На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования. Из опыта работы


Метод проектов как одна из интреграционных форм государственной аттестации учащихся

Раиса Федоровна Доманицкая,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы
лицея №200 Заельцовского района

Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.

Древняя китайская пословица

     В настоящее время принцип гуманизации образования стал ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.

     Проект (от лат. «брошенный вперед») – замысел, план.

     Смотреть вперед – это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:

     – стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения;
     – умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания;
     – учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (то есть толковать) информацию, а не просто заучивать ее.

     Главная идея проекта состоит в следующем: с увлечением выполняется учащимся только та деятельность, которая выбрана им самим.

     Цели проекта

     – позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
     – способствовать развитию у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор нужной информации, обобщение, развитие аналитического мышления).

     Виды проектов
     1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.
     2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего может быть использован в качестве дополнения к урочной деятельности.
     3. Надпредметный проект выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Носит характер исследования и может быть использован при государственной аттестации учащегося.

     Этапы работы над проектом
     1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задачи.
     2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
     3. Самообразование и актуализация знаний.
     4. Продумывание хода деятельности.
     5. Структурирование материала.
     6. Обобщение результатов и выводы.
     7. Анализ успехов и ошибок.

     Одной из форм государственной аттестации по литературе за курс основной и средней школы может быть реферат. Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи. Информационный же проект предлагает работу в структуре исследовательской деятельности, который можно представить в интегрированной форме с предметом «информатика» в виде презентации, электронного пособия или разработки тестовых заданий через метод проекта. Работа над таким проектом не должна быть авральной.

     Идею сдачи государственных экзаменов методом совместного проекта подсказали ребятам несколько лет назад учителя информатики, так как у них иссякли темы по информационным технологиям. В течение последних 3-х лет нет ни одного экзамена в нашем лицее, где не был бы использован данный метод.

     Формы сдачи экзаменов методом проекта

     1. В современной школе актуален контроль знаний с помощью тестирования. В педагогической науке существует целое направление, занимающееся разработкой правил составления тестов согласно законам психологии и дидактики. Тесты составляют методисты и учителя.

     Учащийся 10 В класса Алексей Шлагин, готовясь к экзамену по информатике во время зимней сессии, опираясь на знания, полученные на уроках информатики и русского языка, разработал программу, которая может проверять знания учащихся по русскому языку у учащихся с 8 по 11 класс. Свой выбор предмета учащийся объяснял тем, что хочет улучшить свои знания по русскому языку.

     В принципе, эту же программу проекта можно использовать и для проверки знаний по другим предметам, заменив тестовые задания и ответы на них.

     2. Электронное пособие по предмету.

     Проект может быть выполнен в форме сайта.

     Например, Антон Пастухов, учащийся 11 класса создал электронное учебное пособие по литературе «Владимир Маяковский», включающее биографические данные поэта, большое количество фотографий, эскизы первых изданий, характеристику особенностей литературного течения, небольшие задания по темам и др. В заключение предлагается тестирование по всем рассмотренным в электронном пособии темам.

     Таким образом, к положительным характеристикам электронных учебных пособий можно отнести возможность демонстрации наглядного материала и проверки полученных знаний по теме.

     3. Реферат с презентацией.

     Используется при сдаче экзаменов как демонстрационный материал, а в дальнейшем как энциклопедический. Например, реферат с презентацией Алины Сергеевой, ученицы 11 класса – это портретная галерея писателей и поэтов Серебряного века, а также биографические справки о них. Работая над демонстрационным материалом, учащиеся выбирают план изложения. Всё это увлекает их и вовлекает в другие области культуры и искусства.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru