На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Музей – центр реализации задач исследовательской деятельности учащихся


Алла Александровна Раевская,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ СОШ №3 имени Бориса Богаткова
Железнодорожного района г. Новосибирска

     Социально-экономические и политические преобразования в России потребовали изменения существующей системы образования и создания такого образовательного учреждения, которое формирует человека, способного анализировать происходящие явления и процессы в окружающей его среде, готовит его к непрерывному образованию. Поэтому современный выпускник должен владеть методами исследовательской деятельности. Под исследованием понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми ученик ранее не располагал.

     В школе определены цели и задачи исследовательской деятельности педагогов с учащимися.

     Цели исследовательской работы с учащимися школы:
     1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельности.
     2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

     Задачи исследовательской работы с учащимися школы

     1. Формирование научных взглядов.
     2. Расширение знаний об окружающем мире.
     3. Знакомство с современными методами исследовательской работы.
     4. Воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств.
     5. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
     Выделяют следующие методы исследовательской деятельности:
     1. Методы научного познания. Сегодня исторические исследования свободны от идеологических установок. Если ранее метод исторического и диалектического материализма лежал в основе всякого исторического исследования, сейчас методологическую основу составляют критерии объективности, соответствие исторической правде.
     2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, сравнение.
     3. Методы теоретического исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и моделирование.
     4. Методы логического исследования: аргументирование, доказательство выдвинутой гипотезы.

     Для достижения поставленных целей и решения задач используются следующие формы работы:

     Формы исследовательской деятельности школы
     1. Индивидуальная работа.
     2. Групповая форма.
     3. Массовая форма.

     Реализуя поставленные цели и задачи, педагоги школы взаимодействуют с внешкольными учреждениями, с научно-методическими центрами и высшими учебными заведениями. Однако одним из основных центров по достижению поставленных задач является школьный музей Бориса Богаткова, которому в этом году исполняется 40 лет.

     Наш музей – неотъемлемая часть школы. Одна из основных его задач – реализация познавательных потребностей в сфере краеведения, развитие познавательной активности учащихся через участие в исследовательской работе. Школьный музей стал средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской работы, местом организации и проведения различных форм исследовательской деятельности учащихся.


     Исследовательская деятельность на базе музея ведется по следующим направлениям:
     – научно-исследовательская;
     – поисково-исследовательская.

     Научно-исследовательская деятельность включает:
     – планирование научно-исследовательской деятельности;
     – подготовка научно-исследовательских работ;
     – поиск и восстановление материалов музея;
     – работа в архивах и переписка;
     – создание архива музея;
     – оказание методической помощи и проведение консультаций по направлениям работы музея;
     – проведение научно-практических конференций, семинаров;
     – подготовка экскурсионного и лекционного материалов по направлениям работы музея;
     – привлечение научных руководителей, специалистов научно-методических центров, преподавателей ВУЗов для совместной работы;
     – разработка проектов проводимых мероприятий;
     – разработка программ кружков, экскурсий;
     – работа со СМИ, публикации.

     Поисково-исследовательская деятельность включает:
     – поиск материалов для расширения фондов музея;
     – организация работы поисковых отрядов;
     – работа с населением с целью пополнения фондов музея;
     – участие в экспедициях.

     Начинающего исследователя необходимо обучить основам исследовательской деятельности. Они должны иметь общее представление о методологии научного творчества. В школе отработана технология обучения детей основам исследовательской деятельности.

     1. Ученика обучают работе в библиотеке (каталоги, справочная литература), в архивах и фондах (рукописном, фотоархиве), с литературой (научными статьями, докладами, сообщениями). Ребята учатся умению брать и давать интервью, работе с диктофоном, видеокамерой по сбору и обработке материала.

     2. Обучение работе на компьютере – насущная потребность и необходимость сегодняшнего дня, когда программное обеспечение для информационной обработки материалов непрерывно совершенствуется. Представление об информационных технологиях как о гибком инструменте применения их для решения конкретных задач учащиеся получают на уроках информатики и спецкурсе «Новые информационные технологии».

     Юный исследователь должен владеть и применять новые информационные технологии для:
     – восстановления и хранения материалов музея;
     – разработки и поддержки базы данных «Школьный музей»;
     – перевода информации с бумажных носителей на электронные носители;
     – применения современных технических средств в работе музея;
     – создания электронных пособий и разработок.

     3. Если исследовательская работа связана с поездкой (например, по местам боев 22 Сибирской дивизии) или экспедицией, то для этого необходимо вести подготовительную работу.

     Техническая подготовка (смета, финансирование, оборудование, транспорт).

     Туристическая подготовка (основные навыки, первая медицинская помощь, питание в полевых условиях).

     Научная подготовка (предварительное изучение района проведения поездки, сбор письменных архивов и фотоматериалов).

     4. Обязательно ученика обучают языку и стилю научной работы, приемам изложения научных материалов, оформлению ссылок (внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, Интернет-ссылки).

     5. Результат исследования представляется в виде отчета, реферата, проекта, научной работы по схеме:
     – обоснование актуальности выбранной темы;
     – постановка цели и конкретных задач;
     – определение объекта и предмета изучения;
     – выбор методики исследования;
     – описание процесса исследования;
     – обсуждение результатов исследования, формулировка выводов и оценка полученных результатов.

     6. Учат правильно составить композицию работы: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, библиографию. Приложения – фотографии, чертежи, документы, рисунки, карты, таблицы.

     7. Ученика-исследователя готовят к устному выступлению на конференции, олимпиаде, обучают ведению дискуссии.

     В школе ежегодно проходит научно-практическая конференция, на которой постоянно представляются доклады с использованием материалов музея. Лучшие из них участвуют в районных и городских научно-практических конференциях и занимают призовые места. За последние два года их было 15.

     С 2003 года школа является Областной экспериментальной площадкой по теме «Создание целостной педагогической системы патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения». Школьный музей выступает в данном случае как экспериментальная площадка, где у учащихся есть возможность сделать свое собственное, пусть даже очень маленькое открытие. В школьном музее заложен огромный творческий и воспитательный потенциал и от того, как мы, взрослые, сможем его реализовать, будет зависеть, каким вырастет следующее поколение.

     Учителя русского языка и литературы В.А. Лобасова, Д.А. Тарасов, В.И. Николаенко со своими учениками исследовали творчество сибирского поэта Бориса Богаткова, ученика нашей школы, погибшего в годы Великой Отечественной войны под Смоленском. Результатом работы стало написание рефератов по темам: «Генезис поэтического мышления Бориса Богаткова» (ученица 10 класса Никитина Наталья), «Борис Богатков о времени и о себе» (ученик 11 класса Преловский Павел), «Значение олицетворений в стихах Бориса Богаткова» (Зорин Алексей, ученик 11 «А»), «Летопись Великой Отечественной войны в стихах Бориса Богаткова» (Мартынова Ольга, ученица 10 класса).

     Под руководством учителя истории Н.А. Белаш ученики подготовили работы: «История школы» (Тутанова Света, ученица 11 класса), «Школа в годы войны» (Чаунина Ася, ученица 11 класса). Интересные проекты были представлены на районный конкурс «Колесо истории».


     Интересные проекты, связанные с краеведением, со своими учениками представляет учитель технологии Алла Валентиновна Макарова. Результатом проекта является творческая работа ученика: поделка, вышивка, рисунок, макет. В музее хранятся: «Памятный адрес ветерану» (кожа, ученица 10 класса Андреева Алена), «Кисет» (вышивка, ученица 9 класса Якуненко Яна), «Женька» и «Красный факел» (вышивка, ученица 9 класса Савинова Катя), «Письмо с фронта» и «Дом-музей Кирова» (вышивка, ученица 10 класса Андреева Алена), «Цирк», «Школа» и «Часовня» (ученица 10 класса Исакова Ксения), «Школа» (макет, картон, ученица 9 класса Гладких Женя).

     Последние годы организуются поездки по местам боев 22-й Сибирской дивизии. Собранные материалы пополняют фонды музея. Результаты поисково-исследовательской деятельности оформляются в виде отчетов, докладов, альбомов. После поездок в г. Белый выполнены рефераты по темам «Подвиг и память – этим словам стоять всегда рядом» (ученица 9 класса Комиссарова Наталья, руководитель – Прилепская Т.В.), «Боевое крещение» (ученики 9 класса Климов Николай, Шрейбер Максим, руководитель – Зыборева Л.Б.)

     Учащиеся совместно с учителем информатики А.А. Раевской разрабатывают с помощью компьютера различные поздравительные открытки, оформляют памятные адреса, пригласительные. Пополняют базу данных школьного музея Бориса Богаткова, делают различные презентации, мультимедийные проекты «История школы», «Вахта памяти», «Встречи в музее». Под руководством доцента НГУ Н.А. Витюговой разработан и размещен в Интернете сайт «Школа № 3 – вчера, сегодня, завтра». На нем размещен материал о музее Бориса Богаткова. Материалы постоянно дополняются и обновляются.

     На городской конкурс книгочеев ученики школы совместно с библиотекарем Л.Л. Комиссаровой готовят интересные творческие задания: сочинения, рисунки, эссе, визитки. В конкурсе «Поклонимся Великим тем годам», посвященному 60-летию Победы, заняли призовые места.

     Исследовательская работа на базе школьного музея оказывает большую помощь в реализации образовательных программ. Материал, найденный во время поисково-исследовательской работы, широко применяется на уроках истории и географии, литературы и русского языка, технологии, изобразительного искусства и других предметах. Если собранные коллекции, найденные документы, фотографии систематически используются как на уроках, так и во внеклассной работе, то у детей появляется стимул для дальнейшей работы, так как они видят результаты своего труда.

     Ребята, которые хотя бы раз соприкоснулись с музейным делом, стремятся узнать как можно больше о своей школе, районе, городе, крае. Знания всегда придают уверенность, а вместе с ними в детских сердцах появляется и признательность предшествующим поколениям за труд, вложенный в процветание родного края.

     Музей занимает достойное место в воспитательно-образовательном пространстве школы, является гордостью нашего образовательного учреждения, продуктом совместной деятельности ученика и педагога.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru