Программа информатизации гимназии для учителя начальных классов
|
Татьяна Владимировна Осколкова,
зам. директора по начальной школе
МОУ гимназии № 10
Железнодорожного района г. Новосибирска
|
Информатизация образования предполагает внедрение технических средств в процесс обучения, системный подход к этому процессу, возможность доступа к информационным ресурсам человечества на основе новых информационных технологий.
В учебно-воспитательном процессе начальной школы наша гимназия одна из первых начала применять компьютеры. Но наш поиск не был бы продуктивным, если бы не подкреплялся научной идеей.
Учителя начальных классов гимназии № 10 первыми в Новосибирске имели в своём распоряжении персональные компьютеры и выстроили свою практику применения информационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с концепцией информатизации, разработанной Ю.Г. Молоковым, которая впоследствии легла в основу Городской целевой программы информатизации муниципальной системы образования.
Что изменилось в работе учителей начальных классов за это время?
Существенно вырос уровень технической оснащенности начальных классов гимназии. Парк периферийных устройств пополнили 5 интерактивных досок. В настоящее время у нас 5 лазерных принтеров, 1 сканер, 3 ксерокса, цифровой фотоаппарат и видеокамера. В нашем распоряжении находится около 150 программных продуктов учебного и общего содержания. В каждом классе установлен персональный компьютер.
Все кабинеты начальной школы подключены к сети Интернет, что позволяет использовать сетевые ресурсы на уроках и во внеурочное время.
Большинство учителей начальных классов эффективно используют информационные технологии в преподавании традиционных учебных предметов, преподают информатику младшим школьникам.
80 % учителей прошли специальную подготовку в области ИКТ, все имеют высокий уровень мотивации к использованию современных образовательных технологий, стремятся к углублению своих знаний.
Высокая ИКТ-компетентность педагогов позволила успешно осуществлять мониторинг образовательного процесса средствами информатизации.
Научно-методические семинары, проводимые сотрудниками Научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО в рамках реализации программы информатизации гимназии, стимулировали учителей начальных классов гимназии к обобщению и распространению опыта применения ИКТ и интерактивных аудиовизуальных средств обучения через:
- районные, городские, областные и региональные научно-практические семинары, круглые столы, выставки методических пособий, мастер-классы;
- выступления на ежегодных городских конференциях, посвященных проблемам информатизации муниципальной системы образования;
- участие во Всероссийских и Международных конкурсах.
Благодаря высокоскоростному Интернету в классах начальной школы расширилось образовательное пространство младших школьников. Современные информационные технологии активизировали проектную и исследовательскую деятельность учащихся, сделали возможным проведение олимпиад в дистанционной форме, в том числе и на Всероссийском уровне. Наши ученики уже не мыслят урока и подготовки к нему без применения компьютера.
Но самое главное – это то, что в нашей гимназии было проведено научное исследование, подтвердившее: «Использование ИКТ в общеобразовательных предметах начальной школы ведет к повышению качества образования».
В этом учителя начальных классов убедились на практике и готовы подтвердить, что особую роль в этом процессе играют широко известные авторские электронные программно-методические средства обучения, разработанные под руководством к.п.н. Молоковой А.В.
Их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, интерактивность и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению учебного материала. Преимущество урока с использованием электронных программно-методических средств обучения перед традиционным уроком заключается в том, что можно применять такие формы обучения, как беседа, самостоятельная работа с дополнительной информацией. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном режиме. Наши ученики стали активнее и инициативнее. Те, кому учение давалось труднее, добились высоких результатов в комфортной обстановке, без перегрузок. А одарённые дети получили возможность индивидуального развития своих талантов.
То, что эти материалы благодаря программе информатизации стали доступны учителям и детям других школ города позволяет нам совместно с коллегами изучать их новые возможности, связанные с появлением интерактивных досок в общеобразовательных учреждениях.
Учителя начальных классов не останавливаются на достигнутом. Мы планируем осваивать такие направления информатизации, как участие в сетевых форумах, установление связей с другими школами, виртуальные уроки. Все эти формы требуют совместной работы с учёными, обновления компьютерного парка и электронных учебных материалов нового поколения.
В качестве предложения: мы считаем необходимым возрождение новосибирской научной школы, обеспечивающей проектирование и создание уникальных электронных программно-методических средств. Этот шаг позволил бы и в дальнейшем успешно развивать одно из ведущих направлений модернизации образования – информатизацию школы.
|