На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Повышение квалификации в системе образования как процесс гармонизации потребностей, возможностей и норм

Людмила Алексеевна Каменщикова,
кандидат педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой управления
образовательными учреждениями
Новосибирского института повышения квалификации и
переподготовки работников образования

     Концепция образования взрослых рассматривает образование в качестве одной из фундаментальных основ прогрессивного развития человека, которое проявляется в радикальном пересмотре восприятия себя, человека вообще, его роли в современном мире. Данная концепция исходит из основополагающего права человека на образование в течение всей жизни, учитывает современное состояние и тенденции развития социально-экономических условий в России.

     Реализация задач модернизации в области образования требует такого ресурса как профессиональная и социальная состоятельность руководящих и педагогических кадров.

     Когда профессиональные нормы, существующие в образовательной практике, требуют от конкретного педагога или руководителя реализации профессиональных возможностей, то часто последние вступают в противоречие с его потребностями. Разрешение данного конфликта необходимо именно потому, что реформирование современного общего образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам, процессам и технологиям их подготовки, качеству результатов различных этапов профессиональной подготовки и дальнейшего профессионального развития. Профессиональное становление, дополнительное образование и развитие профессионализма в таких формах как повышение квалификации, переподготовка и аттестация учителя становится фактором повышения качества образования учащихся. Для разрешения конфликта между профессиональными возможностями и потребностями любой специалист сегодня использует возможности дополнительного профессионального образования.

     По словам Э.М. Никитина, «задача дополнительного профессионального образования состоит в том, чтобы организовать процесс гармонизации новых потребностей, возможностей и норм».1

     В настоящее время ДПО становится такой системой, где педагоги и управленцы становятся носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций образования в регионе, и в то же время они становятся реальными носителями перемен на своих рабочих местах.

     Поэтому система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в условиях обновления и модернизации образования постоянно культивирует процессы сопровождения профессионального развития личности, их инновационных педагогических и управленческих практик, обеспечивая тем самым подходящую окружающую среду для выращивания педагогов и руководителей нового поколения. Нам кажется удачным осмысление сопровождения как специальным образом организованного взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, направленного на инициирование профессионального движения педагогов и руководителей, имеющих затруднения в практике, а также на поддержку (понимание, принятие, признание) и оказание помощи (оснащение способами) педагогу и руководителю в профессиональном движении.2

     Система повышения квалификации, становясь современным действующим механизмом по сопровождению профессионального роста педагогов и руководителей ОУ, динамично движется в следующем направлении:

     – Первый этап. Философско-методологическое осмысление изменений, происходящих в современном развивающемся обществе и в системе образования (как в целом, так и на уровне региона).

     – Второй этап. Опора всех видов работы с педагогами на ценностно-смысловой (аксиологический) потенциал развития образования.

     – Третий этап. Введение процесса повышения квалификации, ориентированного на потребности работников образования.

     – Четвертый этап. Моделирование процесса сопровождения профессионального роста педагогов и руководителей в рамках профессиональных норм.

     – Пятый этап. Создание условий для поисково-разработческих видов деятельности с педагогами и руководителями в системе повышения квалификации.

     – Шестой этап. Освоение проектирования как механизма развития системы повышения квалификации.

     – Седьмой этап. Создание модели дистантного повышения квалификации.

     – Восьмой этап. Рефлексия опыта и корректировки программных представлений о развитии системы повышения квалификации и ее вкладе в развитие образования в регионе.

     Такой подход создает современную модель обучения взрослых, которая ориентирована на перспективу, интегрирована с проблемами и опытом реальной жизни и обладает следующими характеристиками: актуальность и мотивирующий характер обучения, комплексное решение задач и настрой на сотрудничество, междисциплинарный характер обучения и результативность работы в системе повышения квалификации.


     1) Никитин Э.М. Проблемы и перспективы федеральной системы повышения квалификации // ж. Методист. М., - № 1, 2001, с. 3
     2) Гуртовенко Г.А. др. Практика организации профессионального образования и сопровождения развития педагогов //Практика образования. Научно-методические материалы. Красноярск, 2004, с. 135

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru