На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня понедельник, 23 сентября 2019
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Учебная книга: традиции, инновации, новаторство
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство
Ведущая рубрики – Нина Николаевна Клюева,
методист по школьным учебникам
Образовательно-издательского центра «Академия»

     Мы открываем новую рубрику, посвященную школьным учебникам. В последние годы внимание к школьным учебникам повышено. Стандарты первого поколения задают новые требования к учебникам, появляются новые авторы, новые учебные дисциплины, новые технологии. Содержание учебников базового и профильного уровней также становится предметом дискуссий и обсуждений. На страницах нашей газеты Вы можете высказать свое мнение о том или ином учебном издании, рассказать о новинках, обсудить преимущества и недостатки современных учебников.

     В этом номере свои учебники представляет Образовательно-издательский центр «Академия».

     Образовательно-издательский центр «Академия», до последнего времени специализирующийся на публикации учебников и учебных пособий для высшего и среднего специального образования, принял участие в реализации проекта ««Межрегиональная издательская инициатива» с целью подготовки учебников, отвечающих программам общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Среди получивших гриф «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях есть целый ряд учебников Издательского центра «Академия» для 10-11 классов:
     Английский язык. Выше и выше. Учебник для 10 класса (базовый уровень), 105 часов. Авторский коллектив под рук. В.Г. Тимофеева.
     Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень), 35 часов. Автор – Л.Г. Емохонова.
     Биология. Учебник для 10-11 классов (базовый уровень), 70 часов. Авторы – А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина.
     Математика. Учебник для 10 класса (базовый уровень), 140 часов. Автор – М.И. Башмаков.
     Литература. Учебник для 10 класса (базовый уровень), Автор – И.Н. Сухих.
     История. Учебник для 10 класса (базовый уровень), Автор – А.В. Чудинов.
     Кроме того, «Академия» подготовила учебные пособия по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
     Серия «Мой выбор» представляет собой комплект учебников и учебно-методических пособий по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов. Серия включает 3 УМК.
     УМК «Информационные технологии» Е.В.Михеевой.

     Учебные пособия серии «Твоя профессия»:
     Методическое пособие для учителя «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистяковой;
     Учебное пособие Е.А. Климова «Профессии научных работников»;
     Учебное пособие Е.В. Михеевой «Информационные технологии. Вычислительная техника. Связь»;
     Учебное пособие «Профессия – учитель» под ред. А.С. Роботовой;
     Учебное пособие «Профессии работников сферы обслуживания»;
     Учебное пособие Э.Б. Плаксиной, Л.А. Михайловской, М.А. Григорьевой «Профессии в сфере искусства»;
     «Твоя профессия – юрист» под ред. С.Я. Казанцева.

     Целостное представление об учебнике можно получить только в том случае, если вы используете его на своих уроках в качестве основного средства обучения, если он стал необходимой частью учебного процесса и нравится вам и вашим ученикам.

     Предоставляем нашим читателям возможность познакомиться с одним из таких отзывов.

Новый учебно-методический комплект «Мировая художественная культура» (автор Л.Г. Емохонова): взгляд учителя-практика

Наталья Николаевна Малахова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики НИПКиПРО,
учитель мировой художественной культуры
МОУ СОШ №156
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла г. Новосибирска

     С какими проблемами чаще всего сталкивается в ежедневной педагогической практике учитель мировой художественной культуры?

     Во-первых, это проблема отбора содержания. Книг, учебников, пособий и альбомов так много, что возникающее порой желание «объять необъятное» просто захлестывает, не давая спокойно сосредоточиться и просто созерцать вместе с детьми «верно» найденное произведение. Автор учебника «Мировая художественная культура» Л.Г. Емохонова помогает решить эту сложную задачу, отобрав и распределив материал учебного курса таким образом, что вся недосказанность переходит постепенно в желание учеников самим постигать вершины и глубины художественной культуры.

     Во-вторых, частое несовпадение количества иллюстративного материала с его качеством. Учитель мировой художественной культуры практически всегда имеет огромные «хранилища» иллюстраций разного качества и формата. Настоящий учебно-методический комплект помогает и в этом плане. Учебник имеет уникальную цветную вклейку с иллюстрациями на качественной бумаге, CD дополняет и расширяет визуальный ряд, делая процесс познания искусства интереснейшим и увлекательнейшим занятием, доступным ребенку не только на уроке, но и дома.

     И, в-третьих, как это не покажется странным, проблема обезличенного поглощения информации может стать грозным барьером на пути открытия школьником мира художественной культуры. Текст нового учебника позволяет ребенку вести диалог с автором, с произведением, с эпохой. Наверное, этот ни с чем не сравнимый «эффект присутствия» делает данную книгу мудрым и добрым помощником-путеводителем подростка в мир искусства.

     У искусства сегодня очень много конкурентов, отвоевывающих внимание растущего человека, претендующих на его временные и личностные резервы любыми путями и способами. Художественная культура в отсутствии личностного отношения к ней становится просто очередным раздражителем, замкнутым в себе источником и хранителем эмоционально-образного опыта человечества.

     Чем живет сегодняшний старший школьник? Мир компьютерных игр и мобильных телефонов, модные журналы и телешоу, современная музыка и манящий стиль субкультур… В стремительном информационном потоке зачастую просто не находится места для поиска себя, для раздумий и наблюдений. Обезличенное поглощение любой информации (визуальной, текстовой, слуховой и др.) в современном социуме становится почти нормой. Где же выход? Где спасительный плот в безбрежном океане информационно перенасыщенного бытия?

     Один из возможных вариантов – мудрая помощь подростку в постижении и присвоении тех культурно-художественных ценностей, которые сохранило и окристаллизовало человечество на протяжении своей истории. Знакомство с памятниками и произведениями искусства, которые составляют мощный пласт духовности и неиссякаемых жизненных сил.

     Урок мировой художественной культуры при эффективно организованном педагогом взаимодействии может стать пространством личностного общения, индивидуального духовного роста и взросления школьника. Даже довольно ограниченные временные рамки (40-45 минут в неделю) позволяют учителю создать условия для прохождения детьми сложного пути от восприятия через осмысление к присвоению и личностному преломлению глубинных смысловых основ мирового искусства.

     На первом занятии по учебно-методическому комплекту «Мировая художественная культура» в сентябре 2006 года учащимся 10 «А» класса МОУ СОШ № 156 г. Новосибирска я предложила первое самостоятельное знакомство с учебником и чтение «Предисловия». В ходе знакомства ребята отвечали письменно в свободной форме на вопросы:
     - Какое впечатление производит на вас этот учебник (внешний облик, внутреннее содержание)?
     - Все ли, изложенное в предисловии к изданию, вам понятно, доступно?
     - Вызывает ли учебник интерес? Хочется ли по нему заниматься? Почему?


     Впечатления 10-классников позволили сделать следующие выводы:
     1) ребят привлекает оформление учебника (мягкий переплет, оформление, большое количество иллюстраций, качество цветной вклейки);
     2) многие отмечают как большой плюс словарь основных понятий в конце учебника и комментарий, вынесенный на поля;
     3) структурирование материала, вынесение в оглавление не только темы, но и краткая аннотация также вызвали интерес к новому учебнику.

     Вот несколько высказываний ребят из 10 «А» класса при первом знакомстве с учебником «Мировая художественная культура»:

     «Учебник с самого начала оставляет хорошее впечатление. Стоит немного его полистать и тут же взгляд цепляется за упорядоченность информации и множество картинок. Очень хорошо, что в учебнике есть отдельный словарь понятий, а также все основные даты и понятия вынесены на поля. Это, надеюсь, послужит более качественному получению знаний» (Беспалов Владимир)

     «Интересные тексты. Хорошо, что много картинок, это позволяет «ощущать» культуру. Особенно мне нравятся примечания. Там все подробно сказано. Если ты что-то не понял из текста, тебе не обязательно лезть в словарь за нужным словом, просто посмотри в примечания и все ясно!» (Романовская Наталья)

     «Несмотря на то, что многое из того, что представлено в учебнике мы уже проходили, мне интересно узнать об этом подробнее, более обширно. Мне нравится то, что в учебнике есть подробные объяснения слов, которые вызывают у меня затруднения» (Колпакова Мария)

     «Текст самих уроков интересный и легко воспринимается, написано понятным, не путаным языком. В целом учебник мне понравился. Он хорошо оформлен как в художественном, так и в информационном смысле. Очень качественная цветная вклейка. Хорошо, что там приведены не «затасканные» картины и скульптуры, а редкие и интересные» (Трачук Надежда)

     «Учебник привлекает внимание и кажется весьма интересным. После прочтения предисловия появляется симпатия к автору, которая в отличие от многих других составителей учебников, в предисловии рассказывает все о своем учебнике и, кроме того, выражает благодарность своим учителям» (Кириенко Марина)


     В процессе апробации учебника «Мировая художественная культура» Л.Г. Емохоновой для 10 класса мне как учителю-практику открылись новые возможности и вариативные способы работы с учебным материалом на уроке. Во-первых, предварительное чтение текста учебника натолкнуло на мысль о поиске смысловой доминанты, ключевой идеи каждого урока, которая поможет методически организовать пространство общения с ребятами. Во-вторых, из логики и последовательности изложенного автором содержания выстраивается драматургическая линия урока, надо лишь «увидеть» ее. В-третьих, материал уроков предназначен не только для самостоятельного прочтения его ребятами, но и для постановки проблемных вопросов, создания творческих и поисковых ситуаций, созерцания и любования. Текст учебника написан литературно-художественным языком, что является для старшеклассников прекрасным примером создания своих собственных размышлений, эссе и творческих работ.

     Например, материал урока № 18 (Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая и топографическая символика) нашел свое решение в такой структурно-методической организации занятия:

     1. Образ невидимой небесной сущности. Проблемный вопрос: «Как зримо передать образ невидимой небесной сущности?» «Погружение» в атмосферу византийского храма. Тонкие нюансы созерцания, «круговращения» пространства, создаваемого гармонией архитектурных форм храма Св. Софии Константинопольской.

     2. Храм – другое небо. Временно-пространственное определение византийского стиля. Отличия основной идеи греческого и византийского храмов. Византийский центрально-купольный храм как зримое воплощение идеи установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Творческое задание «Космическая символика византийского храма». Работа в индивидуальной познавательно-творческой карте. Архитектурная конструкция храма.

     3. Христианская архитектурная символика и декор. Теснейшая связь архитектуры с божественными символами. Эмоционально-художественное созерцание «Золотое сияние Византии». Особенности размещения изображений в подкупольном пространстве храма. Выполнение задания № 11 в Рабочей тетради.

     4. Топографическая символика крестово-купольного храма. Поисково-творческое задание «Евангельские сюжеты в византийских мозаиках». Отождествление каждой части храма с определенным местом в Палестине, освященным земной жизнью Иисуса (топографическая символика). Итоги урока: впечатления, размышления учащихся, закрепление главной идеи византийского крестово-купольного храма и основных особенностей его архитектурного воплощения.

     А сложнейший по глубине и смысловому подтексту материал урока № 22 (Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения русских земель) может быть представлен ребятам как урок-исследование, в процессе которого они совместно с учителем пройдут путь постижения иконы как некоего окна в священный (сакральный) мир.

     Поисково-исследовательская работа может быть спланирована учителем как система проблемных вопросов, размышляя над которыми в группах, созерцая икону, читая соответствующий раздел учебника, 10-классники самостоятельно откроют для себя смыслы и звучания этого произведения. Приведу фрагмент сценария урока 22.

Поисково-исследовательская работа «Художественное звучание идеи жертвенной любви в иконе А.Рублева «Троица»

Учащиеся работают в микрогруппах, перед ними изображение иконы «Троица» А.Рублева
(цв. вклейка, рис. 41).
• Что вы можете сказать о композиции иконы? Где находится центр композиции, на ваш взгляд? Прочитайте фрагмент текста учебника (С. 133) и сравните свои предположения с трактовкой автора.
Идея жертвенной любви воплощается:
а) в символике чаши с головой жертвенного тельца, являющейся центром композиции;
б) в жестах божественной Троицы.
Учащиеся работают в индивидуальных картах исследования композиционных особенностей и символики иконы «Троица». • Найдите в иконе многократно повторяющуюся форму-образ чаши (сравните свои варианты с текстом учебника, С. 133). Поработайте в индивидуальной карте исследования, занесите в нее необходимые пометки, линии.
Идея жертвенной любви воплощается:
в) в многократном повторении формы-образа жертвенной чаши (лейтмотив чаши).
Учащиеся работают в группах, обсуждают, выдвигают свои предположения, знакомятся с текстом учебника, работают в индивидуальных картах исследования. • Исследуйте в группах лейтмотив круга (видимого и невидимого), обсудите варианты, внесите соответствующие пометки, знаки в индивидуальную карту. Познакомьтесь с материалом учебника об этом (С. 133-134).
Идея жертвенной любви воплощается:
г) в лейтмотиве круга, создающим гармонию трех душ, духовное взаимодействие ангелов и вторящих им символов горы, дерева и чаши.

• Понаблюдайте за ритмическим движением в изображении. Найдите нарушения кругового ритма. Благодаря чему создается ощущение подвижности неподвижных фигур? Поделитесь своими наблюдениями с участниками группы. Сравните свои наблюдения с текстом учебника (С. 134).
Идея жертвенной любви воплощается:
д) в особом ритмическом построении иконы, создании единства и подвижности неподвижных форм.
Учащиеся работают в группах, обсуждают, выдвигают свои предположения, знакомятся с текстом учебника, работают в индивидуальных картах исследования. • Андрей Рублев придавал особое значение линии. Исследуйте в группах закругленные, диагональные, прямые и образующие острые углы линии, которые усиливают акценты. Внесите необходимые пометки в карту исследования. Сравните свои наблюдения с текстом учебника (С. 134).
Идея жертвенной любви воплощается:
е) в усилении смысловых акцентов с помощью линий.
Звучит музыка (фрагмент «Литургии Иоанна Златоуста» С. Рахманинова) Художественное слово учителя:
«Несмотря на сложный религиозный подтекст, икона «Троица» воспринимается как символ человеческой любви и согласия. Написав икону в память Сергия Радонежского, Рублев отобразил в ней готовность русских людей жертвовать собой ради душевного согласия, взаимной любви, общего блага, которое виделось в объединении русских земель вокруг Москвы. Икона нераздельного триединства Бога стала живым напоминанием о великом старании и заветах Сергия» (цитата, учебник, С.134).
Ответы, размышления детей. • Подберите словосочетания, эпитеты, передающие колорит иконы «Троица». Какие ассоциации вызывает у вас звучная палитра А. Рублева?

     На последнем занятии по учебно-методическому комплекту «Мировая художественная культура» учащимся 10 «А» класса было предложено ответить на вопросы анкеты-размышления:
     Общее впечатление от уроков по мировой художественной культуре в этом учебном году?
     Подтвердились ли ваши первые впечатления от учебника в ходе более глубокого его изучения?
     Какое событие (урок) оказался для вас лично самым значимым?

     Вот некоторые выдержки из ответов детей о самых ярких впечатлениях из курса «Мировая художественная культура» в 10 классе:

     «МХК – это мой самый любимый школьный предмет, и поэтому на эти уроки я хожу с каким-то приподнятым настроением. Вообще курс 10 класса отличался тем, что мы могли разговаривать обо всех самых мельчайших и интимных нюансах произведений, и это оказалось очень интересно. После прохождения той или иной темы мне хотелось сразу же оказаться в той стране, культуру которой мы проходили. Особенно хочу отметить скульптуры храма Кандарья Махадева в Индии. Реально понимаешь, что искусство в древние времена не было опошлено как сейчас». (Гаглоева Нателла)

     «В этом курсе меня потрясло то, чего я не знал и не видел ранее: уникальные фотографии, очень интересный материал. Наиболее значимым для меня был открытый урок, который я до сих пор помню. Я считаю, что таких уроков должно быть как можно больше, т.к. они способствуют лучшему и более качественному усвоению информации». (Беспалов Владимир)

     «МХК для меня даже не урок, а такое время, когда можно поговорить на тему, которая мне интересна». (Романовская Наталья)

     «С каждым параграфом мы как будто проникали сквозь страницы учебника, входя в тот мир, о котором мы слышим, о котором мы читаем, который видим. Я помню, насколько для меня значимым был приезд автора, как я волновалась, вдруг мы не понравимся, не удовлетворим ожидания. Но все мои страхи оказались совершенно напрасными. Автор очень милая, умная, жизнерадостная и высоко интеллектуальная личность, произвела на меня притягательное воздействие в какой-то степени стала примером для меня». (Карих Алина)

     «Большое количество новой, интересной информации, поданной учителем в доступной, увлекательной форме заставило меня заинтересоваться даже теми периодами мировой культуры, которые до этого казались скучными и неинтересными. После уроков у меня появилось огромное желание увидеть своими глазами памятники культуры тех стран, которые мы изучали.
     Самым запоминающимся уроком был, безусловно, открытый урок. Казалось, что наш класс на один час попал в волшебную сказку. И особенно этому впечатлению способствовала тема «Готика», очень интересная и сама по себе сказочная. Хочется и в 11 классе продолжить заниматься по учебникам этого автора».
(Трачук Надежда)

     «Мои ожидания и первые впечатления об учебнике не совсем подтвердились – оказалось лучше, чем ожидала». (Кириенко Марина)

     «Самым интересным я считаю материал по культуре Японии и Китая. В этих культурах чувствуется спокойствие, воодушевление, сближение с природой, философия». (Пименов Александр)

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru