На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Отношение подростков к проблеме здоровья

Виктория Владимировна Безручко,
учитель биологии высшей квалификационной категории
МОУ лицея № 22 «Надежда Сибири»
Железнодорожного района г. Новосибирска

     Общая заболеваемость подростков увеличилась в 1,66 раза (в 3,5 раза больше по сравнению со взрослыми). Почти в 4 раза возросла у подростков заболеваемость болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы, увеличилось число осложнений беременностей и родов, новообразований. Весьма тревожная ситуация сложилась с заболеваниями репродуктивной сферы, которые имеют наиболее неблагоприятные последствия, если они перенесены в подростковом возрасте. В последнее десятилетие катастрофически выросла заболеваемость сифилисом и другими заболеваниями, передающимися половым путем у детей и подростков. Эпидемическое распространение СПИДа, наркомании, гепатита, туберкулеза, увеличение пьющих и курящих подростков, особенно среди девочек, дополняют представление о фактической ситуации в сфере здоровья.

     Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества, определяющих его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Для определения путей её решения прежде всего необходимо проанализировать представления и установки, сложившиеся в подростковой и молодёжной культуре и определяющие поведение молодых людей в отношении своего здоровья.

     Подростковый возраст – время серьёзных физиологических перестроек. Отмечаются колебания АД, головные боли. Субъективно это может переживаться как состояние «нездоровья», вызывающие страх, опасения. Новые половые реакции организма не могут не тревожить подростка. Далеко не всегда он может справиться с новыми ощущениями.

     Подростки часто испытывают повышенный интерес к сведениям об организме, пытаются найти ответы на многие вопросы, связанные с физиологией пола и внешностью. Педагогу важно быть особенно деликатным и осторожным, чтобы избежать негативных реакций подростковой аудитории.

     В подростковом возрасте многие фундаментальные личностные потребности приобретают противоречивый характер. Осведомлённость о негативных последствиях для здоровья той или иной формы поведения не играет роль защитного барьера в некоторых ситуациях. Например, когда надо войти в значимую группу. Поэтому информирование подростков о негативных последствиях несоблюдения тех или иных правил ЗОЖ для физического здоровья часто оказывается малоэффективным.

     Для того чтобы определить, как подростки воспринимают понятие «здоровье» и есть ли какие-либо особенности в отношении современной молодёжи к проблеме здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ), было проведено анкетирование среди школьников 14-16 лет. В лицеях «Ор Авнер» (9 человек – 9 класс) и «Надежда Сибири» № 22 (92 человека – 11 классы). Исследования проводили старшеклассники под руководством психолога Левиной А.Д. и учителя биологии Безручко В.В.

     Анкеты следующие: «Несколько слов о здоровье», «Твои ценности», а также проективный рисунок «Здоровье – что это?».

     Был проранжирован список социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека. Проранжированный список составлен по принципу наибольшего количества респондентов, поставивших данную ценность на первое место.

     Результаты занесены в таблицу 1.

Ценность Место Процент опрошенных
Семья 1 32%
Дружба 2 14%
Общение 3 13%
Образование 4 10%
Деньги 5 10%
Здоровье 6 7%
Любимое дело 7 5%
Знания, любовь, спорт 8 3%
Красота, внешняя привлекательность -
Развлечения -
Самосовершенствование -
Независимость -
Популярность, слава -

     Данные психологического анкетирования по анкете «Несколько слов о здоровье» представлены в таблице 2.

Вопросы анкеты Ответы на вопросы анкеты Процент ответивших
1. Какое из определений здоровья вам ближе всего? А) Здоровье – это отсутствие физических симптомов болезни; 76%
Б) Здоровье – это состояние душевного спокойствия; 19%
В) Ваш вариант ответа 4%
2. Когда впервые вы серьезно задумались о своем здоровье? А) до 7 лет; -
Б) в начальной школе; 10%
В) в основной школе; 34%
Г) в старшей школе; 42%
Д) до сих пор серьезно не задумывался. 14%
3. Насколько важным является вопрос о здоровье в твоей семье? А) Очень важными; 14%
Б) Важными; 34%
В) Обычными; 38%
Г) Редко обсуждаются; 7%
Д) Совсем не обсуждаются. 7%
4. Делаете вы что-либо для поддержания своего здоровья? А) Ничего не делаю; 26%
Б) Занимаюсь спортом; 56%
В) Строго слежу за правильностью питания; 7%
Г) Регулярно прохожу медицинские осмотры; 7%
Д) Стараюсь поддерживать душевный комфорт; -
Е) Обращаюсь за консультацией к психологам; 7%
Ж) Стремлюсь выстроить комфортные взаимоотношения с обществом. 7%
5. Какие стратегии выздоровления вам ближе? А) Самолечение; 26%
Б) Игнорирование симптомов; 4%
В) Профилактика; -
Г) Обращение к традиционной медицине; 66%
Д) Обращение к альтернативной медицине. 4%

     Исходя из приведенных в таблице данных, можно отметить, что:
     – содержательно здоровье определяется в подавляющем большинстве как отсутствие физических симптомов болезни;
     – впервые ценность здоровья большинство подростков начинают осознавать в основной и старшей школе (у 14% процесс осознавания не начался до сих пор);
     – при этом в семьях обсуждение вопросов здоровья являются «обычным делом»;
     – эффективные способы поддержания здоровья представляются подростками в большинстве случаев спортом;
     – третья часть опрошенных не имеет представлений о способах поддержания и укрепления здоровья;
     – среди стратегий выздоровления (лечения) первое место (в подавляющем большинстве) имеют способы традиционной медицины;
     – достаточно распространено (треть опрошенных) самолечение как стратегия выздоровления;
     – профилактические методы лечения и оздоровления не отмечены как эффективные.

     Данные психологического исследования проективных рисунков «Здоровье – что это?» свидетельствуют о том, что содержательно понятие здоровья рассматривается старшеклассниками как состояние скорее физического благополучия (рисуются крепкие мышцы, спортсмены). В некоторых случаях здоровье в понимании подростков тесно связано с медициной и лечением (рисуют врачей, машины скорой помощи), что, по нашему мнению, указывает на то, что автор рисунка обращает внимание на здоровье лишь в ситуации заболевания и обращения за медицинской помощью.

     В лицее № 22 действует совет детской добровольческой организации «Доброе сердце». Программа «Путь к здоровью – путь к себе!» была разработана советом в апреле 2007 года и представлена для рассмотрения на майской конференции лицеистов. Основной целью программы стало формирование и развитие ценностного отношения подростков к здоровью. При создании программы учитывался психосоматический приоритет нравственного и психологического здоровья. В период с мая по декабрь 2007года данная программа была реализована на базе старшей школы лицея.

     Затем состоялось повторное анкетирование. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод об изменении некоторых позиций в иерархии ценностей респондентов, что, возможно, свидетельствует об эффективности реализованной программы «Путь к здоровью – путь к себе».

     Здоровье занимает в данном перечне второе место (поднялось на четыре позиции, обойдя общение, дружбу, знания и спорт).

     Тем не менее, первые места сохраняют такие подростковые ценности, как семья (сохраняет первое место), дружба, общение (что объясняется особенностями возраста), образование (приоритет специфики обучения в лицее).

     Следует отметить и поднятие позиции спорта (подъем на три позиции), а также появление в списке таких ценностей, как самосовершенствование и любовь.

     Данные изменения, на наш взгляд, свидетельствуют о более осознанном отношении подростков к системе собственных ценностей вообще, и к ценности здоровья в том числе.

     Результаты по анкете «Несколько слов о здоровье».

     Исходя из приведенных в таблице данных, можно отметить, что:
     – содержательное понимание здоровья стало носить более комплексный характер (с учет тесной взаимосвязи всех уровней здоровья) в большинстве случаев);
     – в аспекте первого осознания ценности здоровья исчезла позиция «до сих пор серьезно не задумывался», процент перешел в строку «в старшей школе»;
     – что касается семьи, здесь не актуальной стала позиция «опросы здоровья не обсуждаются совсем», что позволяет предположить инициативу подростков;
     – эффективные способы поддержания здоровья представляются подростками в большинстве случаев спортом;
     – при этом достаточно высок процент таких стратегий, как профилактические методы лечения и оздоровления, правильное питание, душевный и социальный комфорт.

     Данные повторного психологического исследования проективных рисунков «Здоровье – что это?» свидетельствуют о том, что содержательно понятие здоровья стало рассматриваться старшеклассниками как состояние общего благополучия (образы цветов, радуги, деревьев, улыбки; использование ярких красок).

     На основании полученных результатов стало возможным заключить, что формирование у подростков ценностного отношения к здоровью возможно посредством деятельности школьного самоуправления в рамках реализации разработанной программы мероприятий.

     Разумеется, не все так просто, как кажется на первый взгляд.

     Мы считаем, что наряду с физическим здоровьем школа призвана формировать у детей систему ценностей, ориентированных на социально-нравственное здоровье, способствовать их самореализации и личностному росту.

     На наш взгляд, сохранить и укрепить здоровье подростка можно тогда, когда он сам будет осознавать необходимость этого. Другими словами, заставить ребенка быть здоровым невозможно, если у него не сформирована такая потребность.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru