На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Татьяна Викторовна Смолеусова,
кандидат педагогических наук,
доцент, проректор по учебно-методической работе
Новосибирского института повышения квалификации и
переподготовки работников образования


Вариативность повышения квалификации учителей

     Вариативность – примета времени постперестроечного российского общества и образования в частности. Вариативность и необходимость постоянно делать выбор в условиях рыночной экономики и демократического общества – взаимосвязаны. Разнообразие заказчиков на рынке образовательных услуг порождает вариативность заказов. Разнообразие типов, видов образовательных учреждений, квалификации педагогов и учебно-методических комплектов (УМК) на рынке образовательных услуг порождает вариативность предложений. Новый подход есть следствие создания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х годов XX века унификации и единообразия образования. В результате реализации принципа и политики развития вариативности система образования (от федерального уровня до уровня образовательного учреждения) теперь имеет возможность предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательных потребностей. В противном случае учащиеся (в широком смысле этого слова) лишены определенной свободы выбора, нарушен принцип дифференцированного подхода, индивидуализации и гуманизации в обучении, тем более что имеется достаточно большое количество разных способов образования. Перед педагогической наукой стоит проблема разработки теоретических основ вариативного подхода в образовании и путей практической его реализации, превращения предоставленных возможностей в действительность. Решение практических задач школы на современном этапе развития российского образования в значительной степени зависит от готовности педагога к вариативному обучению. Как показывает анализ профессиональной литературы, вариативность, как и дифференциация в образовании, часто трактуется заужено и сводится только к уровневой вариативности и дифференциации в образовании. Очевидно, что вариативность в образовании понимается намного шире и богаче. Этой проблеме посвящена данная работа. Будем исходить из следующих теоретических положений: вариация (от лат. variation, variables – перемена, переменный, изменчивый, variо – разнообразить, менять, быть непостоянным, меняться, колебаться) – это видоизменение, касающееся только частностей, не задевающее основное. В педагогическом энциклопедическом словаре этому термину уделено особое место. Вариативность рассматривается, с одной стороны, как один из основополагающих принципов, с другой – как направление развития современной системы образования в России. Мы разделяем точку зрения Е.В. Трифонова (etryphonov@yahoo.com) о том, что вариативность – свойство всех без исключения реальных сущностей и явлений. Она является мерой организованности структур и функций любых систем, показателем качества управления в системе.

     Анализируя проблемы вариативного подхода в образовании, мы выделили три группы в зависимости от степени общности.

     К первой группе отнесены проблемы школьного образования. Мы рассматриваем их на таких уровнях:
     – вариативная и инвариантная часть Базисного учебного плана,
     – три федеральные образовательные системы,
     – вариативность УМК по каждому учебному предмету при наличии Госстандарта,
     – вариативность методик и технологий,
     – разнообразие личных качеств педагога и уровня его профессионализма,
     – дифференциация – межшкольная, межклассная, внутриклассная (уровневая и специальная).

     Ко второй группе мы отнесли вариативность, определённую индивидуализацией и динамикой образовательного процесса, выделив два типа:
     – горизонтальную вариативность (склонности, интересы, способности, пол, жизненный опыт, лексический запас, способ получения и переработки информации, модальность полушарий головного мозга и другие индивидуальные особенности учащихся);
     – вертикальную вариативность (каждый ученик, развиваясь и обучаясь, меняется, взрослеет, а значит, требует другого варианта обучения).

     К третьей группе отнесены проблемы, решаемые в конкретном образовательном учреждении. Примером является система ДПО, а именно институты повышения квалификации работников образования, в которой, в свою очередь, сложились несколько слоев вариативности. В системе повышения квалификации идея вариативности образования реализуется через создание более широкого многообразия образовательных программ и учебных планов для разнообразных курсов и через различные формы повышения квалификации, что создает условия для удовлетворения разнообразных и не только разноуровневых потребностей в повышении квалификации работников образования.

     1. Вариативность форм повышения квалификации:
     – курсы;
     – консультации: групповые, индивидуальные;
     – стажировка;
     – переподготовка;
     – творческая группа;
     – профессиональный клуб;
     – участие в работе методобъединения:
          а) школьного,
          б) районного;
     – проведение занятий, лекций для других (участие в курсах в качестве приглашенного преподавателя);
     – участие в профессиональных конкурсах (например, районный конкурс «Урок года» является одной из форм повышения квалификации для всех присутствующих педагогов, которые получили возможность познакомиться с опытом работы учителей, вышедших на конкурс);
     – подготовка к конференции и участие в конференции;
     – написание реферата;
     – подготовка к очередной аттестации;
     – процедура аттестации в процессе профессиональной беседы с членами аттестационной комиссии;
     – обучение в аспирантуре;
     – проведение диссертационного исследования и написание диссертации;
     – приглашение экспертов на уроки, экзамены;
     – возможность регулярного общения с научным консультантом или руководителем школы (или иного образовательного учреждения);
     – самообразование.

     Из всех форм повышения квалификации самой распространенной, как показывает наше исследование, по-прежнему остается повышение квалификации в форме курсов. На их вариативности следует остановиться отдельно.

     2. Вариативность курсов повышения квалификации по разным основаниям:

     1) по месту проведения курсов:
     – на базе института,
     – выездные – в район, в школу;

     2) по протяженности:
     – краткосрочные (72 часа) и длительные (от 100 часов до 500 часов),
     – разовые и поэтапные;

     3) по содержанию:
     – базовые и тематические (их ещё называют проблемными),
     – предметные (по математике, биологии и т.д.) и надпредметные (например, «развивающее обучение», «безотметочное обучение», «индивидулизация» и другие),
     – в рамках одной образовательной системы (например, особенности работы в условиях дидактической системы Л.В. Занкова) или универсальные (вне зависимости от образовательной системы),
     – по смежным предметно-профессиональным областям (например, информатика для всех предметников) или по базовым предметно-профессиональным областям;

     4) по ведущим методам и формам работы на курсах:
     – тренинг,
     – семинар,
     – лекторий,
     – практикум,
     – мастер-класс,
     – смешанные курсы;

     5) по количеству слушателей (курсантов):
     – поток (две группы и более),
     – группа,
     – подгруппа;

     6) по целям, связанным со степенью усвоения учебного материала:
     – обзорные,
     – узкоспециальные, целенаправленные,
     – расширяющие знание – ознакомительные,
     – углубляющие знание, для уже работающих в соответствующем направлении;

     7) по форме обучения:
     – очные,
     – очно-заочные,
     – заочные,
     – дистантные;

     8) по категории учителей:
     – однородные по специальности,
     – однородные по квалификационной категории,
     – смешанные;

     9) плановые (по каталогу, плану-проспекту) и внеплановые (по дополнительной заявке, поступившей в течение текущего учебного года);

     10) по преподавательскому составу:
     – авторы предлагаемого содержания,
     – носители содержания, которое разработано не ими;

     11) по инициативе в определении темы курсов:
     – институт предлагает тему курсов,
     – по заявке образовательного учреждения с указанием своей темы курсов;

     12) платные и бесплатные курсы.

     Реальные возможности института повышения квалификации в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования с позиций образовательного процесса и в условиях вариативности предложений и многообразия типов и видов образовательных учреждений, занимающихся лицензированным повышением квалификации педагогов на рынке образовательных услуг.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru