На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
     

«Музей стал живым, востребованным…»

Татьяна Владимировна Маюрова,
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
МОУ СОШ № 202 Октябрьского района
г. Новосибирска

     Что такое музей? Задайте этот вопрос кому-нибудь из учеников? Вспоминая себя в школе, я пришла к выводу, что, будучи ученицей 9 класса, ответила на этот вопрос так: «Там прошлое – пыльное, никому не нужное, вызывающее какое-то чувство вины, что ты не знаешь этого прошлого (порою, и не желаешь знать), не пережил сам всё это, поэтому не испытываешь чувства благоговения, не понимаешь, чем так восхищаются бабушки?» Вот так печально…

     Постепенно пришло понимание того, что молодость – глупость. Что права была мама, когда говорила мне мудрые вещи. Но тогда казалось, что ты умнее, что у тебя всё будет по-другому, что «нудные предки» безнадёжно устарели. И повернулась я всей душою к опыту старших, «зауважала» этот опыт.

     Когда пришла в школу учить детей русскому языку и литературе и увидела, что поколение растёт «не читающее», а «смотрящее», то попыталась найти такие способы работы, которые рассчитаны на визуализацию. Музей – одно из лучших средств! Поняла, что, подросток, узнавая историю своей семьи, её традиции и реликвии, наказы, учится преломлять опыт предков для своей жизни. Он чувствует себя комфортно и уверенно в ситуациях, в которые попадает, он начинает понимать свои собственные проблемы и находить выход, так как опыт, накопленный предками, универсален.

     Решила водить учеников в музеи. Но быстро столкнулась с проблемой – приведёшь детей на экскурсию, сам хочешь проникнуться, заинтересоваться – не получается. Экскурсовод вяло, неэмоционально, не учитывая возрастных особенностей, ведёт ребят по залам. Совершенно не интересуясь их эмоциональным состоянием. И мне, учителю, тоже неинтересно! Обидно за детей – я не привью любовь к прошлому и желание узнать культуру нашей страны, а только погублю интерес.

     Первый шаг на пути решения этой проблемы был сделан: в классе прошёл открытый круглый стол, где подростки рассказали истории семейных реликвий и рукоделий, сделали выставку; поведали о достижениях предков. Ребёнок общался с родителями, спрашивал о своей семье, дотрагивался рукой до одного конца цепи и другой конец, там, далеко, дрожал.

     Здесь каждый готовился: писали аннотации к экспонатам, составляли их истории, рассказывали о своих семейных реликвиях, о жизни бабушек и дедушек. Наверняка, многие увидели в своих предках что-то новое, гордились ими, почувствовали то родовое тепло, которое идёт к ним из глубины веков. Круг – символ единения, бесконечности, продолжения, непрерывности. Это цепь. Теперь многие знают, о чём они будут спрашивать у своих родителей, дедушек и бабушек. Что расскажут своим детям и внукам.

     Вот так мы сделали музей «живым», своим, присвоили его себе! Открыли, что на самом деле стоит восхищаться, стоит трепетать!

     На курсах повышения квалификации познакомилась с областным музеем истории образования. Оказалось, что есть люди, говорящие о такой науке, как музейная педагогика. Оказалось, что они понимают мою проблему и, самое главное, готовы мне помогать прививать интерес к музею. Елена Валерьевна Тараненко, зам. директора музея, даже коснулась того, что эта экскурсия в музей может быть не разовой, что можно провести целый ряд мероприятий, используя музейные средства. И этот «ряд» потом может перерасти в целую концепцию, в программу!

     Как встроить работу с музеем в программу по языку и литературе? Это же развитие речи, интеграция с другими предметами: краеведением, историей, внеклассной работой.

     И захватило. Экскурсия «Ученик прошлого» в областной музей образования позволила совершить путешествие в историю обучения детей: историю учеников, начиная с крещения Руси (церковноприходские школы), первые светские школы (начало 17 века), школы советского периода, школы военного периода. Очень актуальна оказалась тема – возраст-то школьный во все времена был одним и тем же.

     Елена Валерьевна познакомила с азами составления родословных. Начали работать и работали почти 4 месяца. Устроили выставку родословных в классе. Потом писали сочинение «Наказы моих предков и мои» (Наказы моим бабушкам и дедушкам, наказы моим родителям, наказы мне, мои наказы моим будущим детям).

     К концу года закончили работать над сочинением-исследованием «Школа в истории моей семьи» (ребята спрашивали своих родственников о том, где раньше учили, кто учил, как учили, чему учили, про случаи из школьной жизни).

     На круглом столе, который подводил итоги работы, проделанной за год, была выставка семейных реликвий и рукоделий, сообщения-защиты своих родословных, сообщения о наказах своих предков и собственных, сообщение «Школа в истории моей семьи».

     Так опытным путём родилась Интегрированная программа «Времён связующая нить» по краеведению, русскому языку, литературе, воспитательной работе.

     Особо важно, что в ходе этой работы реализовывались разносторонние способности учеников.

     Для одних учеников выставка родословных стала реализацией художественных способностей, другие ребята, владеющие компьютерной графикой, сделали свои родословные в электронном виде.

     Осуществлялась активная социализация учащихся: развивались коммуникативные навыки, навыки публичных выступлений. Один из самых важных навыков, которые формирует музейная деятельность, – умение интервьюировать своих близких, родственников, обработка полученной информации, оформление этой информации в письменном виде (сочинение).

     Развитие способностей шло и через освоение новых видов деятельности: экскурсионной, экспозиционной, научно-исследовательской. Результатом этого и стали выставка, экскурсии для учащихся, работы об истории школы в истории семьи.

     Рефлексировал по своей работе каждый – круглый стол дал возможность при всех высказать своё мнение. Согласитесь, это трудно.

     Экскурсии, проведённые по выставке (для родителей, администрации, одноклассников, младших и старших классов) стали реализацией полученного навыка работать с экспозицией, вести разговор, отвечать на вопросы слушающих, аргументировать свою точку зрения. Мы получили очень много отзывов об экскурсиях: «…хотелось бы также отметить работу экскурсовода. Она очень интересно ведёт беседу, отвечает на вопросы и преподносит себя»; «Особенно понравился экскурсовод Лиза, которая рассказывала очень внятно и последовательно».

     Самое главное – это совместное творчество: подросток разговаривал с родителями. Общение, которого сейчас так мало в семьях, сделало отцов и детей ближе… Об этом говорят отзывы родителей: «…в процессе подготовки к уроку мы много и интересно разговаривали о наших родных, пересматривали старые фотографии, обсуждали и историю страны, и отражение её в судьбах родных. К концу подготовки мне показалось, что наша жизнь стала немного другой, как будто мы были все рядом – и те, кто давно ушёл от нас, и те, кто сейчас с нами» (мама Эли Горожанкиной); «После работы над этой темой, нам кажется, дети будут лучше относиться к своим близким, наконец-то, они узнали прошлую жизнь своих родных и близких» (мама Саши Монастырёва).

     Думаю, что знакомство с прошлым своих родственников и родственников своих одноклассников стало встречей не только с реалиями прошлого, но и возможностью сравнить свой опыт с чужим. Когда человек сравнивает себя с другими, он обретает самого себя, обогащается внутренне, становится самодостаточным, компетентным. Воспитание человека, способного к рефлексии, к осознанию своих ошибок, к потребности меняться, совершенствоваться – вот главная задача учителя.

     Какой результат дала эта программа, покажет время. Но работа с музеем на самом деле оказалась продуктивной, интересной, захватывающей. Музей стал нашим, живым, востребованным.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru