«Музей стал живым, востребованным…»
|
Татьяна Владимировна Маюрова,
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
МОУ СОШ № 202 Октябрьского района
г. Новосибирска
|
Что такое музей? Задайте этот вопрос кому-нибудь из учеников? Вспоминая себя в школе, я пришла к выводу, что, будучи ученицей 9 класса, ответила на этот вопрос так: «Там прошлое – пыльное, никому не нужное, вызывающее какое-то чувство вины, что ты не знаешь этого прошлого (порою, и не желаешь знать), не пережил сам всё это, поэтому не испытываешь чувства благоговения, не понимаешь, чем так восхищаются бабушки?» Вот так печально…
Постепенно пришло понимание того, что молодость – глупость. Что права была мама, когда говорила мне мудрые вещи. Но тогда казалось, что ты умнее, что у тебя всё будет по-другому, что «нудные предки» безнадёжно устарели. И повернулась я всей душою к опыту старших, «зауважала» этот опыт.
Когда пришла в школу учить детей русскому языку и литературе и увидела, что поколение растёт «не читающее», а «смотрящее», то попыталась найти такие способы работы, которые рассчитаны на визуализацию. Музей – одно из лучших средств! Поняла, что, подросток, узнавая историю своей семьи, её традиции и реликвии, наказы, учится преломлять опыт предков для своей жизни. Он чувствует себя комфортно и уверенно в ситуациях, в которые попадает, он начинает понимать свои собственные проблемы и находить выход, так как опыт, накопленный предками, универсален.
Решила водить учеников в музеи. Но быстро столкнулась с проблемой – приведёшь детей на экскурсию, сам хочешь проникнуться, заинтересоваться – не получается. Экскурсовод вяло, неэмоционально, не учитывая возрастных особенностей, ведёт ребят по залам. Совершенно не интересуясь их эмоциональным состоянием. И мне, учителю, тоже неинтересно! Обидно за детей – я не привью любовь к прошлому и желание узнать культуру нашей страны, а только погублю интерес.
Первый шаг на пути решения этой проблемы был сделан: в классе прошёл открытый круглый стол, где подростки рассказали истории семейных реликвий и рукоделий, сделали выставку; поведали о достижениях предков. Ребёнок общался с родителями, спрашивал о своей семье, дотрагивался рукой до одного конца цепи и другой конец, там, далеко, дрожал.
Здесь каждый готовился: писали аннотации к экспонатам, составляли их истории, рассказывали о своих семейных реликвиях, о жизни бабушек и дедушек. Наверняка, многие увидели в своих предках что-то новое, гордились ими, почувствовали то родовое тепло, которое идёт к ним из глубины веков. Круг – символ единения, бесконечности, продолжения, непрерывности. Это цепь. Теперь многие знают, о чём они будут спрашивать у своих родителей, дедушек и бабушек. Что расскажут своим детям и внукам.
Вот так мы сделали музей «живым», своим, присвоили его себе! Открыли, что на самом деле стоит восхищаться, стоит трепетать!
На курсах повышения квалификации познакомилась с областным музеем истории образования. Оказалось, что есть люди, говорящие о такой науке, как музейная педагогика. Оказалось, что они понимают мою проблему и, самое главное, готовы мне помогать прививать интерес к музею. Елена Валерьевна Тараненко, зам. директора музея, даже коснулась того, что эта экскурсия в музей может быть не разовой, что можно провести целый ряд мероприятий, используя музейные средства. И этот «ряд» потом может перерасти в целую концепцию, в программу!
Как встроить работу с музеем в программу по языку и литературе? Это же развитие речи, интеграция с другими предметами: краеведением, историей, внеклассной работой.
И захватило. Экскурсия «Ученик прошлого» в областной музей образования позволила совершить путешествие в историю обучения детей: историю учеников, начиная с крещения Руси (церковноприходские школы), первые светские школы (начало 17 века), школы советского периода, школы военного периода. Очень актуальна оказалась тема – возраст-то школьный во все времена был одним и тем же.
Елена Валерьевна познакомила с азами составления родословных. Начали работать и работали почти 4 месяца. Устроили выставку родословных в классе. Потом писали сочинение «Наказы моих предков и мои» (Наказы моим бабушкам и дедушкам, наказы моим родителям, наказы мне, мои наказы моим будущим детям).
К концу года закончили работать над сочинением-исследованием «Школа в истории моей семьи» (ребята спрашивали своих родственников о том, где раньше учили, кто учил, как учили, чему учили, про случаи из школьной жизни).
На круглом столе, который подводил итоги работы, проделанной за год, была выставка семейных реликвий и рукоделий, сообщения-защиты своих родословных, сообщения о наказах своих предков и собственных, сообщение «Школа в истории моей семьи».
Так опытным путём родилась Интегрированная программа «Времён связующая нить» по краеведению, русскому языку, литературе, воспитательной работе.
Особо важно, что в ходе этой работы реализовывались разносторонние способности учеников.
Для одних учеников выставка родословных стала реализацией художественных способностей, другие ребята, владеющие компьютерной графикой, сделали свои родословные в электронном виде.
Осуществлялась активная социализация учащихся: развивались коммуникативные навыки, навыки публичных выступлений. Один из самых важных навыков, которые формирует музейная деятельность, – умение интервьюировать своих близких, родственников, обработка полученной информации, оформление этой информации в письменном виде (сочинение).
Развитие способностей шло и через освоение новых видов деятельности: экскурсионной, экспозиционной, научно-исследовательской. Результатом этого и стали выставка, экскурсии для учащихся, работы об истории школы в истории семьи.
Рефлексировал по своей работе каждый – круглый стол дал возможность при всех высказать своё мнение. Согласитесь, это трудно.
Экскурсии, проведённые по выставке (для родителей, администрации, одноклассников, младших и старших классов) стали реализацией полученного навыка работать с экспозицией, вести разговор, отвечать на вопросы слушающих, аргументировать свою точку зрения. Мы получили очень много отзывов об экскурсиях: «…хотелось бы также отметить работу экскурсовода. Она очень интересно ведёт беседу, отвечает на вопросы и преподносит себя»; «Особенно понравился экскурсовод Лиза, которая рассказывала очень внятно и последовательно».
Самое главное – это совместное творчество: подросток разговаривал с родителями. Общение, которого сейчас так мало в семьях, сделало отцов и детей ближе… Об этом говорят отзывы родителей: «…в процессе подготовки к уроку мы много и интересно разговаривали о наших родных, пересматривали старые фотографии, обсуждали и историю страны, и отражение её в судьбах родных. К концу подготовки мне показалось, что наша жизнь стала немного другой, как будто мы были все рядом – и те, кто давно ушёл от нас, и те, кто сейчас с нами» (мама Эли Горожанкиной); «После работы над этой темой, нам кажется, дети будут лучше относиться к своим близким, наконец-то, они узнали прошлую жизнь своих родных и близких» (мама Саши Монастырёва).
Думаю, что знакомство с прошлым своих родственников и родственников своих одноклассников стало встречей не только с реалиями прошлого, но и возможностью сравнить свой опыт с чужим. Когда человек сравнивает себя с другими, он обретает самого себя, обогащается внутренне, становится самодостаточным, компетентным. Воспитание человека, способного к рефлексии, к осознанию своих ошибок, к потребности меняться, совершенствоваться – вот главная задача учителя.
Какой результат дала эта программа, покажет время. Но работа с музеем на самом деле оказалась продуктивной, интересной, захватывающей. Музей стал нашим, живым, востребованным.
|