На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Методика работы с выставкой одного экспоната

Валентина Александровна Орлова,
директор музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории

     Начнём с того, что разграничим два понятия: выставка временная и постоянная экспозиция музея. Постоянная экспозиция – основной способ публикации фондов музея, понятие это дано в музейных терминах и я на нём не останавливаюсь. Музейная выставка – временная музейная экспозиция, посвящённая какой-то теме и построенная на музейных фондах.

     Само слово «одного» даёт понятие «выставки одного экспоната».

     Этот экспонат может быть вещью, документом, фотографией, памятником, домом и т.д.

     Попробуем выстроить систему работы с такой выставкой. Я не буду «широко шагать», скажем в Третьяковку, Эрмитаж или Пушкинский музей… Давайте поговорим предметно о близких нам уникальных экспонатах.

     Первое, что нужно сделать, это определить уникальность и ценность экспоната. Это зависит от ряда моментов:
     – степень известности и значительности явления или события, к которому относится выставляемый музейный предмет;
     – от типа источника поступления;
     – от назначения предмета;
     – от того, был ли он получен во время того события или найден гораздо позже, много лет спустя; на том же месте, где происходило событие, или в другом; один или в совокупности с другими предметами.

     Важна также легенда этого предмета, записанная «хозяином» или составленная сотрудником музея.

     Вокруг выставленного предмета вы можете вести (в зависимости от выставленного экспоната) исследовательскую, просветительную, научную работу.

     Приведу несколько примеров. Представьте себе «Летопись Колыванского церковно-приходского училища от 1898 года», написанную учителем этой школы. Потрогать, изучить, прочитать, бережно листая каждую страничку. Там фамилии, имена учителей, детей.

     Разве не появляется желания найти наследников?! Рассказать о них?! Наверное, захочется поглубже изучить все экспонаты, связанные с этой летописью и тогда выставка одного экспоната выльется в целый рассказ о давно минувших днях. Сюда подключится и история учителя школы № 12 Воронцовой Ксении Ивановны, а там мостик перекинется и к её коллеге Никулиной Вере Константиновне, её папе – организатору издательской лаборатории сибирского учебника – Никулина Константина Николаевича и т.д.

     Думаю, вы почувствовали, что я коснулась всех трёх направлений работы с выставкой (исследование, просвещение, научная работа, а там и издательская).

     Приведём ещё один пример. Приказ о присвоении школе № 3 имени Бориса Богаткова (1957 год). Включив фантазию, подумайте, в каком направлении можно работать с этим документом. Он же может поучаствовать в выставке одного экспоната в каждом классе, в разных школах своего района и даже города.

     Очень важны такие выставки, если нужно атрибутировать какой-то случайно найденный уникальный предмет, не сопровождаемый никакой легендой.

     Как правило, каждый предмет, выставленный на обозрение, несёт массу информации, которую выявить одному руководителю не всегда удаётся. Вот вам и ещё одно поле деятельности вокруг выставки одного экспоната – атрибутирование музейных предметов.

     Сама выставка имеет различные назначения:
     – показать уникальность предмета;
     – рассказать о событии, связанном с этим предметом;
     – о человеке, которому принадлежит предмет;
     – об эпохе изготовления и т.д.

     Вокруг этой выставки могут работать школьные музыканты, поэты, художники.

     Естественно, в каждом отдельном случае работа с выставкой очень отличается одна от другой, будь то фотография, документ, объект или предмет материальный, либо художественное произведение.

     К примеру, выставили пионерскую форму, она вызывает ассоциацию со школьной формой, возникает вопрос, когда появилась школьная форма, какую связь она имеет с гимназической формой, похожа ли современная гимназическая форма на форму гимназии 18-19 веков?

     Есть ещё одна форма работы с выставкой одного экспоната – связь с преподавателями школьных предметов. Речь, естественно, о передвижной выставке подобного рода. Руководитель музея совместно с учителем-предметником разрабатывают концепцию этой выставки и план работы с ней. Работа может заканчиваться конкурсом сочинений, рисунков, стихов и т.д.

     Выставка одного экспоната может стать основой формирования музея в школе, либо мини-музея в классе. В первый год создания нашего музея я в одной из школ на подоконнике увидела газету и книгу с автографом автора – нашего новосибирского писателя, бывшего выпускника этой школы. Учителя как-то равнодушны были к этой реликвии, и я решила выпросить её в наш музей. Позже именно на этом экспонате у нас родилась интересная традиция – поэтических гостиных, которая существует до сих пор.

     Я встретилась с этим писателем в Сростках на Шукшинских чтениях, ещё много интересного узнала о нём, теперь он живёт и работает в Краснодарском крае. Вы, конечно, все его знаете – это Лихоносов.

     Выставки подобного рода очень хороший тип активизации работы музея в школе. Ведь, как правило, это музей с несколько застывшей постоянной экспозицией, где уникальный предмет уже не работает, он, говоря образно, «замыт», появившись на выставке одного экспоната, он получает вторую жизнь. Работает не только на себя, но и пробуждает интерес к вашей постоянной экспозиции, заставляет глубже изучать то, что есть в музее, вы получаете новый импульс интереса к тому, хранителем чего вы являетесь.

     Итак, давайте подведём итог тому, что сказано выше.

     Музей в своей работе использует два вида публикаций фондов:
     – постоянная экспозиция;
     – временная выставка.

     Временная выставка бывает нескольких видов:
     – музейная;
     – внемузейная.

     Внемузейная выставка может быть:
     – стационарная;
     – передвижная.

     Временная выставка может представить целый событийный комплекс, а может – один экспонат. Вот на работе с одним экспонатом и остановились мы подробнее.

     1. Один экспонат выставки должен быть уникален, следовательно, эту уникальность надо определить, зависит она от ряда моментов:
     1.1. Степени известности и значительности.
     1.2. Типа и источника поступления.
     1.3. Назначения.
     1.4. Времени поступления.
     1.5. Места события.
     1.6. Один найден или в совокупности с другими предметами и документами.
     1.7. Есть легенда и насколько она полна и интересна.

     2. Вокруг музейного предмета ведётся работа:
     – исследовательская,
     – просветительная,
     – научная,
     – издательская,
     – атрибутирование предметов,
     – работа с учителями-предметниками, школьными объединениями музыкантов, художников, поэтов и т.д.
     – формирование фондов.

     3. Выставка одного экспоната – включение второго дыхания музея.

     Дерзайте, думайте, творите, и ваш музей будет источником вдохновения коллективов детей и взрослых в школе.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru