На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 23 мая 2019
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
     

Информационные технологии в дошкольном образовании

Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО

     Какой он – дошкольник? Нужен ли ему компьютер? Попробуем найти ответ на эти вопросы в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

     Идеальный портрет старшего дошкольника выглядит следующим образом:
     – устойчивое положительное отношение к себе;
     – инициативность и самостоятельность;
     – активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
     – доброжелательность, отзывчивость, чувство собственного достоинства;
     – лёгкость в выборе занятий и способность к фантазии и воображению;
     – возникновение внутреннего плана действий;
     – становление произвольности предметного действия и социального поведения;
     – широкая любознательность и развитие познавательных способностей;
     – склонность к наблюдению, экспериментированию и т.д.

     Важнейшей задачей дошкольного образования является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. В этом контексте ознакомление дошкольников не только с преимуществами современных информационных технологий, известным детям из повседневной жизни, но и с возможными опасностями их использования представляется разумным.

     Дошкольное образование выполняет задачу обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, развития положительного самоощущения. В этой связи возможность приобщиться к информационной деятельности с применением технических средств, столь привлекательной для дошкольника, не противоречит решению данной задачи.

     Ещё одна задача дошкольного образования касается развития инициативности, любознательности, произвольности и способности к творческому выражению. Думается, что можно увеличить число средств, позволяющих развивать названные качества личности, за счёт использования на занятиях интерактивной доски или планшета.

     Дозированное применение информационных технологий в дошкольном образовании вполне может способствовать решению такой задачи, как формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей, не заменяя, а дополняя традиционные способы организации деятельности дошкольников.

     И, конечно же, использование информационных технологий на занятиях с дошкольниками не противоречит такой задаче, как развитие компетентности в сфере отношений к миру, включению детей в различные формы сотрудничества.

     Как педагогическая наука предлагает организовать применение современных информационных технологий в дошкольном образовании?

     Б.С. Гершунский одним из первых указывал на то, что в дошкольном воспитании следует использовать преимущественно компьютерные игры. А С. Пейперт разработал компьютерные LOGO-миры именно для дошкольников. Эти учёные руководствовались положениями теории умственного развития Ж. Пиаже, который называл период дошкольного детства фазой «преддействия». Считается, что в это время особое внимание следует уделять развитию концентрации внимания, восприятия количества, мелких мышц руки и познавательной мотивации.

     Возможности современного компьютера предлагают использовать, начиная с дошкольной ступени, автор пропедевтического курса информатики А.В. Горячев, коллектив учёных, разработавших концепцию и модель непрерывного курса информатики – А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков и Е.А. Ракитина. На фазе «преддействия» компьютер предлагается использовать для знакомства с внешним миром, а также в качестве игрового средства. С этой целью используются такие средства, как электронные энциклопедии, игровые программы.

     Существует ли практический опыт применения информационных технологий в дошкольных учреждениях?

     Да, такой опыт существует. Думается, не всегда однозначный по результатам. Скажем, известно, что в Японии информационные технологии повсеместно используются в дошкольном и начальном образовании, начиная с 1993 года. Первоначально в японских детских садах компьютеры были установлены прямо в помещениях, где постоянно находились дошкольники, и дети имели свободный доступ к электронным материалам. Этот вариант был признан японскими специалистами неудачным в связи с отсутствием желаемого эффекта и высокой вероятностью негативного влияния электромагнитных полей на здоровье детей. Выход в организованной и целенаправленной воспитательной работе, где информационные технологии играют роль средства достижения целей дошкольного образования.

     Следует отметить, что важнейшей проблемой является подготовка специалистов, способных такой работой заниматься. Концепция непрерывной многоуровневой подготовки педагогических кадров, разработанная И.В. Роберт, включает положения, касающиеся информатизации дошкольного образования. Отдельные образовательные учреждения России, готовящие специалистов для работы с дошкольниками, успешно эти положения реализуют.

     Познакомиться с тем, как профессионалы используют специально созданные электронные материалы в детских садах России можно в журнале «Начальная школа. До и после», а также в других статьях рубрики «Информатизация образования».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru