.

     Английский язык:
     WayAhead
     Мuppetrd

     2. Применение на уроках готовых компьютерных программ с целью развития логического мышления.

     Работа с такими программами создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

     З. Использование компьютера для изобразительного творчества. Графические программы стимулируют у детей желание рисовать картины, вносить в них изменения.

     На уроках информатики дается импульс творчеству ребенка. Дети рисуют незнакомую планету, населяют ее необычными существами, ищут общее и особенное, классифицируют и объединяют.

     Дети могут планировать и контролировать свои действия, учатся добиваться одной и той же цели разными путями. На уроках учащиеся проявляют инициативу, что обеспечивает выход за пределы обязательных заданий. Так, например, школьники с большим интересом самостоятельно составляют план и детально описывают алгоритм выполнения какого-либо задания, тестируют алгоритмы и вносят в них при необходимости исправления.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru