На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


Конкурсы профессионального мастерства – путь к развитию творческого потенциала личности учителя

Людмила Львовна Добролюбова,
учитель истории
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13

Чем активнее будет личность,
тем выше будут её идеалы,
тем быстрее мы будем приближаться к Правде,
и тем чище и прекраснее будет Правда человеческая!
П.Сорокин

     Концепцией модернизации Российского образования определена первоочередная задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сложнейшая и одновременно интереснейшая задача, для решения которой существует великое множество путей, один из которых – профессиональный рост учителя, развитие педагогической компетентности, невозможные без развития творческого потенциала, без огромного интереса к работе, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, без активной жизненной позиции.

     Профессия педагога потенциально является одной из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности, соответственно, и сам учитель должен быть личностью Творческой. Нам постоянно приходится находиться в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, когда каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Однако, ни для кого не секрет, что далеко не все достаточно полно используют творческий потенциал своей профессии: работа часто превращается в рутинное воспроизведение давно заученных шаблонных знаний, начинает работать «школьный конвейер», ошибки которого иногда приходится исправлять на протяжении целой жизни. Почему порой учитель поступает не по велению сердца, а с позиции устоявшегося мнения окружающих? Почему порой легче решить поставленную задачу не собственным, оригинальным путем, а так, как это «принято» решать?

     Почему зазорно быть не как все?

     Ошибочные стереотипы профессиональной роли учителя, базирующиеся на устарелой социально-профессиональной модели – на уровне воспроизведения полученных знаний, порой невозможно преодолеть, и часто учитель, пытающийся это сделать, выглядит смешным и нелепым. Есть интересное мнение психологов, что по-настоящему творческий человек не обращает внимания на оценки других людей, потому что живет в своем, созданном собственным творчеством мире, который для него важнее общественного мнения.

     Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, а создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к самоанализу и саморазвитию.

     Прежде всего, это, конечно, конкурсы. Конкурсы профессионального мастерства!

     Конкурс! Конкурс! Конкурс!

     При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации: к сожалению, для некоторых это понятие имеет далеко не вдохновляющий смысл: гала-концерт с песнями и танцами, где представление разворачивается по заранее написанному сценарию; праздник Фортуны (везет счастливчикам!), шоу, где предопределены победители и побежденные, борьба за престижное звание – и лишь для тех немногих, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл. Не могу не согласиться с членом жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» Е. Пахомовой: конкурс педагогического мастерства – это «замечательный педагогический праздник – праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли».

     Моя конкурсная копилка:
     – 1984 год – городской конкурс профессионального мастерства старших пионерских вожатых. Результат – грамота Новосибирского горкома ВЛКСМ за II место;
     – 2002 год – участие в городском конкурсе «Учитель года». Результат: диплом за победу в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм»; диплом за победу в XII городском конкурсе «Учитель года – 2002»;
     – 2003 год – участие в областном конкурсе «Учитель года». Результат – диплом участника областного конкурса «Учитель года – 2003»;
     – 2006 год – участие в районном конкурсе специализированных учебных кабинетов истории. Результат – диплом за II место;
     – 2006 год – участие в городском конкурсе специализированных учебных кабинетов истории. Результат – диплом за II место и сертификат на 25000 рублей.

     Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам хоть единожды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы, важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия, я понимаю, требуют огромных затрат – интеллектуальных, моральных и материальных вложений, но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед. Кто оценит, как важны для учителя эти маленькие победы над собственной усталостью, разочарованием в деле, ощущением бесполезности?

     Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

     Подготовка к конкурсу стала для меня настоящей школой повышения уровней педагогических компетентностей:
     – изучение огромного количества учебной и методической литературы способствовало интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы;
     – овладение технологией самоанализа педагогического опыта позволило критически оценить результаты своей работы и увидеть перспективы;
     – осмысление и структурирование собственного педагогического опыта способствовало формированию умения выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;
     – систематизация и ранжирование наработанного материала позволили осознать необходимость обмена опытом с коллегами;
     – экстремальная обстановка, накал страстей, пик эмоций, высокое нервное напряжение стимулировали необходимость углубления психологических знаний;
     – тесный контакт с «чужим классом», атмосфера «мастер-класса» предопределили необходимость преодоления страха перед незнакомой аудиторией, «разбудили» внутренние ресурсы, позволили почувствовать себя в роли артиста, дипломата, психолога…

     Профессия учителя так разнолика!

     А главное, конкурсы заставляют задуматься о роли учителя как Учителя с большой буквы, всерьез искать ответ на вопрос «Что такое учительское счастье?»…

     Общение с коллегами во время подготовки к конкурсам подарило мне замечательных наставников, верных друзей. Общение с жюри стало стимулом к осмыслению своей жизненной позиции, дальнейшему саморазвитию, самоутверждению.

     Есть в подготовке и в участии в конкурсах профессионального мастерства и издержки: трудно переключиться на другой вид деятельности, что непосредственно влечет за собой проблемы в организации трудового дня, выполнении ежедневных педагогических обязанностей, постоянно ощущается нехватка времени. Возникает сомнение в правильности выбранного решения (а может, не стоило и начинать?) Но я думаю, что эти проблемы, в принципе, преодолимы, достаточно только оценить весь масштаб проделанной работы, «взвесить» объем полученной информации, проанализировать полученный опыт общения с коллегами – и сразу станет понятно, насколько обогатился багаж педагогического мастерства!

     Победа в конкурсе «Учитель года» не является конечным результатом деятельности учителя. Это огромная ответственность за свои будущие поступки, это тот рубеж, взяв который нельзя останавливаться, а надо идти все дальше и дальше. Звание «Учитель года» не дает права расслабляться, пасовать перед трудностями, не дает права быть таким, как все!

     Я думаю, важная миссия учителя-конкурсанта – привлечь коллег к участию в различных конкурсах! Это значит – открыть новые таланты, создать плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста педагогов-коллег! Все творчески! Иначе зачем?

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru