На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Методическое обеспечение инновационной деятельности в коррекционной школе

Татьяна Петровна Горохова,
заместитель директора
специальной (коррекционной) школы № 37
Железнодорожного района г. Новосибирска

/Фрагмент статьи, опубликованной в сборнике материалов научно-практической конференции «Социализация учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях информатизации образования». – Новосибирск, 2006./

     Возрастание социальных требований к школе, к деятельности и личности учителя делает необходимым совершенствование работы по повышению квалификации педагогических кадров. Организация методической работы педагогов всегда зависит от конкретных обстоятельств жизни школы.

     Наша школа – единственное в городе образовательное учреждение, работающее с детьми школьного возраста с проблемами слуха. Это огромная ответственность для коллектива, так как только мы можем и должны дать этим детям полноценное образование, адаптировать их в социуме. Для этого педагогическому коллективу необходимо постоянно совершенствоваться.

     Первое и главное требование к методической работе в школе: она должна проводиться в системе со всеми её признаками: целенаправленностью, целостностью, критериальностью, полиструктурностью, управляемостью, вариативностью. Остановимся подробнее на особенностях организации методической работы в специальной (коррекционной) школе №37 I, II вида в условиях информатизации.

     В настоящее время в нашей школе 80 педагогов. Из них 62 человека имеют высшее образование, что составляет 77,5%. Это все учителя 5-11 классов – 100 %, учителей начальной школы – 84,2 %, воспитателей – 48,1 %, 4 человека заканчивают заочно высшее образование. 41 педагог имеет дефектологическое образование. Таким образом, в школе стабильный педагогический коллектив, который стремится к повышению квалификации, совершенствованию. Наш коллектив уже несколько лет работает по теме «Модернизация образования», изучая различные её аспекты, нас волнует проблема повышения качества образования в коррекционной школе.

     Исследования ученых позволяют утверждать, что возможности, заложенные в компьютере, могут быть в значительной степени реализованы в образовательном процессе и существенно влиять на его качество. «И если миссия школы заключена в формировании образованного человека, то ведущей целью информатизации школы становится совершенствование образовательного процесса» [Молоков Ю.Г. Материалы научно-практической конференции 30.11.2004 г., стр. 22].

     Одной из целей методической работы в последние годы является повышение квалификации и подготовка кадров к реализации основных идей информатизации в образовании для повышения его эффективности и качества. Поставив себе эту цель, мы разработали научно-методический проект «Информационные технологии в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы. Разработка проекта и реализация его происходила под руководством научного руководителя, кандидата педагогических наук А.В. Молоковой, которая является научным консультантом нашей школы.

     Мы взяли за исходную мысль о том, что главным источником развития педагога должна быть не какая-то искусственно насаждаемая «методическая работа», сводящаяся, например, к внедрению опыта, но реальная совместная деятельность с детьми, то есть сам образовательный процесс, его проектирование и организация учителями.

     Изучая методическую литературу, мы нашли не так много источников информации по этой проблеме, публикаций об использовании компьютера на фронтальных уроках по всем предметам для детей с проблемами слуха, во внеурочной работе практически нет. То же самое по организации методической работы по этому направлению.

     Первое, с чего мы начали, это обучение педагогов работе с компьютером, превращение их в активных пользователей. Эта работа продолжается. На данный момент практически все педагоги окончили какие-либо курсы по обучению компьютерной грамоте.

     Затем мы приступили к практическому использованию ИКТ в образовательном процессе, используя на уроках авторские электронные учебные пособия, разработанные под руководством А.В. Молоковой.

     Осмысливая затруднения, стоящие перед педагогами по изменению педагогических стратегий, мы пришли к выводу, что помочь перекинуть мостик к новому можно только работая с ними вначале в режиме поддержанного, разделенного действия, а затем уже саморегулируемого. Поэтому всю работу с учителями по овладению приемами использования компьютера на уроках и во внеурочное время мы осуществляли в режиме этой технологии.

     Постоянно проводились методические оперативки, на которых изучались электронные учебные пособия, методическая литература, необходимая для проведения мониторинга. Проводились индивидуальные консультации.

     Чтобы каждый не «варился только в своем соку», но и мог использовать опыт коллег, а также, чтобы показать коллективу возможности использования компьютера, в этот период широко проводились такие коллективные формы методической работы, как семинары-практикумы. Например, в 2005 году опыт применения компьютера на уроке был представлен членами творческой группы на следующих семинарах:
     – «Применение новых информационных технологий на уроках русского языка»;
     – «Применение новых информационных технологий на уроках математики»;
     – «Применение новых информационных технологий на уроках окружающего мира, физики».

     Это были дни уроков-показов, где активные члены творческой группы продемонстрировали формы и методы использования компьютера на уроках, что привело, в том числе, к расширению творческой группы.

     Активно используя компьютер на уроках и внеклассных мероприятиях, члены творческой группы более глубоко стали подходить к этой деятельности. Занимаясь какой-то проблемой в рамках своей методической темы, изучали теорию вопроса, научно-теоретическое обоснование процесса информатизации. При этом происходило осмысление образовательной ценности технических достижений и прогнозирование возможных последствий активного включения информационных технологий в образовательный процесс, создавались методические разработки.

     Результаты этой деятельности были представлены теперь уже на научно-практических семинарах, где теоретическое осмысление вопроса переходило в методическое знание. И хотя на этих семинарах уроки показывали новые члены творческой группы, но работу над ними они проводили совместно с учителями-консультантами на индивидуальных консультациях и методических оперативках с руководителями творческой группы и методических объединениях. В течение семинара работали эксперты, которые анализировали урок с применением новых информационных технологий, выводили коэффициент эффективности урока. Семинары были проведены по темам «Повышение познавательной активности учащихся с особыми образовательными потребностями средствами информационных технологий» и «Применение электронных учебных материалов для индивидуализации обучения в рамках урока». На каждом из них проводился подробный анализ выступлений учителей и открытых уроков.

     Следующими циклами научно-практической деятельности можно считать использование и изучение проектной деятельности в педагогике с использованием компьютера, а также использование и изучение возможностей применения компьютера во внеклассной работе. Накопленный опыт учителя представляли на Городских научно-практических конференциях в 2004-2006 годах.

     Но главное, что показывает успешность методической работы, это повышение качества образования, его эффективность. Мы стремимся, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны при дальнейшем получении образовании, могли получить профессию и адаптироваться в обществе.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru