На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня понедельник, 23 сентября 2019
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Обзор педагогической прессы
Обзор педагогической прессы
Ведущая рубрики – Наталья Владимировна Федорова,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора
по научно-методической работе ГЦРО

     Проблемам компьютерного тестирования посвящен ряд статей в научно-практическом журнале «Вестник педагогических инноваций» (№3, 2006), выпущенный Новосибирским государственным педагогическим университетом. Общие проблемы всех статей изложены в работе А.Н. Величко и О.А. Ефремовой:

     «При применении тестовых материалов становятся актуальными следующие проблемы:

     - зачем использовать тесты, каковы место и роль тестовых материалов в педагогической диагностике;

     - как определить параметры, проверяемые тестовыми материалами;

     - как создать качественные тесты;

     - насколько правомерно использовать собственные тесты, не прошедшие сертификацию;

     - как проверить качество имеющихся тестовых материалов;

     - какие выводы правомерно делать при анализе результатов тестирования и т.д.».

     Особое внимание авторы работы уделяют процедуре сертификации тестовых материалов, которая состоит из двух обязательных элементов: экспертизы и апробации; проводится анализ уровней экспертизы (от авторской экспертизы до заключения УМО). Авторы подробно анализируют параметры тестовых заданий, по которым должна проводиться экспертиза. Представим некоторые из них:

     Соответствие тестового задания (ТЗ) содержанию ГОС или учебной программе.

     Уровень значимости содержания тестового задания. Эксперт на свое усмотрение определяет данное задание: сомнительное, приемлемое (допустимое), важное или существенное по содержанию.

     Форма ТЗ – открытая, закрытая, на упорядочение, на соответствие.

     Количество концептов (логических шагов или интеллектуальных действий), необходимых для решения тестового задания.

     Об этих и других параметрах экспертизы, позволяющих качественно и целостно оценить созданные тестовые задания или подготовиться к созданию таковых, читайте в статье А.Н. Величко и О.А. Ефремовой «Проблемы качества тестовых материалов».

     О других аспектах компьютерного тестирования можно узнать из статьи профессионального тестолога (специалиста в области педагогических измерений) В.В. Кромера «Вес тестового задания и мера структурированности знаний – что общего?», о требованиях, предъявляемых к педагогическим тестам, пишут О.Е. Пермяков и О.А. Максимова в статье «Формализация экспертного оценивания качества тестовых материалов с позиций системного подхода».


     «Почему информатизация, объявленная одним из основных приоритетов в области отечественного образования, продолжает оставаться его самым слабым местом? На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола «Концепции становления, развития и использования современных информационных технологий в системе образования РФ», прошедшего в Госдуме.

     По мнению специалистов, участвовавших в «круглом столе», так происходит из-за того, что в нашей стране делается упор лишь на одну часть информатизации – собственно обеспечение школ и вузов компьютерами с выходом в Интернет. Но важно еще и научить как детей, так и взрослых пользоваться возможностями виртуального информационного пространства, а также объяснить им, для чего это нужно.

     «Главными препятствиями на пути внедрения информационных технологий в школах являются СанПиНы и нормативно-подушевое финансирование», – констатировал ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.

     «Кстати, недавно Министерство образования и науки само осознало необходимость изменить устаревшие СанПиНы и перейти от ограничительных санитарных норм к более гибким, которые бы формировались по результатам мониторинга здоровья учащихся. Однако никаких конкретных шагов в этом направлении пока не сделано.

     Еще один немаловажный момент. Из-за несовершенства в законодательстве российским образовательным учреждениям компьютеры обходятся вдвое дороже, чем западным: отсутствуют необходимые таможенные и налоговые льготы…»

     Таким образом «несколько лет упорной информатизации привели к тому, что в международном рейтинге развития электронного обучения Россия опустилась с 45-го на 52-е место из 68 возможных».

     Материалы подготовлены по статье О. Дашковской «Несколько лет упорной информатизации», опубликованной в газете «Первое сентября» 25 ноября 2006 года.


     Многие родители и учителя жалуются на детей, которые просиживают долгие часы в Интернете, забывая при этом о насущных делах. Увлечение настолько сильное, что на второй, а то и третий план уходят обычный распорядок дня, посещение школы, приготовление уроков, общение с родственниками и друзьями, прогулки и даже сон. И все попытки ограничить общение с компьютером, ввести его в какие-то разумные рамки ничем не заканчиваются, а иногда приводят к ссоре с детьми. Действительно ли так опасна Всемирная сеть, что увлечение ею может стать болезнью?

     Ответ на этот вопрос ищите в статье Е. Ушаковой «Зависимость или увлечение?» (см. журнал «Директор школы», № 8, 2006, с. 99 –101).


     В интервью «Учительской газете» от 21 ноября 2006 года заместитель руководителя проекта Национального фонда подготовки кадров Владимир Кашицин, в частности, сказал: «Всего до конца декабря этого года к Интернету должно быть подключено до 18 тысяч образовательных учреждений. И 36940 в будущем году. Им всем будет обеспечен бесплатный и неограниченный доступ к ресурсам Сети до 31 декабря 2007 года. Я бы сравнил это с решением задач ГОЭЛРО».

     Что делать, если образовательное учреждение не вошло в список подключения школ? Представитель образовательного учреждения должен направить письмо-просьбу в свое Министерство образования.

     Уже работает «горячая линия». Директора школ бесплатно и круглосуточно могут задать любой вопрос. Номер телефона: 8-800-333-02-50.

     Более подробно о планах подключения к «бесплатному» Интернету читайте в статье О. Родионовой «План ГОЭЛРО: Национальный проект выравнивает возможности, но не пытается сделать всех счастливыми».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru