На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого
     

Школьные СМИ как фактор социального воспитания: значение соуправления и культура выбора информации

Анна Олеговна Катионова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и
психологии Института истории,
гуманитарного и социального образования НГПУ,
научный руководитель ДООЛ КД «Созвездие Юниор»

     Еще совсем недавно средства массовой информации не были настолько гибки и интерактивны, нежели сейчас. Всего лишь сто с небольшим лет отделяет нас от времени, в котором информация доставлялась в дома без помощи волн и электричества. Тогда основные новости приходили к людям с помощью газет, а еще раньше – лишь в вербальном общении.

     Но уже с того времени в средствах массовой информации складывалась тенденция не только обеспечивать поступление к людям последних сведений в обществе, но и формировать общественное мнение по тому или иному вопросу.

     Научно-технический прогресс послужил толчком к развитию СМИ, а как следствие и психологических средств воздействия на людей. Действительно, в наше время скрыться от информационного потока стало практически невозможно.

     Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

     Необходимо отметить, что СМИ обладает огромным количеством функций в совершенно разных сферах. Например, Е.П. Прохоров выделяет следующие:
     1. Коммуникативная – функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией журналистики;
     2. Идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
     3. Культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
     4. Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
     5. Рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

     СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых выполняют свою определенную функцию. Исследователь С.Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

     В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
     – производственно-экономическую,
     – регулирующую,
     – духовно-идеологическую,
     – информационно-коммуникативную.

     Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

     Довольно часто профессиональное увлечение СМИ возникает в подростковом возрасте, когда ребенок довольно много времени находится в пространстве образовательного учреждения.

     Безусловно, общественная жизнь школы, эволюционирующая по естественным законам развития социального института, является показателем успешности соуправления детей и взрослых учебного заведения. Образовываемые продукты совместного сотрудничества, как правило, перспективны и имеют социальный резонанс (даже на уровне микропространства школы или микрорайона). Так, создание школьных СМИ возможно отнести к подобным конструктивным результатам деятельности учащихся и педагогов. Между тем, нередко подобные СМИ инициируются взрослыми, что позволяет возникнуть закономерному вопросу о самостоятельности детского творчества и исследовательских тенденций, реализуемых в процессе создания информационного продукта. Мы посчитали необходимым представить существующие в образовательных учреждениях СМИ в следующую таблицу:

Виды СМИ Технология организации Степень участия детей
Радио – информационно-познавательный канал Работа мастерских технического (подключение оборудования, работа с аппаратурой) и журналистского (ораторское мастерство, навыки работы в рамках различных форм журналистской деятельности) направлений. Дети – участники на всех этапах функционирования радиостанции (от сбора информации до технического обеспечения)
Телевидение Подобно организации деятельности радио, функционируют мастерские технического направления. Кроме того, ТV акцентирует внимание на визуализацию информации. Дети – участники на всех этапах функционирования «ТВ» (от сбора информации и съемки до монтажа и технического обеспечения).
Социологический стенд Этот вид информирования предполагает сбор социологических данных, их аналитическую обработку и представление в систематизированном виде на стенде. Периодичность определяется востребованностью содержания конкретного события. Степень участия детей зависит от возраста детей, их желания и подготовленности к данному виду деятельности.
Газета Целью ее является информирование о прошедших и предстоящих событиях в рамках того или иного временного периода. Ежедневная газета позволяет познакомить детей с результатами деятельности всей школы или отдельных персонажей (учащиеся, учителя, технический персонал, администрация). Дети – участники на всех этапах функционирования (от сбора информации до издания выпуска).
Журнал Механизм отбора информации, публикации и выпуска журнала зависит, как правило, от материальных возможностей школы и исследовательского потенциала юных журналистов. Дети – участники на всех этапах функционирования (от сбора информации до издания выпуска).

     Соответственно, качественное участие детей в разработке того или иного вида СМИ, наиболее востребованного в образовательном учреждении, и дальнейшая эффективная реализация выбранной формы и содержания возможно именно в ситуации соуправления общественной жизнью школы. Субъект-субъектная ситуация отношений ребенок-взрослый стимулирует развитие неформальных творческих образований, требующих единой ответственной позиции. Так, деятельность школьных СМИ является не только результатом данных отношений.

     Между тем, подросток на сегодняшний день испытывает трудности ориентирования в диком информационном пространстве. Ребенок идет в слепую и усваивает то, что попадает под руку случайно или ему это подают, а вот с добрым или злым умыслом неизвестно. На отсутствие культуры выбора, на недостаток критического восприятия этого стихийного информационного пространства и стоит обратить внимание современным специалистам сферы образования.

     Более того, СМИ выступают как показатель стратегии образовательно-воспитательного пространства учебного заведения, актуализирующего формирование таких современных социальных компетенций как мобильность, социальная и личная активность, вариативность мышления и исследовательское мышление.

     Нам представляется, что критерием качества развивающей образовательной среды можно рассматривать способность данной среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для успешного личностного саморазвития. Так, ценность внеучебной деятельности, которая и реализуется в школьных СМИ, характеризуется:
     – отсутствием обязательного образовательного стандарта, что позволяет конструировать обучение по принципу ценности самого процесса, следуя за познавательным интересом ребенка;
     – возможностью выбора в соответствии с детскими интересами, природными склонностями и способностями, стимулирующей самоактуализацию потенциала ребенка;
     – субъект-субъектными отношениями, актуализирующими общение и личностную позицию педагога.

     Для того чтобы понять как действовать в этом направлении педагогу, посредством каких методов, технологий и инструментов, мы предлагаем вспомнить сущность социально-педагогической деятельности, которую замечательно сформулировала М.А. Галагузова.

     Метод – это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Кроме того, в нашем поле зрения находится ребенок и окружающая его социальная среда, а педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени в зависимости от направления деятельности.

     Безусловно, любая деятельность осуществляется с помощью средств. Мы можем констатировать, что СМИ по сути своей является одним из главных инструментов социального воспитания. Боле того, учитывая традиционное доверие общества, СМИ выступает как значимый фактор влияния на формирование социальных образов.

     Соответственно, целью педагогической деятельности, ориентированной на привлечение к жизни СМИ в учебном заведении и на продолжительную конструктивную заинтересованность у юного журналиста, является формирование у подростка культуры выбора информации, которое предполагает реализацию следующих задач:
     1. Помочь подростку сформировать критическое мышление.
     2. Поспособствовать развитию у подростка умения идентифицировать, анализировать и структурировать получаемую информацию.
     3. Организовать подростку доступ к максимальному количеству конструктивно-позитивных информационных каналов, тем самым, способствуя расширению спектра его выбора.
     4. Для успешного формирования культуры выбора информационных каналов педагог должен создать условия для получения обратной связи (рефлексии) от подростка, для того чтобы провести своевременную диагностику и, возможно, скорректировать вектор выбора в конструктивно-позитивное русло.

     Соответственно, школьные СМИ как фактор, формирующий социальный образ, может оказывать позитивное влияние в том случае, когда педагог формирует у индивида культуру выбора информации.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru