Конкурсы профессионального мастерства – путь к развитию творческого потенциала личности учителя
|
Людмила Львовна Добролюбова,
учитель истории
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13
|
Чем активнее будет личность,
тем выше будут её идеалы,
тем быстрее мы будем приближаться к Правде,
и тем чище и прекраснее будет Правда человеческая!
П.Сорокин
Концепцией модернизации Российского образования определена первоочередная задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сложнейшая и одновременно интереснейшая задача, для решения которой существует великое множество путей, один из которых – профессиональный рост учителя, развитие педагогической компетентности, невозможные без развития творческого потенциала, без огромного интереса к работе, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, без активной жизненной позиции.
Профессия педагога потенциально является одной из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности, соответственно, и сам учитель должен быть личностью Творческой. Нам постоянно приходится находиться в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, когда каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Однако, ни для кого не секрет, что далеко не все достаточно полно используют творческий потенциал своей профессии: работа часто превращается в рутинное воспроизведение давно заученных шаблонных знаний, начинает работать «школьный конвейер», ошибки которого иногда приходится исправлять на протяжении целой жизни. Почему порой учитель поступает не по велению сердца, а с позиции устоявшегося мнения окружающих? Почему порой легче решить поставленную задачу не собственным, оригинальным путем, а так, как это «принято» решать?
Почему зазорно быть не как все?
Ошибочные стереотипы профессиональной роли учителя, базирующиеся на устарелой социально-профессиональной модели – на уровне воспроизведения полученных знаний, порой невозможно преодолеть, и часто учитель, пытающийся это сделать, выглядит смешным и нелепым. Есть интересное мнение психологов, что по-настоящему творческий человек не обращает внимания на оценки других людей, потому что живет в своем, созданном собственным творчеством мире, который для него важнее общественного мнения.
Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, а создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к самоанализу и саморазвитию.
Прежде всего, это, конечно, конкурсы. Конкурсы профессионального мастерства!
Конкурс! Конкурс! Конкурс!
При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации: к сожалению, для некоторых это понятие имеет далеко не вдохновляющий смысл: гала-концерт с песнями и танцами, где представление разворачивается по заранее написанному сценарию; праздник Фортуны (везет счастливчикам!), шоу, где предопределены победители и побежденные, борьба за престижное звание – и лишь для тех немногих, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл. Не могу не согласиться с членом жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» Е. Пахомовой: конкурс педагогического мастерства – это «замечательный педагогический праздник – праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли».
Моя конкурсная копилка:
– 1984 год – городской конкурс профессионального мастерства старших пионерских вожатых. Результат – грамота Новосибирского горкома ВЛКСМ за II место;
– 2002 год – участие в городском конкурсе «Учитель года». Результат: диплом за победу в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм»; диплом за победу в XII городском конкурсе «Учитель года – 2002»;
– 2003 год – участие в областном конкурсе «Учитель года». Результат – диплом участника областного конкурса «Учитель года – 2003»;
– 2006 год – участие в районном конкурсе специализированных учебных кабинетов истории. Результат – диплом за II место;
– 2006 год – участие в городском конкурсе специализированных учебных кабинетов истории. Результат – диплом за II место и сертификат на 25000 рублей.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам хоть единожды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы, важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия, я понимаю, требуют огромных затрат – интеллектуальных, моральных и материальных вложений, но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед. Кто оценит, как важны для учителя эти маленькие победы над собственной усталостью, разочарованием в деле, ощущением бесполезности?
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.
Подготовка к конкурсу стала для меня настоящей школой повышения уровней педагогических компетентностей:
– изучение огромного количества учебной и методической литературы способствовало интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы;
– овладение технологией самоанализа педагогического опыта позволило критически оценить результаты своей работы и увидеть перспективы;
– осмысление и структурирование собственного педагогического опыта способствовало формированию умения выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;
– систематизация и ранжирование наработанного материала позволили осознать необходимость обмена опытом с коллегами;
– экстремальная обстановка, накал страстей, пик эмоций, высокое нервное напряжение стимулировали необходимость углубления психологических знаний;
– тесный контакт с «чужим классом», атмосфера «мастер-класса» предопределили необходимость преодоления страха перед незнакомой аудиторией, «разбудили» внутренние ресурсы, позволили почувствовать себя в роли артиста, дипломата, психолога…
Профессия учителя так разнолика!
А главное, конкурсы заставляют задуматься о роли учителя как Учителя с большой буквы, всерьез искать ответ на вопрос «Что такое учительское счастье?»…
Общение с коллегами во время подготовки к конкурсам подарило мне замечательных наставников, верных друзей. Общение с жюри стало стимулом к осмыслению своей жизненной позиции, дальнейшему саморазвитию, самоутверждению.
Есть в подготовке и в участии в конкурсах профессионального мастерства и издержки: трудно переключиться на другой вид деятельности, что непосредственно влечет за собой проблемы в организации трудового дня, выполнении ежедневных педагогических обязанностей, постоянно ощущается нехватка времени. Возникает сомнение в правильности выбранного решения (а может, не стоило и начинать?) Но я думаю, что эти проблемы, в принципе, преодолимы, достаточно только оценить весь масштаб проделанной работы, «взвесить» объем полученной информации, проанализировать полученный опыт общения с коллегами – и сразу станет понятно, насколько обогатился багаж педагогического мастерства!
Победа в конкурсе «Учитель года» не является конечным результатом деятельности учителя. Это огромная ответственность за свои будущие поступки, это тот рубеж, взяв который нельзя останавливаться, а надо идти все дальше и дальше. Звание «Учитель года» не дает права расслабляться, пасовать перед трудностями, не дает права быть таким, как все!
Я думаю, важная миссия учителя-конкурсанта – привлечь коллег к участию в различных конкурсах! Это значит – открыть новые таланты, создать плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста педагогов-коллег! Все творчески! Иначе зачем?
|