|
Ведущая рубрики – Наталья Владимировна Федорова,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора
по научно-методической работе ГЦРО
|
Проблемам компьютерного тестирования посвящен ряд статей в научно-практическом журнале «Вестник педагогических инноваций» (№3, 2006), выпущенный Новосибирским государственным педагогическим университетом. Общие проблемы всех статей изложены в работе А.Н. Величко и О.А. Ефремовой:
«При применении тестовых материалов становятся актуальными следующие проблемы:
- зачем использовать тесты, каковы место и роль тестовых материалов в педагогической диагностике;
- как определить параметры, проверяемые тестовыми материалами;
- как создать качественные тесты;
- насколько правомерно использовать собственные тесты, не прошедшие сертификацию;
- как проверить качество имеющихся тестовых материалов;
- какие выводы правомерно делать при анализе результатов тестирования и т.д.».
Особое внимание авторы работы уделяют процедуре сертификации тестовых материалов, которая состоит из двух обязательных элементов: экспертизы и апробации; проводится анализ уровней экспертизы (от авторской экспертизы до заключения УМО). Авторы подробно анализируют параметры тестовых заданий, по которым должна проводиться экспертиза. Представим некоторые из них:
Соответствие тестового задания (ТЗ) содержанию ГОС или учебной программе.
Уровень значимости содержания тестового задания. Эксперт на свое усмотрение определяет данное задание: сомнительное, приемлемое (допустимое), важное или существенное по содержанию.
Форма ТЗ – открытая, закрытая, на упорядочение, на соответствие.
Количество концептов (логических шагов или интеллектуальных действий), необходимых для решения тестового задания.
Об этих и других параметрах экспертизы, позволяющих качественно и целостно оценить созданные тестовые задания или подготовиться к созданию таковых, читайте в статье А.Н. Величко и О.А. Ефремовой «Проблемы качества тестовых материалов».
О других аспектах компьютерного тестирования можно узнать из статьи профессионального тестолога (специалиста в области педагогических измерений) В.В. Кромера «Вес тестового задания и мера структурированности знаний – что общего?», о требованиях, предъявляемых к педагогическим тестам, пишут О.Е. Пермяков и О.А. Максимова в статье «Формализация экспертного оценивания качества тестовых материалов с позиций системного подхода».
«Почему информатизация, объявленная одним из основных приоритетов в области отечественного образования, продолжает оставаться его самым слабым местом? На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола «Концепции становления, развития и использования современных информационных технологий в системе образования РФ», прошедшего в Госдуме.
По мнению специалистов, участвовавших в «круглом столе», так происходит из-за того, что в нашей стране делается упор лишь на одну часть информатизации – собственно обеспечение школ и вузов компьютерами с выходом в Интернет. Но важно еще и научить как детей, так и взрослых пользоваться возможностями виртуального информационного пространства, а также объяснить им, для чего это нужно.
«Главными препятствиями на пути внедрения информационных технологий в школах являются СанПиНы и нормативно-подушевое финансирование», – констатировал ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.
«Кстати, недавно Министерство образования и науки само осознало необходимость изменить устаревшие СанПиНы и перейти от ограничительных санитарных норм к более гибким, которые бы формировались по результатам мониторинга здоровья учащихся. Однако никаких конкретных шагов в этом направлении пока не сделано.
Еще один немаловажный момент. Из-за несовершенства в законодательстве российским образовательным учреждениям компьютеры обходятся вдвое дороже, чем западным: отсутствуют необходимые таможенные и налоговые льготы…»
Таким образом «несколько лет упорной информатизации привели к тому, что в международном рейтинге развития электронного обучения Россия опустилась с 45-го на 52-е место из 68 возможных».
Материалы подготовлены по статье О. Дашковской «Несколько лет упорной информатизации», опубликованной в газете «Первое сентября» 25 ноября 2006 года.
Многие родители и учителя жалуются на детей, которые просиживают долгие часы в Интернете, забывая при этом о насущных делах. Увлечение настолько сильное, что на второй, а то и третий план уходят обычный распорядок дня, посещение школы, приготовление уроков, общение с родственниками и друзьями, прогулки и даже сон. И все попытки ограничить общение с компьютером, ввести его в какие-то разумные рамки ничем не заканчиваются, а иногда приводят к ссоре с детьми. Действительно ли так опасна Всемирная сеть, что увлечение ею может стать болезнью?
Ответ на этот вопрос ищите в статье Е. Ушаковой «Зависимость или увлечение?» (см. журнал «Директор школы», № 8, 2006, с. 99 –101).
В интервью «Учительской газете» от 21 ноября 2006 года заместитель руководителя проекта Национального фонда подготовки кадров Владимир Кашицин, в частности, сказал: «Всего до конца декабря этого года к Интернету должно быть подключено до 18 тысяч образовательных учреждений. И 36940 в будущем году. Им всем будет обеспечен бесплатный и неограниченный доступ к ресурсам Сети до 31 декабря 2007 года. Я бы сравнил это с решением задач ГОЭЛРО».
Что делать, если образовательное учреждение не вошло в список подключения школ? Представитель образовательного учреждения должен направить письмо-просьбу в свое Министерство образования.
Уже работает «горячая линия». Директора школ бесплатно и круглосуточно могут задать любой вопрос. Номер телефона: 8-800-333-02-50.
Более подробно о планах подключения к «бесплатному» Интернету читайте в статье О. Родионовой «План ГОЭЛРО: Национальный проект выравнивает возможности, но не пытается сделать всех счастливыми».
Наверх |