На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
     

Развитие информационно-исследовательской культуры младших школьников как ресурс повышения качества гимназического образования

Галина Владимировна Качура,
учитель начальных классов гимназии № 12
Калининского района г. Новосибирска

     В современном динамично меняющемся мире, вряд ли найдётся такой человек, который не знал бы, что такое компьютер или хотя бы не слышал об этом многофункциональном устройстве. Однако применение информационных технологий в учебном процессе вызывает яростные споры по сей день. Оценки и мнения самые разные. Одни считают, что с помощью использования информационных технологий процесс обучения можно поднять на качественно новый уровень. Другие говорят об отрицательном влиянии компьютера на здоровье ребёнка. Одним из способов устранения этого противоречия является разумное использование ИКТ в учебном процессе с учётом возрастных особенностей учащихся.

     Педагогический коллектив нашей гимназии в вопросе применения ИКТ в начальной школе находит много притягательного и полезного. Начальная школа – это период освоения детьми разнообразных видов и форм деятельности, обеспечивающих возможность каждому ребёнку эффективно познавать окружающий мир и определять своё место в нём. Применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения даёт возможность продвижения каждого ученика по индивидуальной образовательной траектории с учётом психологических особенностей личности в полноценной среде общения со сверстниками. Большую работу педагоги нашей гимназии проводят по выявлению и воспитанию одарённых детей. Только реализуя природные задатки и способности, ребёнок сможет выбрать тот жизненный путь, который наиболее полно соответствует его индивидуальным особенностям и поэтому принесёт наибольший успех. В нашей гимназии разработана программа «Работа с одарёнными детьми».

     Содержание образования становится богаче и за счёт тех знаний, которые дети получают за стенами школы. Задача повышения мотивации обучения решается не только путём вовлечения учащихся в деятельность по предмету на уроке с использованием ИКТ, но и организация внеклассной работы. Учителя нашей гимназии считают, что мотивация обучения достигается благодаря включению в учебную деятельность проблемно-поисковых методов обучения. Обучение путём исследования мы рассматриваем как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком, как решающий фактор развития его интеллекта и творческих способностей. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Ребёнок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно врождённые исследовательские качества?

     К младшему школьному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

     Анализируя ресурсы включения в исследовательскую работу младших школьников в нашей гимназии, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, на учебном материале каждого предмета в системе Л.В. Занкова ежедневно решаются не только специфические задачи, но и задачи развития активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением через доверительные беседы, учебные экскурсии, интеллектуальные игры.

     Во-вторых, у младших школьников нашей гимназии есть факультатив «Логика». На занятиях факультатива дети накапливают практический опыт овладения основными логическими приёмами и вырабатывают навыки последовательного и доказательного рассуждения.

     В-третьих, организация учебных проектов и участие в интеллектуальных играх с первого класса побуждает учащихся к поиску ответов в самых различных областях знаний, к работе с информацией с помощью ИКТ и интернет-технологий. Наши гимназисты успешно участвуют в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Используют домашний или школьный компьютер для поиска информации, для оформления творческих и исследовательских работ, для создания презентации и анимационных фрагментов.

     Каждый ребёнок уникален и обладает уникальным набором склонностей и способностей. Попытка обучить всех всему в равной мере приводит к тому, что далеко не всем удаётся реализовать заложенный природой потенциал. Всех нужно обучать определённым базовым знаниям и способам действия. И здесь нам на помощь приходят информационные технологии. Участие в собственном учении способствует проявлению и развитию способностей у всех учащихся без ущерба для здоровья. Таким образом, тщательно продуманное применение информационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать обучение школьников.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru