На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Человек года
Человек года

Праздник русской культуры или день памяти?
(К 100-летию Д.С. Лихачева)

Наталья Владимировна Федорова,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора
по научно-методической работе ГЦРО

     28 ноября 2006 года отмечалось 100-летие Дмитрия Сергеевича Лихачева, великого русского ученого, филолога, философа, человека, ставшего не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.

     Как у каждого русского человека есть свой Пушкин, так у каждого просвещенного русского есть свой Лихачев. И чем более открытым становится государство, чем более многосторонним становится знание о мире, тем сильнее ощущаешь глубину незабвенных строк о жизни, человеке, душе, культуре, написанных Д.С. Лихачевым.

     В школах г. Новосибирска, участвовавших в конкурсе «Школа года», с большой вероятностью можно было предположить, что данное событие не останется без внимания. Уж слишком силен общественный резонанс, так много пишут об этом ученом и общественном деятеле в педагогических изданиях. И действительно, практически каждая школа так или иначе отметила данный юбилей: в настенной или периодической школьной печати, оформленными стендами в кабинете литературы, цитатами над доской, а иногда и в школьных коридорах. Только все цитаты, увиденные мной, с завидным постоянством повторяли знакомые строки о памяти, когда-то написанные Д.С. Лихачевым, а теперь возвращенные в его честь и посвященные ему…

     А ведь стоило заглянуть в книги ученого, чтобы увидеть и почувствовать много нового, содержательного, современного. Не говоря уж об изящной метафоричности текстов. Прочитаем лишь некоторые строки и возлюбим вновь живое слово, обращенное с любовью к культуре, к человеку:

     Литература Древней Руси фрагментарна. Она сохранилась лишь в осколках. Но разнообразие осколков позволяет судить об огромных размерах целого.

     Павловцы гордились, что на парадах только они маршировали с ружьями наперевес. Они так храбро шли в атаку в каком-то сражении в Пруссии, что Наполеон приказал собрать с убитых каски, простреленные в бою (впереди у павловцев был медный начищенный высокий верх, заканчивающийся кисточкой), и послал их с восхищением Александру I, к которому питал какие-то доброжелательные чувства. После павловцы носили эти каски на всех парадах, и именно их имел в виду Пушкин, когда писал: «…сиянье касок этих медных, насквозь простреленных в бою». Это были каски, снятые с убитых…

     Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко – украинской, Гете – немецкой, Шекспир – английской, Данте – итальянской, Сервантес – испанской. И если бы пришлось определять день Праздника русской культуры, то лучшего дня, чем день рождения Пушкина, и искать бы не пришлось!

     Человек не должен всегда быть в мундире своих мнений. Он должен быть внутренне свободным и, если это необходимо, не стыдиться отказываться от своих старых суждений.

     Сколько раз Пушкину пришлось бы вступаться за честь Наталии Николаевны и вызывать на дуэль различных любителей копаться в его семейной жизни. А ведь хуже всего то, что стихов-то Пушкина не знают. На «встрече» со мной во Дворце молодежи в Ленинграде я рискнул и спросил собравшихся (зал был полон):
     «А кто написал «Птичка божия не знает ни заботы, ни труда…»?» Вопрос мой был задан после того, как минут десять перед тем я сказал, что поэзии Пушкина не знают, интересуются только «личностью» Пушкина, то есть его биографией. Из зала посыпались ответы: Плещеев, Державин и т.д.

     В гимназии и реальном училище К.И. Мая, где я учился в 1915-1918 годах, был замечательный преподаватель рисования – М.Г. Горохов. Он великолепно научил нас перспективе – как своего рода разделу геометрии. Когда родители перевели меня в школу Лентовской на Петроградской стороне, преподавателем рисования стал у нас Павел Николаевич Андреев – брат писателя Леонида Андреева. Его методика преподавания была совсем другой. В классе, где стояли большие столы, он раздал нам огромные краски обоев и на обратной белой стороне их предложил писать толстыми кистями «вольные композиции»: зиму, лето, весну, осень. Не помню – какое время года выбрал я, но отчетливо помню, как он подошел ко мне и сказал: «Ну вот – небо непременно синее! А Вы (к ученикам в то время обращались уважительно) попробуйте нарисовать его светло-зеленым, светло-розовым. Ведь и снег не бывает чисто-белым». Я закрасил небо светло-зеленой краской, и только тут я впервые прикоснулся к тому – что такое живопись.

     Володарский, выступая 13 апреля 1918 года перед слушателями Агитаторских курсов в Петрограде, сказал: «Экзамен на разрушение мы выдержали блестяще, на пять с плюсом. Мы разрушили все. А сейчас перед нами стоит другой вопрос: сумеем ли мы оказаться такими же хорошими строителями, какими были разрушителями».
     Вскоре Володарский был убит.

     И так можно продолжать до бесконечности. Но зададимся вопросом: оказались ли мы хорошими строителями?

     Держу в руках многострадальный листок, на котором написано заявление о моей командировке на Конгресс в Санкт-Петербург, посвященный 100-летнему юбилею Д.С. Лихачева, по результатам которого во всех образовательных учреждениях страны должны быть проведены уроки, а два представителя города – стать консультантами по этим урокам. Губернатор Новосибирской области поручил Департаменту образования отправить двух педагогов на Конгресс, в управлении образования г. Новосибирска получен отказ («Нет денег на командировки» – это в мае-то! – да и в ноябре большая делегация победителей Национального проекта отправится в Кремль). В Департаменте образования ждала ответа 10 дней, оказалось, что руководитель болен, а распорядиться командировочными средствами может только он, да и мероприятия есть поважнее (мне так и ответили).

     Однако нельзя было не считаться с масштабностью события, поэтому в каждом регионе были организованы конференции. В Новосибирске такая конференция прошла в Доме культуры Железнодорожников 29 сентября 2006 года. В холлах и в зале яблоку негде было упасть! Педагоги, ученые, религиозные деятели и многие-многие другие…

     Зал замер, когда началось выступление академика Н.Н. Покровского.

     Попробую пересказать его для тех, кому не посчастливилось в этот день быть в зале.

     Академик говорил о своей переписке с Дмитрием Сергеевичем. Д.С. Лихачев в Соловках и на Беломорканале оставался представителем русской интеллигенции, которая выстояла в тяжелейших условиях и не научилась быть осторожной. В его работах изложены основы православного вероучения, созданный им сектор был построен так, что фактически был издан весь корпус христианских размышлений о жизни, о человеке, о земле и небе. Дмитрий Сергеевич был по семье православным и в жизни не уходил от этого. Лихачев – это православный интеллигент, он большую часть своей жизни прожил в оппозиции к власти, он жил в своем этическом императиве.

     Приглашение Д.С. Лихачева на обед к М.С. Горбачеву может расцениваться как попытка использовать авторитет Дмитрия Сергеевича для поднятия авторитета власти. Притом его предварительно зондировали, что нужно сделать? Ответ Д.С. Лихачева поражает своей открытостью и откровенностью. Он говорил о возвращении справедливого места в обществе православной церкви и о возвращении деятелей русской культуры, литературы, философии, эмигрировавших в разное время из России.

     Он считал первым русским интеллигентом Максима Грека (1818-1856), более 20 лет проведшего в заточении, создавшего труды по вопросам православия, разработавшего философские вопросы веры. После успения Максим Грек был причислен Русской православной церковью к лику святых. Больше при Иване Грозном интеллигентов не было, их не было и при Петре I по причине сильного подавления интеллигенции властью.

     Д.С. Лихачев много писал о значении гуманитарной науки, о воспитании патриотизма, любви к семье, к учителю, к школе и к своей малой родине. Он изучал памятники природы и культуры на Соловецких островах, сообщал Солженицыну о соловецких ученых, мирянах и клириках. Позже эти сведения появятся в книге «Архипелаг ГУЛАГ» с пометой «сообщено Д.С.Л.», заставившей Лихачева выдержать многое, но ученый всегда считал это своим этическим и моральным долгом перед учеными Соловков.

     Д.С. Лихачев был среди тех, кто не дал осуществить поворот Сибирских рек. Существует знаменитая книга Д.С. Лихачева о садово-парковом искусстве, в которой автор подчеркивал двусторонние связи природы и человека. Он много писал о доброте как нравственной категории – это истинное «добротолюбие».

     В момент пика его противостояния с прокуратором Ленинграда Романовым погибла его дочь – до сих пор не известно, была ли это случайность…


     Неизменно великолепным было выступление Ш.А. Амонашвили.

     Он говорил, что, по сути, сейчас мы пишем летопись великого наследия великого человека Д.С. Лихачева. Будучи педагогом, Ш.А. Амонашвили особое внимание уделил педагогическому наследию великого ученого.

     Дмитрий Сергеевич не раз подчеркивал мысль о том, что воспитание должно опережать обучение. Ребенок изначально несет диспозицию своей жизни, если система воспитания построена так, то его лучшие качества развиваются. В 80-е годы, когда создалась педагогика сотрудничества, Д.С. Лихачев в газете «Известия» написал, что гуманная педагогика – это то, что нужно в будущем.

     Не надо искать никакую национальную идею – это мираж! Культура спасает народ! Нам очень повредило вульгарное понятие того, что бытие определяет сознание. Бог – великий архитектор! Макаренко принадлежат слова: «Все помешались на материализме, но забыли, что у человека есть душа». Ушинский писал: «Наша душа небесного происхождения. Без духовной общности души не состоится». Сейчас у нас много компьютеров, но душу ребенка бы забываем!

     Все классики педагогики произошли из славянско-европейского пространства, философы – с востока, но там нет великих педагогов.

     Знания без духовных начал вредны. Знания в руках необлагороженного человека, что сабля в руках сумасшедшего. Новое поколение – это новое мышление, духовная возвышенность. У нас нет другого подхода, кроме духовной возвышенности.

     Что есть духовность? Это понятие очень трудно переложить в слова. Классика – это разговор с будущим. Все классики нас ждут еще впереди. Разговор этот ведется только на началах духовности.

     Духовность воспитывается духовностью, нравственность – нравственностью, любовь – любовью. Другой дороги нет. Чуткость, любовь, сострадание, сочувствие – без этих качеств учителю нельзя подходить к детям. Если это дети индиго, интерактивные дети, учитель должен быть таким же, иначе мы, учителя, не оправдали надежды ребенка.

     Уберечь от дурной музыки, от дурных зрелищ, от сквернословия, помочь ребенку выстоять против этого общественного зла, можно только сменив наше сознание. Только наши стремления, сила воли могут изменить нравственное сознание; должно быть сороковое измерение – духовное сознание.

     Перед кем мы ведем свое служение?

     – Перед родителями? Нет!

     – Перед государством? Нет!

     – Перед ребенком? Нет!

     – Перед богом! Если я войду в свой класс и испытаю высшее чувство – вот мое служение!

     Учитель не жнец, а сеятель. Воспитанию нет начала и конца. Воспитание – это питание духовной оси.

     Прошлое никуда не уходит. Наше детство есть лучший учебник для нашей педагогики. «Воспитываться в моральном климате памяти», – это мысль Д.С. Лихачева.

     Учитель вокруг себя строит свою субъективную педагогику, поэтому у одних учителей дети чувствуют себя радостно, у других нехорошо, так как учитель несет что-то озлобленное. Как нам определить хорошего учителя? Бездуховный человек со знаниями может натворить много бед. Мы будем воспитывать благородных граждан великой страны – это вечные ценности, на которых мы воспитывались. Мы должны браться за высокие цели, которые превосходят наши возможности! Стандарты – жалкое явление, стандарты – для троечников! Стандарты построены для среднего учителя, нам надо браться за великие цели, чтобы воспитать крылатых детей. А крылья страны – духовность!

     Огромное спасибо вам за ваши знания!


     Замечу, что здесь представлена только запечатленная в моем блокноте бледная копия этих вдохновенных речей, завершившихся шквалом аплодисментов. Ради этих выступлений шли сюда учителя. И прекрасным поводом был для этого юбилей великого русского интеллигента Дмитрия Сергеевича Лихачева. Остались позади, стерлись обиды, пришло понимание, что историей движут не случайно взобравшиеся на олимп люди, а истинные мыслители с активной жизненной позицией, которые в самые трудные времена сохранили чистой совесть, считали делом чести защищать традиции, культуру, народ. И один из них (и, пожалуй, один из самых выдающихся интеллигентов своего времени) – ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ. Поклонимся ему!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru