На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном учреждении

Лариса Анатольевна Краевская,
психолог и координатор программы «Здоровье»
МОУ СОШ № 131 Заельцовского района
г. Новосибирска

     Тема здоровья, которую освещает этот выпуск интерактивной газеты, очень важна для каждого из нас. Как правило, мы все с вами более внимательно вчитываемся в информацию, когда она касается не только взрослых, но и, прежде всего, посвящена здоровью наших детей.

     Тема «Здоровье школьников» в любом образовательном учреждении всегда являлась и является одной из актуальнейших проблем для педагогического коллектива. Забота о здоровье обучающихся в нашей школе осуществляется через реализацию программы «Здоровье». В течение трех лет коллектив школы активно внедряет в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, как через учебную, так и внеучебную деятельность.

Надежда Станиславовна Дергилева,
директор школы № 131

     «… начальный этап внедрения программы «Здоровье» в нашей школе был «ознакомительным». Учителя посещали курсы, семинары, посвященные здоровьесберегающим технологиям в общеобразовательном учреждении, изучали опыт своих коллег из других школ. Затем начался практический этап реализации программы – педагоги начали проводить уроки с элементами здоровьесбережения. Уроки становились интереснее, а дети стали меньше уставать и лучше усваивать учебный материал. Сейчас у них уже есть собственные наработки, которые были успешно представлены коллегам из других школ в феврале этого года на районном семинаре. Здоровьесберегающая деятельность направлена в нашей школе не только на образовательную сторону, но и на воспитательную в том числе. Классные руководители учат своих детей, как правильно заботиться о своем здоровье, проводят с ними интересные классные часы (см. приложение № 1), разного рода мероприятия и вместе с учениками поддерживают свое собственное здоровье.

     Насколько эффективна работа нашего педагогического коллектива по данной программе, комфортно ли нашим детям в их школе и, в частности, на уроке, мы отслеживаем через мониторинговую систему, которая позволяет проанализировать работу в этом направлении, сделать выводы и двигаться дальше».


     Известно, что установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Поэтому, реализуя программу «Здоровье», коллектив нашей школы большое внимание уделяет проведению «Дней здоровья». Это направление деятельности, как показала практика, является мощным механизмом мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни. Проведение совместных мероприятий позволяет создать комфортные отношения между учащимися класса, параллели, школы, между учащимися и учителями. Участие родителей в жизни школы развивает гармоничные, более тесные, дружеские отношения с детьми. Проводится «День здоровья» два раза в год и считается общешкольным праздником, так как в нем принимают участие не только ученики и их родители, но и педагоги.

     В этот день дети и учителя приходят в школу в спортивной форме. Праздник начинается с общешкольной зарядки, которую проводит директор. Группа старшеклассников оказывает помощь учителям в проведении зарядки в среднем звене и в начальной школе. Зарядившись энергией, ученики и учителя проходят на занятия, которые проводятся в сокращенном режиме. В этот день во всех классах проводятся уроки здоровья, подготовленные совместно с учащимися (см. приложение № 2 «игра-путешествие по планете «Здоровье»). После уроков начинается все самое интересное. Спортивные соревнования в среднем и старшем звене по бадминтону, шашкам, шахматам, нардам, армрестлингу и по прыжкам на скакалках. Большой интерес у ребят вызывают турниры среди учеников по настольному теннису.

     В это же время классные руководители 5-х классов организовывают посещение бассейна учащимися и их родителями. В этот день также проходит товарищеская встреча сборных команд старшеклассников (9-11 классов) и учителей по волейболу. Помощь в проведении праздников нам оказывает спортивный клуб «Голливуд», который открывает наши спортивные соревнования показательными выступлениями спортсменов. В конце праздника обязательно проходит награждение победителей и участников праздника. Организаторы мероприятия и педагоги подводят итоги дня. Старшеклассники оформляют стенгазету. Ребята пишут о том, что на их взгляд было самым-самым интересным, забавным и смешным. Оформляется стенд с фотографиями, где дети могут увидеть себя, своих одноклассников, родителей и учителей, которые принимали участие в празднике.

     Очень интересно «Дни здоровья» проходят в начальной школе. Дети заранее знают о предстоящем празднике и с радостью готовятся к нему. Этот день начинается с музыкальной зарядки, которую для учащихся 1-3 классов под руководством учителей готовят ребята 4-ых классов. Вместе с детьми зарядку делают и учителя. Форма одежды в этот день для всех – спортивная. После зарядки дети расходятся на уроки. На уроке математики они решают задачи о необходимом количестве витаминов или длине утренней пробежки. На уроках русского языка пишут диктанты о здоровом образе жизни или мини-сочинения «День здоровья». Все уроки: ИЗО, ОБЖ, литература и окружающий мир – посвящены теме здоровья (см. приложение № 3, урок биологии 8 класс).

     Осенью в этот день ученики старшего звена проводят для учащихся начальной школы после уроков веселые старты под названием «Зов тайги». Ребята заранее выбирают команду, с помощью родителей готовят форму, эмблемы для соревнований. Члены команды придумывают название и девиз. Болельщики готовят плакаты и «кричалки» в поддержку команды. Соревнования проходят между учащимися 1-2 классов и 3-4 классов. Проверяются не только ловкость и быстрота, но смекалка и сообразительность ребят. Сразу же по окончании соревнований подводятся итоги и командам вручаются грамоты.

     Награждаются все участники праздника: ребята, занявшие I, II и III места за участие в соревнованиях, а также награждаются команды по номинациям.

     В весенний «День здоровья» проводится личное первенство по прыжкам на скакалке, вращению обруча на талии, по шашкам и шахматам (для учащихся 3-4 классов). Каждый желающий может принять участие в соревнованиях. Задолго до «Дня здоровья» дети начинают в группах продленного дня и на переменах готовиться к соревнованиям.

     Они проводятся в два этапа: по классам и по параллелям. В конце дня проводится линейка, где награждаются победители, и всем участникам соревнований вручаются памятные призы.

     Дети с радостью принимают участие в этих праздниках, получают заряд положительных эмоций. Родители всегда с готовностью участвуют в подготовке к соревнованиям, обязательно приходят поболеть за своих детей, много фотографируют, и на следующий же день оформляется стенд «Школа в кадре». Свои отзывы и впечатления и дети, и взрослые могут поместить в стенгазете и на информационных стендах в холлах.

     «День здоровья – это радость и заряд энергии, это бодрость и веселье», – пишут в своих сочинениях дети.

     Мы очень рады, что такого рода общешкольные мероприятия воспринимаются нашими детьми как праздники. Это означает, что формирование культуры здоровья у детей происходит непринужденно. У обучающихся появляется желание заниматься своим собственным здоровьем, и они сами прилагают к этому усилия. Комплексная работа педагогов в этом направлении через уроки, через воспитательные мероприятия и работу с родителями по данной проблематике обеспечивает положительный результат и формирует традиции школы.

     Мы будем рады, если наш опыт в формировании культуры здоровья обучающихся окажется для вас полезным.

     Берегите свое здоровье и здоровье ваших детей!

     Приложение 1. Игра-путешествие по планете «Здоровье»

     Приложение 2. Классный час «Осторожно, электричество!»

     Приложение 3. Урок биологии в 8 классе «Энергозатраты человека и пищевой рацион»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru