На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 июля 2019
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Интегрированная программа «Времён связующая нить»
(по краеведению, русскому языку, литературе, воспитательной работе) Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов



Татьяна Владимировна Маюрова,
учитель второй квалификационной категории
МОУ СОШ № 202
Октябрьского района г. Новосибирска

     Происходящие сейчас в нашей стране изменения делают наиболее актуальной проблему патриотического и нравственного воспитания. Исходя из этого, возрастает важность изучения своих корней, истории своей семьи, микрорайона, края. Краеведение, по выражению Д.С. Лихачева, способствует формированию «чувства Родины». Познание культурной истории своей семьи, её традиций и реликвий, наказов и заветов помогает подростку активно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нём комфортно и уверенно, понимать его проблемы и находить возможные пути решения этих проблем, так как опыт, накопленный предками, универсален.

     Познание своего «кусочка мира» соответствует принципу «от частного к общему», ведь местный материал, доступный и находящийся в непосредственной близости к юному следопыту, позволяет на конкретных примерах раскрыть достижения всего человечества, определить место своего региона, своих предков в отечественной и мировой истории.

     В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия читаем: «…презрев священную память предков, отдавших за нас свои жизни, мы покрыли российскую историю пятном, которое омрачает духовную жизнь общества… Началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, мы начали рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений наших предков». И на самом деле, в последнее время проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодёжи к далёкому и недавнему прошлому нашего Отечества. Это позволяет сделать вывод о том, что подростки спонтанно ищут нравственные и духовные ориентиры. Помощь педагогов только оптимизирует и ускоряет, направляет этот процесс.

     Цель программы: формирование «чувства Родины», родного очага, патриотического сознания через активные формы изучения истории семьи, родной литературы, края, используя музейные средства.

     Задачи:
     – формирование умения рассуждать, создание условий для самореализации, адаптации личности;
     – формирование исторической памяти;
     – расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих программу по литературе, языку, истории, географии;
     – активизация опорной лексики, развитие познавательной, поисковой, мыслительной деятельности учащихся.

     Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский.

     Средства обучения:
     – воспоминания родителей, родственников, близких людей;
     – художественная литература;
     – реликвии и рукоделия семьи;
     – научный потенциал музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области,

     Формы работы:
     – круглые столы;
     – экскурсии;
     – проблемно-поисковые задания;
     – творческие задания;
     – постановка опережающих заданий;
     – исследовательская работа.

     Прогнозируемые результаты:
     1. В программе по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского в 8 классе по развитию речи должна быть работа, связанная с описанием архитектурного памятника, публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности, публичное выступление на общественно значимую тему. Все эти работы настолько тесно связаны с краеведением, что эта программа интенсивно дополнит государственный стандарт.
     2. Выход на НПК с исследовательскими работами

     по краеведению:
     – о своей семье, её традициях, реликвиях, родословной;
     – об истории своей семьи и истории страны;
     – об истории школы;
     – об истории школы и семьи;

     по литературе:
     – сопоставление текстов на основе родительских наказов, нарушении запретов, инициации и преображении героев (сказочные, библейские сюжеты).

     Теоретический курс
     Учащиеся должны знать: семья, генеалогия, родословная, историческая память, традиция, реликвия, наказ, завет.

     Учащиеся должны уметь: пользоваться дополнительной литературой, вести дискуссию, показать взаимосвязь истории города и семьи, интервьюировать родителей, использовать материал воспоминаний для составления генеалогического древа, выполнять творческие задания, проводить целенаправленную поисковую деятельность, уметь выступить на публике по итогам этой деятельности.

Распределение тем и часов

Тема, количество часов, сроки Цель Форма, содержание Задание Результат
1. Открытый классный час для завучей Октябрьского района «Времён связующая нить», 1 час, ноябрь. Обратить внимание подростков на историю их семьи, реликвии, традиции, вывести на осознание важности знания своих корней. Круглый стол:
– истории семейных реликвий и рукоделий с выставки;
– рассказы о достижениях предков;
– рассказы из собственной жизни приглашённых родителей.
4 предварительных задания на выбор:
1. Принести на выставку семейную реликвию и рассказать о ней.
2. Принести рукоделие, сотворённое руками предков и рассказать о нём.
3. Рассказать о достижениях своих дальних предков – представить их портфолио.
4. Представить портфолио своих родственников-современников.
Выход на необходимость соотнесения истории своей семьи с историей своей страны, а также изучение своей родословной.
2. Экскурсия «Ученик прошлого» (областной музей образования), 1 час, декабрь. Совершить путешествие в историю обучения детей. Экскурсия.
– история учеников, начиная с крещения Руси (церковноприходские школы);
– первые светские школы (начало 17 века);
– школы советского, периода;
– школы военного периода;
– школы современности.
После занятия: рефлексия услышанного, наложение на собственный опыт. Вывод об обще-принятых, непроходящих, вечных ценностях: духовном росте, патриотизме, милосердии, стремлении к развитию.
3. «Моя родословная» (областной музей образования), 1 час, декабрь Узнать элементарные законы составления родословных. Практическое занятие:
– азы составления родословных и черновая попытка составить своё генеалогическое древо;
– работа в группах над проблемой создания школьной галереи славы.
После занятия – составление своей родословной 1. Выставка родословных в классе (формат А3) – апрель.
2. Проект оформления школьных коридоров с информацией об истории школы.
4. Сочинение «Наказы литературных героев», 1 час, январь Увидеть традицию наказов отцов детям в художественной литературе. Урок развития речи и литературы. После занятия – найти в текстах Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», А. С. Пушкина «Капитанская дочка» наказы отцов, сочинить наказ, который бы мог дать Хлестакову («Ревизор») его отец. Выход на свою собственную семейную традицию.
5. Сочинение «Наказы моих предков и мои», 1 час, февраль Перенести на свою семейную историю традицию наказов. Урок развития речи. После занятия –
сочинение из 4 частей:
– Наказы моим бабушкам и дедушкам;
– Наказы моим родителям;
– Наказы мне;
– Мои наказы моим будущим детям.
Выход на понимание общей канвы, связи законов, по которым жили предки и по которым мы живём сейчас.
6. Сочинение «Школа в истории моей семьи», 1 час, март-апрель Увидеть общее и различное в системах образования и людях прошлого и настоящего Урок развития речи Сочинение-исследование
1. Где учили;
2. Кто учил;
3. Как учили;
4. Чему учили;
5. Случаи из школьной жизни.
Выход на научно-практическую конференцию в 9-ом классе (основной способ исследования – интервьюирование)
7. Мать и дочь в рассказе А.П. Чехова «На святках» и рассказе К.Паустовского «Телеграмма», 2 часа, март. Показать общее и различное в понимании продолжения традиций рода в 19 и 20 веке. Урок литературы (исследование): – анализ пространства в рассказах; – черчение схемы деревни и Петербурга; – письмо матери, реакция дочери; – мотивы, связывающие два рассказа. После занятия – сопоставительный анализ двух рассказов через тему отцов и детей, выполнение материнского и дочернего долга. Вывод о том, что нет ничего дороже, ближе, чем связь матери и дочери. Дочь только тогда поймёт мать, когда сама станет матерью. (У Ефимьи (рассказ Чехова) трое детей, а у Насти вообще нет семьи (рассказ Паустовского).
8. «Дотронулся до одного конца цепи, как дрогнул другой», по рассказу А.П. Чехова «Студент» и «Притче о блудном сыне», 2 часа, март. Показать, что «правда и красота составляли главное в человеческой жизни всё это время: там, во дворе первосвященника, и до сегодняшнего дня» Урок литературы (исследование):
– анализ пространства через создание проблемной ситуации;
– Вечное время Иисуса Христа (троекратное отречение Петра от Иисуса), Рюрика, Иоанна Грозного, Петра 1 и современность;
– «прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий…»;
– связь с «Притчей о блудном сыне»;
– работа с названием рассказа.
После занятия – миниатюра на тему: «Как преображение студента связано с притчей о блудном сыне» Выход на понимание вечных проблем, связанных с одной из основополагающих философских идей мира «Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней».
9. Круглый стол в рамках дня открытых дверей, 1 час, апрель. Посмотреть на результаты работы, проделанной за год. Круглый стол:
– выставка семейных реликвий и рукоделий;
– сообщения о своих родословных;
– сообщения о наказах своих предков и собственных;
– сообщение «Школа в истории моей семьи».
Предваряющее задание: подготовка к выступлению за круглым столом. Рефлексия собственной деятельности. На занятии обобщены результаты, сделаны выводы (почему этот момент удался, а этот нет), даны рекомендации к дальнейшей исследовательской деятельности в 9 классе.
10. Тексты для работы с ЛАТ связывались так или иначе с этой программой, в течение всего года. Продолжить формирование понятия родительского наказа через произведения о войне. Урок развития речи и литературы: – тема отцов и детей, преломляющая через войну в текстах для ЛАТ В.Ф. Пановой «Дети завода», А. Лиханова «Последние холода», В.М. Пескова «Суд отца» – тема отцовского наказа, нарушения запрета и, как следствие, тема духовной смерти в пройденной в 7 классе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», рассказе М. Шолохова «Родинка», журналистском расследовании В.М. Пескова «Суд отца» Сопоставительный анализ пройденной в 7 классе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», рассказа М. Шолохова «Родинка», журналистского расследования В.М. Пескова «Суд отца» через тему духовной и физической смерти. Сочинение-исследование, посвященное сопоставительному анализу указанных произведений.
11. Отцы и дети в рассказе Б. Васильева «Великолепная шестёрка», май. Вывести подростков на понимание нравственной проблемы забвения героев войны и чёрствости молодого поколения. Урок внеклассного чтения Сопоставительный анализ двух позиций: юного лейтенанта милиции, для которого «все старики и дети – родня», (этому его бабка ещё в зыбке выучила), и «умудрённых» опытом работников лагеря, для которых лозунг «Никто не забыт и ничто не забыто» так и остался лозунгом. Диспут на тему отцов и детей.
12. Митинг, посвященный великой Победе в ВОВ, май. Почтить память людей, прошедших тяжёлые годы. Экскурсия После занятия: сочинение-миниатюра «Митинг, символ памяти, и воспоминания моих предков о годах войны» Выход на проблему забвения прошлого, сравнение его с настоящим.
Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru