На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Менеджмент в образовании
Менеджмент в образовании
Татьяна Михайловна Селина,
старший преподаватель факультета повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
руководителей образовательных учреждений НГПУ

Особенности управления дошкольным образовательным учреждением

     Деятельность руководителя детского сада является управленческой, детский сад – системой, в которой можно выделить две подсистемы – управляющую и управляемую. По выражению Ю.Н. Кулюткина, управленческая деятельность по своему характеру есть своеобразная «метадеятельность» в том смысле, что она является деятельностью по организации «другой» деятельности. Ценным является мнение учёных, которые утверждают, что по своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определённых универсальных управленческих функций (А.В. Карпов, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, М.Х. Мескон и др.). Исследователи считают, что система функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от её конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Функциональный подход к пониманию природы управленческой деятельности сегодня явно доминирует и, по-видимому, наиболее адекватно раскрывает её содержание. Проанализировать управленческую деятельность, согласно этому подходу, значит дать её характеристику с точки зрения основных управленческих функций, реализуемых руководителем. Наиболее важными функциями, по мнению Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, К.Ю. Белой и др., являются информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, коррекционно-регулятивная.

     Исходя из анализа должностных обязанностей заведующей детским садом, исследования имеющихся теоретических источников, изучения деятельности руководителей дошкольных учреждений установлено, что деятельность администратора детского сада имеет циклический характер. Причины неудач в работе руководителя объясняются, отчасти, стихийностью в осуществлении этой деятельности, неупорядоченностью в реализации её этапов, а то и отсутствием некоторых из них в деятельности заведующей.

     Общий контур деятельности руководителя дошкольного учреждения по управлению детским садом выглядит следующим образом. Большую часть управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения составляет создание условий для физического и психического здоровья дошкольников: организация режимных моментов и питания, закаливания, создание комфортных условий для детей. Управленческий цикл начинается с анализа информации. Дошкольное учреждение имеет ярко выраженную специфику видов и содержания информационных потоков. Руководитель детского сада должен владеть информацией о работе всех подразделений: медицинского блока, пищеблока, состоянии воспитательно-образовательного процесса, материально-техническом, научно-методическом и кадровом обеспечении деятельности ДОУ. На основе анализа информации руководитель выявляет проблемы и вместе с педагогами ставит цели ближайшего и перспективного развития дошкольного учреждения по каждому блоку деятельности в соответствии с видовым разнообразием: детский сад общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного вида, присмотра и ухода, центр развития ребенка. В качестве управленческого решения, направленного на реализацию цели, выступает процесс планирования работы дошкольного учреждения. Приоритетным направлением данного вида управленческой деятельности является оздоровительное. При планировании заведующей приходится учитывать такие особенности дошкольного учреждения, как немногочисленность коллектива педагогов, не всегда высокий их образовательный уровень, ориентацию на потребности родителей, присутствие (отсутствие) в коллективе психологов, экологов, руководителей изостудий, логопеда и т.д. Планирование позволяет скоординировать деятельность специалистов, педагогов и медицинских работников. На основе плана деятельности руководитель детского сада организует работу детского сада. Заведующая принимает во внимание небольшой по количеству управленческий аппарат дошкольного учреждения: помимо заведующей, управленцами второго уровня считаются старший воспитатель, заведующий хозяйством, старшая медицинская сестра. При организации запланированной системы мер администратор дошкольного учреждения передаёт часть полномочий своим заместителям. В силу того, что иерархическая структура детского сада является несложной, между руководителем и подчинёнными сокращается должностная дистанция. В силу этой особенности в управлении детским садом необходимо знание должностных обязанностей всеми педагогами коллектива, с другой стороны, положительный микроклимат будет являться определяющим условием эффективной деятельности детского сада. Для проверки соответствия практической деятельности педагогов дошкольного учреждения запланированным мерам руководитель организует контроль. Контроль начинается с проверки охранных, оздоровительных функций, обеспечения полноценного питания, ухода за малышами, чистоты помещения, режимных моментов, медицинского обеспечения. Не менее важной является функция контроля за развитием ребёнка, которое осуществляется через систему разнообразных занятий воспитательного характера. Контроль обеспечивает основу для регулирования и коррекции всех направлений деятельности ДОУ на заданном планом уровне, устраняет негативные отклонения в процессе и среди участников. Это даёт основания для формулировки новых целей, управленческий цикл повторяется.

     В настоящее время существует тенденция к рассмотрению содержания управленческой деятельности вне зависимости от типовой организационной принадлежности. На самом деле, основное содержание труда руководителя носит универсальный характер. В то же время эффективность управленческой деятельности зависит от учета той специфики, которая определяет различие между социальными институтами.

Разработка профессиограммы руководителя дошкольного учреждения

     «Профессиография» происходит от латинского «профессио» – постоянная специальность, служащая источником существования, и греческого «графио» – пишу. Понятие «профессиография» включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму (описание профессии, должности, специальности). Профессиограмма, с одной стороны, представляет нормативные требования профессии к разным видам профессионального труда; с другой стороны, описывает профессиональную деятельность, качества личности специалиста, необходимые для успешного выполнения труда. Изучение и описание любой профессии ведётся с определённой целью и подчинено этой цели. Профессиограмма может составляться с целью обоснования учебных программ, направленных на подготовку кадров; оздоровления гигиенических условий труда; в профориентационных целях, в целях отбора и подбора.

     Первые исследования, касающиеся подготовки педагогических кадров, были проведены в 20-х годах, а в 60-80-ые годы возрос интерес к составлению профессиограмм: были разработаны профессиограммы деятельности учителей (В.С. Волков, В.А. Извозчиков, К.К. Платонов и др.), старшего воспитателя детского сада (Л.В. Поздняк), воспитателя дошкольного учреждения (Е.А. Панько), руководителя школ (Е.П. Тонконогая, В.Ю. Кричевский, М.Ф. Ткач, В.П. Парамзин и др.). В настоящее время профессиограммы являются предметом исследования также психологов, акмеологов (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Г.У. Матушанский и др). Профессиограмма руководителя детского сада по сути является идеальной моделью его деятельности, определяющей основные функции управления, требования к личностным качествам, знаниям и умениям, необходимым для осуществления этих функций, с учётом специфики управления дошкольным учреждением, что «обеспечивает субъекту общественно приемлемое качество труда» (3, стр. 7).

     В теоретических источниках представлены различные подходы к составлению профессиограмм руководителя образовательного учреждения: задачно-личностный, нормативно-структурный, системно-деятельностный.

     Стержнем задачно-личностной профессиограммы (А.А. Деркач, А.К. Маркова) является иерархия профессиональных задач. К каждой профессиональной задаче подбираются виды профессиональных действий, средств, результатов, а также профессионально важных качеств личности. В профессиограмме по вертикали могут быть выделены «модули», включающие перечень профессиональных задач; по горизонтали к задачам подстраиваются профессиональные действия, результаты профессиональной деятельности и необходимые для них профессионально важные качества личности.

     Нормативно-структурный подход основан на анализе документов, определяющих деятельность специалиста, и функциональном анализе его деятельности (Л.В. Поздняк). В деятельности старшего воспитателя исследователь выделяет двухуровневую иерархию функций: оперативные и целевые. Целевые функции обусловлены потребностями общества и требованиями к дошкольному воспитанию, прогнозом его развития. В качестве оперативных функций Л.В. Поздняк рассматривает планирование, организацию, контроль, координацию.

     На наш взгляд, оптимальным является системно-деятельностный подход в составлении профессиограммы руководителя ДОУ. Профессиограмма состоит из трёх разделов. разделе излагаются требования к руководителю детского сада, предъявляемые обществом. Во втором приводятся требования, сформулированные в Уставе ДОУ и определяющие служебный статус заведующей. Третий раздел профессиограммы содержит перечень видов деятельности и необходимых знаний, умений, указываются необходимые личностные, профессионально значимые качества руководителя детского сада.

     Наиболее проблемным с нашей точки зрения в разработке профессиограммы является выявление профессионально важных качеств руководителя дошкольного учреждения. Анализ управленческой, педагогической, психологической, профессиологической литературы показал, что существуют различные основания в определении профессионально важных качеств руководителя. В настоящее время при построении профессиограмм, по мнению исследователей А.К. Марковой, А.А. Деркача, менее категоричной становится установление взаимодействия человека и работы, качества личности склонны приспосабливаться к меняющимся условиям труда. Человек может не только приспосабливаться к работе, но может изменять предмет и социальную среду труда. Приспосабливаясь к среде и требованиям профессии, человек создаёт у себя индивидуальное сочетание профессионально важных качеств, приводящее к успеху (1, стр.12). У человека может сложиться своя комбинация качеств или он может менять способы работы, вырабатывая индивидуальный стиль деятельности.

     В основе эффективности управленческой деятельности руководителя лежат умения. Характеризуя педагогические умения, учёные исходят из основных положений психологической концепции деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, в соответствии с которой умения – отдельные акты, компоненты деятельности. По мнению К.К. Платонова, в психологическую структуру умения входят не только навыки, но знания и творческое мышление (6, стр.83). Система умений не может быть сформирована без определённого уровня личностно-профессиональных качеств, необходимо обладать определённым личностным потенциалом – общими и специальными способностями (2, стр.12). Взяв за основу данный подход, который заключается в том, что личностные качества можно развивать через умения, Г.У. Матушанский, исследуя деятельность преподавателя высшей школы, выявил соответствие между формируемыми посредством информационно-технологической подготовки умениями и развиваемыми в её процессе профессионально важными качествами личности (5, стр.100). По утверждению А.А. Деркача, каждому виду управленческой деятельности соответствует свой набор профессионально важных качеств, которые охватывают его ценностные ориентации (мотивы, отношения, идеалы, цели, установки), психические свойства (способности, характеристики процессов мышления, памяти и т.д.).

     Построение профессиограммы может быть осуществлено в следующей последовательности: анализ психолого-педагогической, управленческой, акмеологической литературы; исследование деятельности заведующей детским садом; экспертиза профессиограммы руководителями дошкольных учреждений; корректировка и составление окончательного варианта.

     Обобщение научных исследований, послуживших основой для составления профессиограммы руководителя дошкольного учреждения, и теоретическая разработка положений профессиограммы позволяют составить руководителю дошкольного учреждения программу самообразования на основе адекватной оценки своей профессиональной подготовки по её содержанию и уровню квалификации.

Библиографический список

     1. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего.– М.,1999.
     2. Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности.– М., 2000.
     3. Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих.– М., 1999.
     4. Кричевский В.Ю., Тонконогая Е.П. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ.– М., 1987.
     5. Матушанский Г.У. Дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы.– Казань, 2003.
     6. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.– М., 1977.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru