На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания

Ведущая рубрики – Елена Валерьевна Тараненко,
заместитель директора музея истории
развития образования в г. Новосибирске
и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО

     Историческое развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенные периоды музейные собрания становились базовой основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, в их стенах делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды. Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определение музейной педагогике: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В более современных исследованиях музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. В этой связи музейной педагогикой:

     а) изучаются закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности повышения педагогического руководства;

     б) определяется специфика педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающая необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;

     в) обобщается опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатываются и совершенствуются научно-методические рекомендации;

     г) выявляются наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;

     д) прогнозируется развитие музеев в плане реализации их педагогических способностей.

     В числе других проблем музейная педагогика занимается изучением психолого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации; специальные разделы музейной педагогики занимаются исследованием форм и методов работы с музейной аудиторией, определением места музеев, их возможностей в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования, изучением проблем музейной социологии. Таким образом, музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер и обогащают и музееведение, и педагогику, и психологию.

     На современный момент, безусловно, необходимо чётко различать понятия музейная педагогика и культурно-образовательная деятельность в музее, поскольку первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе, традиционное для музея направление, входит в его компетенцию.

     Говоря о возможностях музейной педагогики в процессе воспитания, сначала хотелось бы кратко рассмотреть историю взаимоотношений школы и музея и отметить, что тесное и, можно сказать, гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось в середине ХIХ века. С этого времени между школой и музеем сменилось несколько моделей взаимоотношений: «омузеивание школы» (ХIХ в.), «школоцентристкая» модель (н. ХХ в.), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50-60-е гг. ХХ в.), складывание сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60-90-е гг. ХХ в.).

     Сейчас, говоря о музейной педагогике, о её возможностях в образовательном, воспитательном процессах, в первую очередь необходимо рассмотреть взаимодействие «школа – школьный музей», поскольку более целесообразно в первую очередь использовать потенциал этого уникального учреждения (тем более что, как правило, он территориально выгодно расположен по отношению ко всем участникам образовательно-воспитательного процесса).

     Появление и развитие взаимоотношений «школа – школьный музей» началось ещё на рубеже XIX и XX вв. и шло в общеисторическом контексте. Ещё на рубеже XIX и XX вв. школьный музей существовал и был в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, собранием раритетов. Школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни, и поскольку школьный музей являлся уже тогда частью образовательной системы, дальнейшее его развитие шло в рамках общих взаимоотношений «школа – музей». Школьный музей пережил следующие основные этапы истории создания и развития:

     1. С начала своего возникновения на рубеже XIX-XX вв. вплоть до конца 1920-х гг. школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий.

     2. В 1930-е и 1940-е гг. в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на осуществление идей политехнизации музей наглядных пособий превращается собственно в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х – начала 1940-х гг. стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х гг. начинается процесс формирования сети школьных музеев, давших импульс для создания школьных музеев практически всех профилей.

     3. К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев – четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. Из среды школьных музеев выделяются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.

     4. Однако в 1990-х гг. они переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастом 1970-1980-х гг. не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса школьного музея.

     5. Но некоторым школьным музеям удалось тогда не только «выжить» в условиях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и вести активную деятельность. Это стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам:

     а) школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория);

     б) школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной;

     в) школьный музей, более чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а также близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и проживающих на данной территории родителей учащихся).

     Поэтому «кризис» школьных музеев 1990-ых годов можно расценивать и как обретение ими нового качества. Причём этот процесс был тесно связан с осознанием того, что школьный музей представляет собой открытую образовательно-воспитательную систему. Лишь в марте 2003 года в администрации регионов было направлено письмо Министерства образования РФ о поддержке музеев ОУ с целью совершенствования их деятельности, на основании которого было издано Постановление главы администрации Новосибирской области, мэра г. Новосибирска, а затем изданы соответствующие приказы начальников управлений образованием Новосибирской области и г. Новосибирска.

     В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций.

     1. Термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня.

     2. Думается, что школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. А в таком музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением.

     3. Школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск – открытие – творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно – для детей.

     4. Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям. А потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности всех, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

     Таковы основные вехи, которые можно выделить в истории такого образовательного феномена, как школьный музей.

     Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания – обоюдный. И чаще всего, эффективность и результативность его прямо пропорциональны уровню профессионализма педагога и воспитателя. В этой связи необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива. В свете нового подхода к профессиональной компетенции педагогических работников подготовка и переподготовка, обновление знаний и умений становятся одной из самых актуальных проблем конкурентоспособности в сфере общественного производства вообще и образования в частности. В настоящее время педагоги и руководители должны не только знать современные педагогические, управленческие технологии, но и владеть культурой внедрения их в жизнь своего образовательного учреждения. Кроме этого, современный процесс повышения квалификации и переподготовки имеет тенденцию к поиску наиболее современных, новых форм работы, модернизации системы обучения. В этом смысле использование потенциала конкретного образовательного учреждения повышения квалификации и переподготовки является приоритетным в том смысле, что то или иное образовательное учреждение может являться оптимальной практической площадкой, где на разных уровнях и в реальном времени происходит развитие знаний, способностей и навыков в сферах мышления, мотивации, практического применения инновационных педагогических технологий.

     Кроме этого, целесообразно также напомнить, что школьный музей, он хоть и школьный, но всё-таки музей, который должен выполнять свои основные функции: научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения. Прежде всего, музей образовательного учреждения – это школьный центр повышения квалификации и даже в некоторых случаях переподготовки, где педагоги разных специальностей смогут в процессе повышения квалификации и переподготовки смогут оглянуться на «старое», чтобы увидеть перспективы своего будущего роста. Поскольку, во-первых, практически во всех школьных музеях существует раздел «История школы», где, естественно хранится (или экспонируется) информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогических находках. А что может быть лучше «хорошо забытого старого»?

     Во-вторых, в анкетах анализа и самоанализа учебного занятия обязательно присутствуют строки «Задачи урока» (среди которых обязательно должна быть и воспитательная), «Оборудование урока», «Система работа учителя», материалы для реализации которых находятся (в том числе) в школьном музее.

     В-третьих, необходимо помнить, что процесс воспитания обоюден и взаимен и имеет следствие и для ученика, и для учителя, и для родителя. Сейчас очень много говорится о проблемах профессиональной компетенции и этики молодых специалистов (в том числе и классных руководителей), и начинать решать эту проблему в школах надо с подробного знакомства со школьным музеем, его экспозицией, его архивами, школьными традициями, школьными легендами (как среди учителей, так и среди учеников).

     Отдельно нужно сказать о потенциале школьного музея как возможного центра регионально-ориентированной воспитательной системы образовательного учреждения. Положительный опыт подобного режима работы образовательного учреждения есть и в г. Новосибирске, и в Новосибирской области. Но, к сожалению, классные руководители и учителя рассматривают возможности использования школьного музея, в основном, только для «дежурных» или традиционных мероприятий (к 9 мая, 23 февраля и т.д.). Хотя, во-первых, в свете последних государственных, региональных, местных нормативно-правовых актов в области воспитания и образования социально-экономические изменения, происходящие в стране, и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют существенных изменений в содержании и структуре воспитательных задач, которые стоят и перед общеобразовательной школой в частности, и перед системой общего и дополнительного образования в целом, и которые, безусловно, необходимо ставить перед каждым конкретным уроком, мероприятием, внеурочным занятием. А во-вторых, при проектировании музея как центра воспитательной системы необходимо продумывать и преломлять работу всех предметно-цикловых комиссий, всех методических объединений, всех направлений деятельности учреждения именно через музей, что, в свою очередь, требует определённого рода переподготовки педагогов либо повышения их квалификации. На начальной ступени повышения квалификации и переподготовки эту проблему может и решает музей образовательного учреждения.

     Музей и с точки зрения методического сопровождения целостного воспитательного процесса в образовательном учреждении может (и должен) исполнять роль системно-комплексного методического центра, лаборатории, своего рода «копилки». Где, как не в музее, хранить, экспонировать, использовать лучшие методические разработки классных руководителей, лучших учителей-предметников, хранить обобщённый опыт передовых педагогов, опыт воспитательной деятельности, обеспечивать информационное сопровождение опытно-поисковой деятельности в области воспитания, развития учащихся в школе. И, наконец, школьный музей исполняет роль методического центра и в том отношении, что он по определению должен и ведёт работу в инновационном, опытно-экспериментальном режиме. А любое вовлечение педагога в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность значительно повышает уровень его профессиональной квалификации.

     К числу особо значимых проблем, решаемых музейной педагогикой, относится активизация различных процессов формирования личности учащегося – развитие её творческих способностей, выработка активной жизненной позиции и т.д. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации учащихся в музее, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации, для разнообразия видов деятельности учащихся. В этом направлении ведутся поиски в области экскурсионной методики, проведения музейных уроков, факультативов, организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея, создаются проблемные, творческие лаборатории учащихся и т.д.

     Трудно переоценить потенциал школьного музея в свете решения вопросов воспитательной деятельности учащихся, поскольку музей относится к такому уникальному типу учреждений, который:

     - позволяет в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального, деятельностного, мотивационного, волевого;

     - является центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива образовательного учреждения;

     - помогает осуществлять деятельность по пропаганде здорового образа жизни;

     - является одним из центров формирования у учащихся опыта социальных отношений.

     Существует разнообразие форм и методов, которые могут использоваться и уже используются для решения воспитательных задач на базе музея кроме традиционных (экскурсия, встреча с интересными людьми и т.д.). Это может быть и интерактивный музей на сайте учреждения, и интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа, это может быть и особая форма школьного музея – детский музей, это и занятия, не зависимые от профиля музея – археологические, художественные и т.д., но проводимые на основе материалов музея.

     И последнее, школьный музей может и должен использоваться как учреждение дополнительного образования, которое является одним из факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального, гражданского и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru