На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 20 июня 2019
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Обзор педагогической прессы
Обзор педагогической прессы
Ведущая рубрики –
Наталья Владимировна Федорова
,
кандидат педагогических наук,
доцент НГПУ;
специалист по работе с авторами
Образовательно-издательского центра «Академия»

     В периодических изданиях по дошкольному образованию обсуждается основной документ, определяющий государственную политику в области дошкольного образования – Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы. В документе выделены 2 основных направления: обеспечение доступности образования и его качества – и предложены меры по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном.

     Одной из приоритетных задач ставится апробация новых систем оплаты труда педагогов ДОУ. Однако не следует ожидать быстрого решения проблемы на федеральном уровне, региональные власти имеют достаточно полномочий для установления надбавок к заработной плате педагогов. Интересны примеры Орловской и Челябинской областей по грантам для лучших педагогов и ДОУ. Обсуждение документа и предложения читайте в статье директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации И. Калины «О комплексе мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007 – 2010 годы»// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 6-9.

     В этом же номере журнала заинтересованный читатель найдет содержательное приложение, в котором опубликован проект «Методические рекомендации по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» и обобщенную таблицу критериев к нему (с. 9-20).

     «Среди разных психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться практическому психологу в детском саду можно выделить проблему агрессивного поведения детей… При разрешении этой поведенческой проблемы дошкольный психолог на практике встречается с реальными трудностями различного характера, в первую очередь, с необходимостью выбора эффективных приемов психологической коррекции». Автор статьи, практический психолог дошкольного отделения НОУ школа «Ника» (Москва) Т. Беневольская считает, что агрессивность лучше предупреждать, организуя развивающие игры с соблюдением принципов добровольности, активности ведущего взрослого, безоценочности, безопасности и других. Как это происходит на практике, читайте в статье Т. Беневольской «Режиссерская игра на песке: коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников» (Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С. 26-31).

     Можно ли обучать дошкольников так, как это делают на уроках в школе? Если учитывать, что слово «занятие» происходит не от слова «занят», а от слова «занятно», тогда все становится ясно! И учиться играть тоже нужно! «Маленький ребенок играть не умеет. С точки зрения Выготского, игра обязательно предполагает наличие мнимой ситуации и умения играющего находиться одновременно в двух позициях – внутри игрового сюжета (как участник, как актер) и над сюжетом (как режиссер)». Можно ли считать игрой занятие с конструктором? Когда оно становится игрой? Что происходит, когда ребенка лишают возможности играть? В чем разница между «обучать игре» и «обучать в игре» – все это на страницах газеты «Дошкольное образование», № 21 за 2006 год в интервью с доктором психологических наук Е. Кравцовой «Выготский и дошкольное образование: умеем ли мы читать?»

     А чтобы более полно и предметно разобраться в интерпретированных автором мыслях великого философа, лучше открыть и почитать книгу Л.С. Выготского «Воображение у ребенка и подростка», опубликованную в этом же номере.

     Вам известно, что такое городская гувернерская служба? Интересный опыт такой деятельности успешно апробирован в г. Кемерово, где организован профессиональный уход и присмотр за детьми на дому. Городская гувернерская служба – муниципальный проект, в котором объединены педагоги ДОУ и учреждений дополнительного образования детей. Здесь можно найти сопровождающего для ребенка, предложить ему развивающие занятия, а родителям – консультации со специалистами. Проведение домашних праздников, разработка детских сценариев также в рамках деятельности службы. Увидеть информационную карту проекта, познакомиться с его программой и положением по воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста на дому вы можете во вкладке журнала «Дошкольник» (№ 6, 2007г.).

     Однако никакие концепции и проекты не способны сделать ребенка счастливым. Это можем сделать только мы, взрослые. Давайте будем учиться общению с детьми, и здесь не может быть репетиций – все делается набело, и у нас нет права на ошибку, потому что мы взращиваем поколение, которое придет на смену нам. Каковы наши дети – таково наше будущее.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru