Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
|
Светлана Юрьевна Селянина,
учитель-логопед МДОУ
детский сад № 46 комбинированного вида
Заельцовского района
г. Новосибирска
|
Общее недоразвитие речи (в осложненном и неосложненном варианте по Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной) составляет основное речевое нарушение у детей в логопедических группах МДОУ детский сад № 46. В последние годы отмечается увеличение числа детей с данным нарушением и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
– до начала занятия и после провожу гимнастику для глаз (со специально изготовленным пособием), во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя-логопеда и воспитателей игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
У дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую (фрагментарно) компьютерные презентации. С детьми, имеющими I, II уровень общего недоразвития речи, уточняю, закрепляю с помощью компьютера такие понятия, как цвет, форма, величина (игра «Мы художники»).
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Развитие связной речи в подготовительной логопедической группе
– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок – презентация «Снеговик»
|
Подготовка к обучению грамоте в старшей и подготовительной логопедической группах
– формирование навыков фонематического анализа («Человечки-звуки», «Вагончики»)
|
Формирование зрительно-пространственных отношений
– презентация «Где спит рыбка»
|
Работа над звукопроизношением (старшая и подготовительная логопедические группы)
– артикуляционная гимнастика, сказка о веселом язычке (компьютерные презентации «Мы красиво говорим», «Автоматизация звуков»)
|
Формирование лексико-грамматических категорий (старшая и подготовительная логопедические группы)
– словообразование, словоизменение;
– на материале презентаций «Где спит рыбка», «Транспорт», «Согласование числительных с существительными»
|
Коррекционно-оздоровительное направление
– самомассаж (материал для родителей на дискете);
– игры на развитие общей, мелкой моторики рук (материал для родителей на дискете)
|
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Поэтому использую ИКТ в работе с родителями. Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи. В логопедических группах родители составили в помощь своим детям приложение к «Сказке о веселом язычке» (компьютерная презентация – «Мы красиво говорим»). Вместе с родителями логопедических групп на компьютере стали издавать газету «Солнечные зайчики» (в оформлении газеты принимают участие дети).
СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ МДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Индивидуальные формы работы
– Артикуляционная гимнастика – «Сказка о веселом язычке» – компьютерная презентация; совместно логопед и родители
– Самомассаж, игры на развитие общей, мелкой моторики рук (материал для родителей на дискете).
|
Групповые формы работы
– Выпуск газеты «Солнечные зайчики» совместно – логопед/ родители/ дети;
– Открытые занятия – индивидуальное (автоматизация звука [Р] – презентация);
– Подгрупповое (развитие связной речи – презентация «Снеговик»);
– Оформление логопедических уголков, изготовление пособий для индивидуальных занятий с детьми («Человечки – звуки»).
|
Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей старшего дошкольного возраста служит связующим звеном между образным и логическим мышлением, учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по подготовке к обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения, обыгрываем с детьми эти модели. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» (подвижные игрушки и компьютерная презентация) закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Создаваемые мною компьютерные презентации «Человечки-звуки», «Вагончики» успешно помогают детям с недоразвитием речи усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию первоначального навыка овладения чтением.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои «Смешарики», затем рисунки с компьютерными героями);
– формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.
В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Считаю возможным использование компьютера воспитателями логопедических групп при обучении математике (что может быть полезно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха). Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.
Список литературы
1. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
2. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
3. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6 (8-9).
|