|
Елена Викторовна Симантовская,
начальник отдела дошкольного образования
Главного управления образования мэрии Новосибирска
|
Современное дошкольное образование города Новосибирска: актуальные проблемы, опыт, перспективы развития
Приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования предусматривают необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
Несмотря на то, что дошкольное образование не включено в приоритетный национальный проект «Образование», поручение Президента РФ, данное им в Послании к Федеральному Собранию РФ 2006 года, касающееся улучшения демографической ситуации в России, фактически возведено в ранг приоритетного проекта.
Комплекс мер по развитию дошкольного образования на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) осуществляется по двум направлениям:
– обеспечение доступности дошкольного образования;
– обеспечение его качества.
Доступность дошкольного образования характеризуется:
– числом МДОУ и количеством детей в них;
– охватом детей различными формами дошкольного образования;
– размером родительской платы в МДОУ;
– вариативностью форм дошкольного образования (открытие групп «предшкольной» подготовки, групп кратковременного пребывания, групп выходного дня и т.д.).
Качество дошкольного образования характеризуется:
– содержанием образовательного процесса;
– состоянием здоровья детей, безопасностью образовательного пространства в ДОУ;
– развитием различных форм дошкольного образования;
– кадровым обеспечением системы дошкольного образования;
– развитием общественно-государственной системы управления ДОУ.
Органами управления образования проводится планомерная целенаправленная работа по реализации этих двух направлений.
В результате работы органов управления образования за период 2004-2007 гг.:
– создано 6800 дополнительных места для дошкольников, а с учетом выполнения плана 2007 года количество новых мест должно увеличиться до 7070;
– охват детей дошкольным образованием увеличился с 44,4% в 2004 году до 52% в 2007 году.
Число МДОУ увеличилось по сравнению с 2003 годом на 20 и составило в 2007 году 239 учреждений.
Однако в дальнейшем, несмотря на рост числа учреждений дошкольного образования, увеличения количества юридических лиц в связи с реструктуризацией (укрупнением) ДОУ наблюдаться не будет.
Первый опыт реструктуризации ДОУ в Новосибирске относится к 2005 году: к ДОУ № 262 Дзержинского района было присоединено два здания, объединены детские сады № 3 и № 8 Калининского района, детский сад № 87 Первомайского района присоединен к детскому саду № 78. За период 2006-2007 гг. укрупнен детский сад № 234 Октябрьского района, открыт второй корпус ДОУ № 272 Заельцовского района, присоединены корпуса к ДОУ № 86 Кировского района, к ДОУ № 144, 331, 405 Ленинского района. Здание детского сада, занимаемое ранее МОУ ЦО «Феникс», присоединено к МОУ СОШ № 170 с целью использования его по прямому назначению.
В настоящее время Главным управлением образования мэрии подготовлены и находятся на согласовании в департаменте земельных и имущественных отношений г. Новосибирска проекты распорядительных документов по реструктуризации семи муниципальных дошкольных образовательных учреждений:
2 – Ленинского района;
2 – Советского района;
1 – Заельцовского района;
1 – Калининского района;
1 – Центрального района.
Число детей, посещающих МДОУ, увеличилось по сравнению с 2003 годом на 8546 и составило в 2007 году 36 306.
Мероприятия по увеличению охвата детей общественным дошкольным воспитанием носят комплексный, системный характер.
В комплекс указанных мероприятий входит:
– принятие в муниципальную собственность зданий детских садов от ведомств;
– освобождение зданий (помещений) детских садов от арендаторов, проведение в них капитального ремонта для дальнейшего использования по прямому назначению;
– открытие дошкольных групп в действующих детских садах;
– открытие дошкольных групп 12-часового пребывания в школах;
– перевод учебных классов из зданий детских садов в школы и открытие на их месте дошкольных групп;
– открытие «предшкольных» групп для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детские сады;
– строительство новых детских садов.
За период с 2004 по 2006 годы и 9 месяцев 2007 года:
а) от ведомств в муниципальную собственность передано 26 зданий детских садов;
б) освобождено для дальнейшего использования по прямому назначению 15 зданий детских садов, из них:
– отремонтированы и функционируют – 7: в Калининском районе – ДОУ № 3 и ДОУ № 8, в Ленинском – ДОУ № 144, в Октябрьском районе – второй корпус ДОУ № 234; в Кировском – ДОУ № 398 и ДОУ № 424, в Заельцовском – второй корпус ДОУ № 272;
– планируется запустить в эксплуатацию до конца текущего года – 2: в Заельцовском районе – ДОУ № 59, в Ленинском районе – второй корпус ДОУ № 144;
– планируется отремонтировать и сдать в эксплуатацию в 2008 году 7 зданий ДОУ;
в) освобождено от арендаторов для дальнейшего использования по прямому назначению 20 групповых помещений в действующих детских садах;
г) освобождены и перепрофилированы, исходя из внутренних резервов МДОУ, для дальнейшего использования по прямому назначению 121 групповое помещение в действующих детских садах.
Распоряжением мэра от 13.12.2006 № 10001-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению детей дошкольного возраста местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2007 году» предусмотрено создание 1300 дополнительных мест для дошкольников. На сегодняшний день план 2007 года выполнен на 80%.
Ведется строительство трех новых детских садов: в Калининском, Первомайском и Ленинском районах. Здание ДОУ в Калининском районе строители планируют сдать в эксплуатацию до конца 2007 года.
Третий год в городе Новосибирске работает эксперимент по «предшкольному» образованию (распоряжение мэра от 15.09.2005 № 6800-р). В 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло увеличение «предшкольных» групп на 21; в 2007 году – на 33.
Все группы «предшкольной» подготовки открыты на базе школ за исключением одной – она открыта на базе ДОУ № 473 Калининского района.
Введение «предшкольного» образования способствовало снижению очередности в дошкольные учреждения детей 5-6 лет (на 01.01.2005 года доля очередников 5-6,5 лет составляла 10,8% от их общей численности, а на 01.01.2007 года – только 2,7%), а также выравниванию стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Развитие системы дошкольного образования является одной из приоритетных задач деятельности муниципалитета. В реализации комплекса мероприятий по развитию системы ДОУ ведущая роль принадлежит органам управления образования. За три года (2005, 2006, 2007) Главным управлением образования мэрии подготовлено 8 постановлений и распоряжений мэра, 67 приказов, касающихся вопросов дошкольного образования. Упорядочена постановка детей дошкольного возраста на учет на получение мест в ДОУ (приказ управления образования мэрии от 28.12.05 № 835).
Активизация работы органов управления образованием и ОУ способствует удовлетворению спроса на качественные дошкольные образовательные услуги со стороны родителей, расширению образовательных услуг и наполнению деятельности образовательных учреждений новым содержанием.
Комплексная целенаправленная работа по повышению доступности общественного дошкольного образования ведется в Дзержинском, Ленинском, Октябрьском, Первомайском районах.
Так, в Первомайском районе внутренние ресурсы открытия дополнительных групп в ДОУ исчерпаны. В то же время на базе МОУ СОШ № 117, используя пустующие помещения школы, стало возможным открытие трех дошкольных групп 12-часового пребывания.
Впервые разработан и подписан мэром города Новосибирска план по созданию дополнительных мест для дошкольников, рассчитанный на 2008, 2009, 2010 годы и включающий в себя строительство новых детских садов.
Согласно распоряжению мэра от 18.07.2007 № 7055-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению детей дошкольного возраста местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2008-2010 году» планируется создать 8145 мест для дошкольников, из них за счет строительства 24-х детских садов – 5320 мест.
Тем не менее, проблема очередности на получение мест в ДОУ стоит особенно остро и остается социально значимой.
По данным Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере Минобрнауки, почти половина детей в России не получает дошкольного образования и около 800 тысяч сегодня ждут своей очереди для поступления в детские сады.
Новосибирск в этой ситуации не является исключением: на 01.10.2007 очередь на получение мест в ДОУ составила по городу 11 904 человека. За 9 месяцев текущего года она увеличилась на 3178 человек, что обусловлено тенденцией к улучшению демографической ситуации и позитивными качественными изменениями в дошкольном образовании:
1. Рождаемость в Новосибирске по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,1%.
2. Молодыми родителями осознана необходимость и возможность получения их детьми дошкольного образования.
Во исполнение Федерального Закона от 05.12.2006 № 207 – ФЗ:
– родительская плата составляет 20% от установленной суммы затрат (постановление мэра от 25.12.2006 № 1373);
– выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ (постановление Губернатора от 19.02.2007 № 72).
Процент воспитанников ДОУ, за содержание которых родителям выплачивается компенсация, вырос по сравнению с летним периодом 2007 года на 51,4% и составляет 65,4% по городу (на 28.09.2007). Крайне низкий процент оформленных и переданных на выплату в органы социальной защиты документов в Октябрьском (39,2%), Центральном (42,1%) Заельцовском (48,5%) районах.
3. Весомые, позитивные качественные изменения, происходящие в дошкольном образовании, также способствуют увеличению потребности родителей в услугах детского сада.
К сожалению, дефицит мест в ДОУ породил практику взимания с родителей вступительных взносов при приеме их детей в детский сад (часто родителей принуждают оплачивать вступительные взносы под предлогом благотворительности или «добровольно-принудительного» взноса в Попечительский совет). Такие факты являются прямым нарушением норм российского законодательства, приказа управления образования мэрии от 26.12.2005 № 835.
Вступление в силу в конце 2006 года нового постановления мэра от 25.12.2006 № 1373 отменило заключение договоров с родителями на оплату содержания ребенка в ДОУ. Это обстоятельство способствовало дальнейшему и стремительному развитию в ДОУ общественно-государственной системы управления: по сравнению с прошлым годом количество попечительских советов с правом юридического лица увеличилось в ДОУ в три раза. Советы в форме некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций созданы сегодня в половине детских садов. Однако следует отметить, что в отдельных учреждениях дошкольного образования работа попечительских советов приобретает уродливые формы, сводясь порой лишь к сбору денег, что вызывает явное недовольство и протесты родителей воспитанников.
В течение 2007 года в шести МДОУ Главным управлением образования мэрии проведены проверки, касающиеся выполнения требований законодательства в части сбора родительских средств и добровольных пожертвований родителей. По итогам проверок трем заведующим МДОУ объявлен выговор, одной – выговор с лишением муниципальной надбавки сроком на 6 месяцев, с одной заведующей МДОУ расторгнут трудовой договор.
За последние годы значительно изменились условия организации пребывания детей в ДОУ: улучшена материально-техническая база, произведены текущие и капитальные ремонты, проведены противопожарные мероприятия, благоустроены территории, обновлены игрушки, что, в целом, говорит о повышении качества дошкольного образования. По итогам государственной аккредитации количество Центров развития ребенка по сравнению с 2006 годом увеличилось на 3 (с 48 до 51).
По состоянию на 01.10 2007 в городе Новосибирске функционирует 239 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. 234 (98%) учреждения имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности.
За последние три года наблюдаются положительные тенденции в использовании разнообразных форм дошкольного образования, таких, как:
– группы выходного дня;
– адаптационные группы;
– группы круглосуточного пребывания;
– группы кратковременного пребывания.
Однако в ходе подготовки к коллегии рабочей группой было отмечено, что это направление развивается медленно, а внедрения новых форм дошкольного образования не наблюдается. Отчасти это связано с отсутствием в ДОУ свободных помещений и нехваткой кадров.
Программное обеспечение в целом определяет содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой по-прежнему доминирует в детских садах Новосибирска. В своей работе ее используют 75% ДОУ (на 2% больше, чем в прошлом году). Более 80% детских садов, стремясь повысить качество образовательного процесса, используют в своей работе, помимо основной, авторские и парциальные программы.
В целях стимулирования работы ДОУ, формирования позитивного общественного мнения особое внимание органами управления образования уделяется проведению городских мероприятий:
– стало традицией проведение городского конкурса «Детский сад года», в 2007 году конкурс среди дошкольных учреждений проводится в четвертый раз;
– традиционным стало проведение городского фестиваля для детей дошкольного возраста «Маленькие фантазеры». В июне 2008 года фестиваль будет проводиться в четвертый раз.
Важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является состояние здоровья детей.
За последний год в Новосибирске только 25% детей признаны здоровыми (I группа здоровья). 66,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 8,3% – хронические заболевания (III-IV группы здоровья). Особое значение в развитии детей с ослабленным здоровьем имеет создание групп компенсирующей направленности (специальных (коррекционных) групп).
Количество групп компенсирующего вида по сравнению с прошлым годом увеличилось на 7 и составило 701, в том числе:
341 группа для детей с нарушением речи,
50 – с нарушением зрения,
6 – с нарушением слуха,
123 – с нарушением опорно-двигательного аппарата,
11 – с задержкой психического развития,
136 –для тубинфицированных,
34 – других (аллергодерматозных, неврологической направленности, для часто и длительно болеющих детей).
Случаи функционирования в ДОУ групп «другой» направленности, например, неврологической (ДОУ № 105 Дзержинского района), имеют место. Однако это не соответствует Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении и требует внесения серьезных изменений в Уставы ДОУ.
Группы компенсирующей направленности посещают 12 424 ребенка (36% от числа дошкольников 3-7 лет, посещающих ДОУ). В сравнении с прошлым годом это на 5 % больше.
Вместе с тем, имеют место факты, говорящие как о принуждении родителей к посещению их детьми специализированных групп (в частности, групп для детей с нарушениями речи), так и о равнодушном, невнимательном отношении заведующих детскими садами к запросам родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии (ДОУ № 501 Октябрьского района).
Важное значение в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ играет создание безопасного образовательного пространства.
В качестве основных направлений организации безопасности дошкольных образовательных учреждений можно выделить следующие:
– пожарная безопасность образовательного учреждения.
Во всех МДОУ города имеется необходимое количество огнетушителей, в соответствии с современными требованиями пожарной безопасности содержатся пожарные выходы, отработаны системы оповещения, проводятся инструктажи по технике безопасности, оформлены схемы эвакуации людей. 136 (57%) детских сада имеют пожарную сигнализацию.
– антитеррористическая безопасность дошкольного учреждения.
В 112 (46,8%) МДОУ установлены тревожные кнопки, 75 МДОУ (31,3%) заключили договор с лицензированными частными охранными предприятиями. В 6 дошкольных учреждениях Калининского района установлены кодовые замки и домофоны. В ДОУ № 395 Дзержинского района, 494, 286 Кировского района оборудовано видеонаблюдение.
С целью обеспечения безопасности дошкольных образовательных учреждений и в соответствии с распоряжением мэра во всех МДОУ введены ставки вахтеров.
– обеспечение выполнения необходимых санитарно-гигиенических мероприятий, недопущение случаев травматизма при организации образовательного процесса.
В соответствии с современными требованиями СанПиН дошкольные учреждения обеспечены мебелью, наглядными пособиями, комплектами постельного белья и посуды. Искусственное и естественное освещение помещений МДОУ, в целом, осуществляется в строгом соответствии с требованиями СанПиН. В рамках финансирования конкретного детского сада производится замена устаревшего оборудования на новое, более современное.
Снизилось в динамике за три года и держится на стабильном уровне количество случаев травматизма у дошкольников (2005 год – 35, 2006 год – 30, 2007 год – 30 случаев). Однако само наличие случаев детского травматизма свидетельствует о недостаточно эффективной и грамотной профилактической работе, проводимой в ДОУ.
Еще один качественный показатель системы дошкольного образования – ее обеспеченность квалифицированными кадрами.
В муниципальной системе дошкольного образования работают 4619 педагогических работника, в том числе 239 руководителя:
– 236 (99%) руководителей ДОУ аттестованы;
– 2569 (56%) педагогических работников МДОУ имеют высшую и первую квалификационные категории;
– 235 (98%) руководителей ДОУ имеют высшее и средне-специальное педагогическое образование;
– 4 (2%) руководителя ДОУ Калининского (1) и Октябрьского (3) не имеют специального педагогического образования.
Как никогда остро в последнее время обозначилась проблема нехватки педагогических кадров в ДОУ:
– на 01.10.2007г. 828 (15% от общего количества рабочих мест) вакансий в ДОУ; 821 (18%) воспитателей работают в 2 смены.
Прежде всего, дефицит кадров связан с низкой заработной платой. С целью улучшить ситуацию мэр Владимир Городецкий подписал распоряжение об установлении муниципальных надбавок воспитателям и младшим воспитателям в дошкольных учреждениях.
Однако основным механизмом повышения заработной платы и привлечения кадров в МДОУ должен стать их переход на новую систему оплаты труда, который частично должен осуществиться уже с 01.09.2008 года.
Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод.
Муниципальная система дошкольного образования стабильно функционирует и развивается.
Решение актуальных проблем дошкольного образования, с учетом всего накопленного опыта и перспектив развития, способствует повышению его эффективности, качества и доступности.
Наверх |