На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
     

Путешествие по времени

Елена Владимировна Шайдук,
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ детский сад № 14
Калининского района г. Новосибирска

…путешествовать по времени?
О, это проще простого – надо забраться на колени к дедушке или к бабушке,
к папе или маме и попросить рассказать,
каким наш город был, когда они был молодыми или сходить в краеведческий музей,
или взять книжки по истории города и прочитать их.
В. Шамов «Как Городовичок со временем играл»

     Самое близкое ребёнку – это он сам, его семья, в которой для него отражается общественно-исторический, культурный опыт поколений. Впервые в семье открываются такие понятия, как «труд», «дом», «честь», «Родина». История города, страны связана с историей поколений людей.

     «Твой прапрадед, бывший крепостной Терентий Иванович был крестьянином, умел обрабатывать землю, знал строительное ремесло, а ещё владел даром костоправа…

     Мечта была – найти место, где можно свободно жить, строить дом, завести хозяйство, обрабатывать землю, вырастить детей.

     Весна 1888 года. Добирались в Сибирь семьи из Саратовской губернии на подводах. Поселились на левом берегу Оби, почти напротив деревни Кривощёково. Сбылась мечта. Всем переселенцам хватило и места, и работы. Сначала строили церковь, потом мост… 1893 год. Родился на берегах сибирской реки новый город, что теперь Новосибирском зовётся» – рассказывала мне в детстве бабушка.

     Хорошо, когда есть в семье тот, кто может рассказать ребёнку «как раньше жили», что делали, во что играли…

     В наше время есть интересные детские книги по краеведению. Для детей организуются экскурсии в картинной галерее, краеведческом музее и др.

     Но для родителей может возникнуть проблема определения возраста, наиболее соответствующего для знакомства с музейными экспонатами.

     С какого вида музеев начинать, в какой последовательности?

     Сложившаяся система работы ДОУ по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью открыта для дополнений, возникающих в ходе образовательной деятельности. Перспективным сотрудничеством является использование музейной практики как источника интересующей ребёнка информации, стимулирующей получение дошкольником дополнительных знаний по теме экскурсий, поисковой деятельности (в беседах, рассказах взрослого; при чтении художественной литературы, детских энциклопедий; знакомстве с народными играми, пословицами, поговорками, загадками; при рассматривании иллюстраций, открыток, фотоальбомов, репродукций; составлении коллекций; просмотра диапозитивов, диафильмов, видео; на прогулках, праздниках; во время наблюдений, походов, трудовой деятельности; при прослушивании музыкальных произведений; театрализованной деятельности; экспериментирования; дидактических играх, игровых обучающих ситуациях; в моделировании различных ситуаций, решение которых можно найти в процессе посещения музея). Возникший интерес продолжает отражать последующее накопление материалов, информации, опыт перцептивной и продуктивной деятельности, речевой практики соответствующей тематики, что является предпосылкой к организации в детском саду собственного музея.

     Беседуя по теме экскурсии, предоставив детям время на осмысление, с помощью поисковых вопросов, моделирования поисковой ситуации можно максимально закрепить познавательный эффект.

     Составление родословной вызывает не только уважение к прошлому, любовь и интерес к окружающему, но и даёт возможность ребёнку ориентироваться в мире прошлого. Результатом игровой обучающей ситуации «путешествие по времени» стала совместная домашняя творческая работа детей с родителями, плодом которой в группе явилась выставка генеалогических древ. По экспозиции семейных родословных наши дети проводили «экскурсии» друг для друга, воспитателя, родителей, играя в музей».

     Специально для хранения экспонатов будущего музея в детском саду выделено и отремонтировано отдельное помещение. Силами детей, родителей всех групп и педагогов были собраны музейные экспонаты: переданные в дар старинные новогодние игрушки и организованна первая в нашем детском саду музейная экспозиция.

     Именно музей детского сада позволит на начальном этапе приобщиться нам, детям и родителям, к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Более того, музей, являясь уникальным образованием, позволяет более эффективно вести работу с одаренными детьми. Чаще всего одаренность ребёнка в дошкольном периоде и педагоги, и родители замечают в проявлении у него математических, музыкальных, художественных способностей, реже в других областях науки и культуры. Но мы считаем, что музей и, в первую очередь, музей в дошкольном образовательном учреждении, позволяет приобщить дошкольника к нашей истории, даёт возможность развить познавательные и интеллектуальные способности уже сейчас, так как в нем возможно использовать наиболее современный и эффективный метод работы с детьми – поисково-исследовательскую деятельность. При появлении нового экспоната в музее мы даем задание узнать о нём как можно больше. Дети и при помощи взрослых, и самостоятельно определяют: что это за предмет, исследуют его как внешние, так и скрытые качества, узнают историю этого предмета. Обращаясь к энциклопедиям, компьютеру, другим людям, проводят по необходимости эксперименты. В музее ребёнок учится производить такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование и т.д.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru