На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 февраля 2021
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
     

Дистанционные конкурсы – путь к творчеству школьников

Надежда Степановна Лопатина,
учитель информатики высшей квалификационной категории,
МОУ лицей №200
Заельцовского района г. Новосибирска

     Для успешного решения проблемы развития способных и одаренных школьников необходимо создать педагогические условия учащимся в выявлении и развитии своих способностей. Таким школьникам нужны задания, время для выполнения которых не ограничено рамками учебной программы, задания, предполагающие поиск, эксперименты и рефлексию. О том, что это действительно соответствует желаниям ребят и что при этом время, потраченное на выполнение таких заданий, субъективно не играет важной роли, так как здесь стираются границы между заданием и интересным осмысленным делом, свидетельствуют опросы учащихся.

     В.А. Сухомлинский, например, в своей книге «Сердце отдаю детям» так писал об этом: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики».

     При обучении информатике и информационным технологиям, когда среди учащихся уровень подготовленности различается значительно и интересы к применению информационных технологий в одном и том же классе чуть ли не уникальны у каждого, особенно важно найти для способных и одаренных школьников такие задания, которые позволят им проявить в полной мере свои задатки и развить их. В выборе заданий главное – учесть различные виды специальной одаренности: научной, технической, художественной и т.д., разумеется, с целью проявления их в специфике творчества в сфере информационной деятельности с применением компьютера.

     Такую возможность дают различные дистанционные конкурсы, сетевые проекты и фестивали. Кроме развития творческого потенциала ученика, общение через Интернет между школьниками разных регионов и разных стран способствует социализации личности, расширяет кругозор, повышает интерес к учебе.

     Школьник, осваивая культуру применения информационных технологий в рамках своих интересов и в соответствии со своей одаренностью, делает открытия в самом себе и в возможностях компьютера, в применении, возможно, в его дальнейшей профессиональной деятельности. При этом такое использование технических и программных средств согласуется с «его миром», пространством возможной самореализации, а овладение ими получает такую мотивацию, которую содержание традиционного образования обеспечить не может.

     В рамках сетевых конкурсов реализуется креативная функция, которая обеспечивает повышение у школьников творческой активности средствами современных информационных технологий, умения определения и выбора альтернатив, развитие индивидуальных способностей, здорового скептического мышления.

     Из опыта своей работы прошлых лет могу привести примеры участия и успешности в конкурсах своих одаренных учеников.

     В рамках дистанционного проекта «Обучающие сетевые олимпиады – ОСО 2007» лицеисты успешно выступили в дистанционных конкурсах по темам «Если бы директором школы будущего был я … » (в номинации «Проект описательного типа» – I место) и межрегиональном дистанционном конкурсе компьютерного рисунка (в номинациях «Дорогой мой человек: портреты членов семьи, друзей и т.д.» и «Новый стиль в архитектуре: город будущего» – два третьих места). У исполнителя первого проекта явные лидерские способности, ее работа отражала умение глубоко продумывать, структурировать и убедительно преподносить свои идеи, а также правильно и грамотно их оформить с точки зрения информационных технологий. Участница конкурсов компьютерного рисунка – будущий дизайнер, ее художественный дар – необходимое качество для этой профессии, но без компьютерной графики в настоящем не мыслима эта творческая сфера.

     При использовании в обучении сетевых олимпиад я реализовала вариант интеграции очного и дистанционного обучения, зарегистрировав командное участие в секции проекта ОСО-2007 «Учебный Web-сайт». Тематика секции совпала с направлением работы предпрофильного элективного курса для 9-х классов «Основы сайтостроения» и позволила органично объединить обучение и участие в конкурсе. Получая теоретические материалы в ходе работы секции, мне пришлось корректировать программу элективного курса в соответствии с предложенными материалами секции. Но выполнение практических заданий теперь было сориентировано на тематику конкурсных проектов. В команде сформировался коллектив единомышленников, распределялись функции дизайнеров, журналистов и Web-программистов. По итогам работы секции наша команда заняла II место среди 20 участников секции, дошедших до финала.

     Разработки учащихся прошлых выпусков к выпускным экзаменам по информатике, такие как «Справочник по логике», «Изучение и проверка знаний по теме «Системы счисления», приняли участие в фестивале творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио» на сайте «1 Сентября». А такие работы, как обучающая программа «Своя игра», электронное пособие по изобразительному искусству на тему: «Рисование с натуры и по памяти», выполненное ученицей 10 класса Панькиной Варей в 2007 году после изучения Macromedia Flash на элективном курсе в 9 классе, были представлены на районном конкурсе проектов (призеры конкурса) и городской научно-практической конференции. Эти работы позволили школьникам определиться с выбором профессии: автор программы «Своя игра» Фурсов Антон – студент первого курса факультета автоматики и вычислительной техники (АВТФ) Новосибирского технического университета, Варя также планирует в будущем связать свою профессию с программированием.

     Творческой деятельностью Л.С. Выготский называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое – все равно, будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства.

     Во всяком случае, в творческой активности старших школьников мне видится необходимость культивирования стремления к собственной значимости, находящего свое выражение в процессах самопознания, самоутверждения и самореализации через выполнение индивидуальных творческих заданий в рамках дистанционных конкурсов, сетевых проектов и фестивалей.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru