На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 2 мая 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Скоро экзамены!

Информация о психологическом содержании экзаменов

     В 9 и 11 классе на первый план выступают проблемы подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Эта проблема оказывается настолько значимой, что подчас затмевает все остальные в последние месяцы школьного обучения. Так, при изучении временной перспективы и представлений о будущем у старшеклассников оказалось, что для многих из них к четвертой учебной четверти все «будущее» сводится к одному-двум месяцам и все его содержание составляют два мотива: первый – хорошо окончить школу, второй – поступить в выбранное учебное заведение.

     Предэкзаменационная и экзаменационная ситуации оказывают сильнейшее влияние на состояние организма и психики школьника. Это объясняется, прежде всего, тем, что проверка интеллекта вообще относится к наиболее психологически дискомфортным ситуациям, особенно если эта проверка так или иначе связана с социальным статусом личности. Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету среди учителей, родителей или одноклассников, желание получить оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, – все это, в конечном счете, определяет высокую психологическую значимость экзаменов для человека. Именно поэтому провал на экзаменах чаще всего воспринимается школьниками как серьезная жизненная неудача, а психические и физиологические сдвиги могут приобретать даже характер патологии.

     Психологи единодушно относят экзамен к разряду стрессоров, то есть факторов, оказывающих на человека сильное психологическое давление и усложняющих функционирование организма и психики. Главной причиной предэкзаменационного и экзаменационного стресса в самом широком плане является неопределенность представлений о результатах будущей деятельности. В основе этой неопределенности лежит то, что школьник не знает экзаменационного стиля учителя, не может предугадать, какой билет ему попадется и какие вопросы будут заданы дополнительно, сумеет ли экзаменатор объективно оценить его знания, не помешают ли этому какие-нибудь обстоятельства. У школьника нет гарантии, что его ответ будет верно понят, что преподаватель по одному маленькому фрагменту знаний сможет оценить общий уровень его подготовленности. Все эти факторы в большинстве случаев вызывают острое чувство неуверенности, беспокойства, тревоги, страха, то есть целый комплекс отрицательных эмоций. Их сила настолько велика, что исследования показывают параллельное с ними изменение состояния организма.

     Процесс сдачи экзаменов вызывает сдвиги во всех системах организма и психики. В частности, психологами отмечается, что во время экзаменов у школьников значительно медленнее протекают мыслительные процессы, становясь более дезорганизованными на фоне общего повышения артериального давления, усиления работы сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Интересно, что эти изменения не проходят в тот момент, когда школьник получает экзаменационную оценку. Эта так называемая «экзаменационная контузия» продолжается еще долгое время спустя, в некоторых случаях – до трех-четырех месяцев после экзамена. При этом негативное влияние экзаменационная ситуация оказывает прежде всего на тех школьников, в структуре личности которых значительное место занимает устойчивая тревожность, естественно, прежде всего, школьная тревожность.

     «Психологическое оснащение» экзаменационной ситуации включает в себя правильную подготовку к экзаменам и правильное поведение в экзаменационной ситуации. Достижение этого предполагает не только психологическую грамотность школьников, но и помощь со стороны учителей.

Рекомендации для учителей

     При подготовке к экзамену четко формулируются вопросы. Конспекты ответов, учитывая индивидуальные особенности усвоения информации, желательно представлять учащимся в двух видах: в виде структурированного текста, в котором выделены отдельные смысловые фрагменты, а также в виде наглядных рисунков и схем (при нехватке времени составление таких схем может быть материалом для самостоятельной работы учащихся по подготовке к экзамену, что даже повышает ее эффективность, поскольку обеспечивается принцип «включения в деятельность»; в этом случае необходима обязательная проверка учителем их корректности).

     В самом начале подготовки к экзамену учитель должен однозначно сформулировать свои требования к ответу «на три», «на четыре», «на пять», а также к поведению учащегося на экзамене, его внешнему виду (если учитель считает это важным) и т.д. При возможности эти требования вывешиваются в кабинете. Важно, чтобы они оставались неизменными и соблюдались на экзамене.

     Необходимо отмечать успехи учащихся в овладении знаниями по предмету, выделять «пройденные и усвоенные» моменты для того, чтобы не поддерживать паническое ощущение типа «я ничего не знаю», «это невозможно выучить» и т.д. Для этого желательно проводить «мини-экзамены» по каждому разделу учебного предмета.

     Желательно провести «репетицию» за несколько недель до экзамена, во время которой ребята сориентируются в пространстве кабинета в условиях необычной расстановки мебели, и, что еще важнее, получат возможность разобраться с тем, как ведет себя на экзамене учитель, какие вопросы он задает и т.д.

Рекомендации для родителей выпускников

     Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать его в случае неудачи.

     Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену (разумеется, если оно адекватно), отмечая затрачиваемые усилия и их результат.

     Для повышения интеллектуальной активности желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и фиолетовый цвета (фрагментарно).

     Через каждые 40-50 минут ребенку необходимо оторваться от занятий, сменить вид деятельности для того, чтобы не наступало «хроническое утомление». При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.

     Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, – некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона скорее мешает, чем помогает, что доказано многочисленными экспериментами.

     Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал. Во-первых, проговаривание закрепляет материал в памяти, а во-вторых, снимает панику («Я ничего не знаю!!!»).

     Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и особенно желудочно-кишечного тракта. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

Что должны знать родители?

     Родители должны знать, что подготовку к экзамену следует начать с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни.

     Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов», и их умственная продуктивность различна в разное время суток. «Жаворонку» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна даже вредно. Если же ученик – «сова», то усаживаться за учебник рано утром ему нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.

     В экзаменационную пору многие жалуются на нарушение сна. Это связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных таблеток. Однако это опасный путь. Всякое успокоительное средство оказывает тормозящее действие на нервную систему. Ученик, напившийся успокоительного, рискует не вспомнить даже то, что прочитал накануне. А в качестве снотворного, если в этом есть необходимость, полезно использовать древнейшее средство – мед, который к тому же прекрасно питает мозг витаминами.

     Питание молодого организма должно быть регулярным и полноценным, то есть достаточно калорийным и витаминизированным.

     Не следует увлекаться таким популярным стимулятором, как кофе. Большие дозы кофе, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение либо, наоборот, вогнать в депрессию.

     Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с небольшой физической нагрузкой – например, для разрядки поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах, либо просто погулять.

     На фоне естественного беспокойства положительные эмоции в разумных пределах просто необходимы. Порой родители запрещают ребенку гулять, смотреть телевизор, слушать музыку, общаться с друзьями даже по телефону. В итоге у бедного ребенка создается впечатление, что он под домашним арестом. А ведь естественное состояние арестанта – уныние и тоска!

     Родители должны защищать ребенка эмоционально. А это очень просто: не нужно накалять обстановку, провоцировать конфликты и нервничать по любому поводу. Куда лучше просто вместе погулять и поговорить о жизни: после этого легче становится на душе и старшим, и младшим.

     Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Забавная комедия или эксцентричное шоу могут оказаться чудодейственными. В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. Не смотревшие фильма или смотревшие тяжелый фильм в большинстве своем с задачей не справились. Так что если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, – это только к лучшему.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДАЧЕ ЭКЗАМЕНА
(рекомендации выпускнику)

     Подготовка к экзамену

     Наведи порядок и подготовь место для занятий.

     Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

     В период подготовки к экзаменам важно хорошо питаться и высыпаться, иначе можно заработать множество трудно излечимых заболеваний.

     Составь план подготовки. Определи, кто ты – «жаворонок» или «сова» и сопоставь с этим расписание занятий. Составь план на каждый день подготовки: какие именно разделы, предметы и т.п. И выполняй его, во что бы то ни стало!

     Готовиться к экзамену нужно постепенно. Для этого примерно за месяц нужно подобрать материал для подготовки к ответу на каждый экзаменационный вопрос и составить план: в какой день сколько вопросов нужно выучить. Этот план обязательно нужно записать и следить за его выполнением. За соблюдение плана можно себя чем-нибудь побаловать.

     При подготовке каждого ответа нужно составить себе примерный план, выделив основные смысловые фрагменты. Учить желательно днем, а повторять – перед сном и утром: информация переходит в память на длительное хранение в то время, когда человек спит. Хорошо, если есть возможность повторить вслух, например, рассказать выученное родителям. Или, по крайней мере, пересказать самому себе, не подглядывая в учебник. Это заметно улучшит качество запоминания.

     Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего.

     Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыва. Можно в это время помыть посуду, вынести мусор, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

     Не стремись запомнить слово в слово весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, зарисовок.

     Если есть тесты на запоминаемый материал – обязательно тренируйся на них.

     Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

     Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, трудные вопросы.

     Накануне экзамена

     Никогда ничего не учи в последнюю ночь. Хорошо отдохни: с вечера прими душ, прогуляйся на свежем воздухе, ночью выспись.

     Утро должно быть привычным для организма: привычный завтрак, привычная одежда (по погоде и помещению).

     В пункт сдачи экзамена необходимо прийти без опоздания, лучше за полчаса до тестирования.

     При себе (на ЕГЭ) нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

     Перед дверью ничего не повторяй. Доверься своей памяти. Немножко поволнуйся: если дрожат колени, мокнут ладони, появились признаки «медвежьей болезни» – не пугайся – это нормально. Так организм проверяет готовность к испытанию.

     Памятка для выпускников по подготовке к экзаменам

     Общее утомление
     Рекомендации: соблюдение режима сна и бодрствования, прогулка на свежем воздухе не менее 30 мин в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время).

     Нервозность, переживания
     Рекомендации: аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины.

     Утомление глаз
     В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
     Рекомендации: перерывы в чтении, не читать лёжа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз, не спать лицом в подушку, полноценный сон и питание, богатое витамином А, после утомления глаз не поднимать тяжести.

     Можно выполнить следующие упражнения:
     – посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек), влево-вправо (15 сек);
     – нарисуй глазами своё имя, отчество, фамилию, а лучше опорные слова из запоминаемого текста;
     – попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 сек), а потом на листе бумаги перед собой (20 сек).

     Вегетативные проявления (сердцебиение, потливость)
     Рекомендации: привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, спокойная, любимая музыка.

     Нагрузка на сердце
     Рекомендации: гимнастика во время утомительных занятий, самовнушение: «Все сдают, и я сдам!», прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги).

     Мышечное утомление
     Рекомендации: чередование труда и отдыха, наклоны, физические упражнения, питание с высоким содержанием белка, массаж, самомассаж.

     Нагрузка на позвоночник
     Рекомендации: подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями лежать на полу, делать наклоны.

Рекомендации классным руководителям!
ВНИМАНИЕ!!!
ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ!!!
СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ!

ИДЕЯ 1
«Как пережить экзамены?»
(адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)

     Занятие 1. Что такое экзамен?

     Необходимые материалы: ватман, маркер (фломастер), скотч, листочки для упражнения «Ассоциации».

     Ход занятия
     1. Ассоциации (цель – актуализация представлений об экзаменах). Обсуждается цель занятий. Каждый записывает на листочках свои ассоциации на слово «экзамен» (анонимно). Листочки собираются, ведущий зачитывает ассоциации, обобщает их, делая вывод о том, что экзамен – это очень серьезная ситуация, требующая от экзаменующегося много душевных сил.
     2. «Суперученик» (цель – создание условий для обращения к личностному потенциалу учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов). Класс делится на группы по 6-8 человек. Каждая группа получает задание составить портрет «суперученика», который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Сделать это нужно с соблюдением двух условий: во-первых, каждое качество должно принадлежать кому-то из участников подгруппы, и, во-вторых, у каждого участника подгруппы нужно заимствовать хотя бы одно качество (например: «Для того чтобы успешно сдать экзамен, нужна такая сообразительность, как у Пети, вежливость, как у Оли» и т.д.).

     Результаты работы представляются всему классу. В итоге ведущий отмечает, что у каждого нашлась какая-то сильная сторона. Если группа не может найти сильной «экзаменационной» стороны личности того или иного участника, задача ведущего – помочь им, организовав мини-обсуждение.

     3. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). На листе ватмана перечисляются «Экзаменационные черточки класса». Лист вывешивается в кабинете.

     Занятие 2. Как отвечать на экзамене

     Необходимые материалы: «экзаменационные билеты», ватман, маркер (фломастер), скотч.

     Ход занятия
     1. Вступление (цель – обращение к материалу предыдущего занятия). Ведущий напоминает результаты прошлого занятия, обращаясь к «Экзаменационным черточкам класса».
     2. «Ответ на экзамене» (цель – создание условий для репетиции экзаменационного ответа на основе позитивного личностного эталона). Класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа вытаскивает экзаменационный билет № 13, например:
     Билет № 13. Расскажите об особенностях жанра «Современный детский роман»: сюжет, приемы, герои.
     Билет № 13. Расскажите о выращивании цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.
     Билет № 13. Докажите теорему о равнобедренном круге.
     Билет № 13. Расскажите об обычаях и языке племени тумба-юмба.
     Билет № 13. Осветите вопрос о феминистических воззрениях Бабы Яги.

     Задача подгруппы: подготовить коллективный ответ (должен поучаствовать каждый), соответствующий уровню ответа «суперученика». Результаты работы представляются классу. В случае затруднений в группе ведущий может «подкинуть» пару идей ее участникам.

     3. Памятка (цель – ассимиляция опыта). На основе обсуждения итогов упражнения «Ответ на экзамене» составляется памятка «Как вести себя на экзамене». Результаты фиксируются на листе ватмана, который вывешивается на стене в классном кабинете.

     Занятие 3. Экзаменационные оценки

     Необходимые материалы: листочки для записи, жетоны двух цветов, плакат, начатый на прошлом занятии, маркер (фломастер), скотч.

     Ход занятия
     1. Вступление (цель – актуализация опыта предыдущего занятия, обращение к новой теме). Ведущий кратко напоминает о результатах прошлого занятия. Затем обсуждается вопрос о том, каковы критерии оценки устного ответа на экзамене. Каждый получает листочек, на котором дает ответ на вопрос: «Если бы я был экзаменатором, за какой ответ я бы поставил "5"?» Ведущий собирает листочки и обобщает ответы, выписывая на доске критерии «пятерочного» ответа.
     Если представления ребят нереалистичны, ведущий может мягко скорректировать их, предложив им поразмыслить над теми или иными «случаями из жизни», придуманными по ходу обсуждения.
     2. «Угадай, какой ответ» (цель – ассимиляция представлений о критериях оценки экзаменационных ответов). С помощью жетонов класс делится на две подгруппы: «школьники» и «экзаменаторы». «Школьники» работают в парах (тройках), «экзаменаторы» – индивидуально. «Школьникам» дается 3 минуты на то, чтобы загадать экзаменационную оценку, и, записав ее на листочке (он остается у ведущего), подготовить соответствующий ответ (один от минигруппы). Задача экзаменаторов – угадать, на какую оценку претендует «школьник». Тема ответа произвольна (по выбору минигруппы). Ведущий может усложнить задачу, если введет правило «неожиданных вопросов», которые он сам или «экзаменаторы» задают по теме ответа.
     3. Памятка (цель – ассимиляция опыта). На основе занятия дополняется «Памятка», в которой указываются критерии хорошего ответа. Памятка остается на стене в кабинете класса.

     Занятие 4. Экзамен и здоровье

     Необходимые материалы: бланки с контурными изображениями человека, цветные карандаши, плакат с контурным изображением человека, маркер (фломастер), скотч.

     Ход занятия
     1. Вступление (цель – постановка проблемы занятия). Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает контурный рисунок человека и задание: цветными карандашами отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова – «перегрузка»). На плакате составляется обобщенный вариант. Некоторым группам не сразу понятно задание, им могут помочь наводящие вопросы.
     2. «Первая помощь» (цель – создание условий для осознания путей заботы о собственном здоровье в период экзаменов). Организуется обсуждение: как помочь заштрихованным частям организма во время экзамена (например, помочь глазам – это значит читать в хорошо освещенном помещении, не читать лежа, читать в очках, они тебе прописаны, воздержаться от длительного просмотра телевизора и работы на компьютере и т.д.). Результаты фиксируй на плакате. Готовый плакат должен получить название (в обсуждении). Он остается в кабинете класса.
     3. Обобщение ведущего (цель – ассимиляция опыта). Beдущий кратко подводит итоги совместной работы.

     Занятие 5. Как готовиться к экзамену?

     Необходимые материалы: бумага для рисования, бланки с вопросами для обсуждения в группах, бланк с ответами, цветные карандаши, ножницы, скотч.

     Ход занятия
     1. Вступление (цель – постановка проблемы занятия). Ведущий сообщает тему занятия, рассказывает о том, почему она важна. Можно в качестве иллюстрации привести несколько примеров из жизненного опыта, подтверждающих необходимость правильной подготовки к экзаменам.
     2. Обсуждение (цель – актуализация знаний по проблеме). Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает бланк с вопросами:
     – За сколько времени до экзамена нужно начинать готовит к нему?
     – В какое время дня лучше готовиться к экзамену?
     – В какой обстановке следует готовиться к экзамену?
     – Что может помочь в подготовке к экзамену?
     – За какое время до начала экзамена следует приходить школу?
     – Каким по счету лучше отвечать?
     Результаты обобщаются, ведущий рассказывает об универсальных правилах подготовки к экзаменам, они вывешиваются в кабинете.
     3. «Значок» (цель – психологическое завершение занятий). Каждый составляет эмблему на тему «К экзаменам готов!» Эмблемы подписываются и наклеиваются на любой из плакатов, оформленных в течение занятий. Ведущий подводит итоги встреч, подчёркивая вклад каждого из ребят в достигнутый результат.

Литература

     Бойко В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. М., 1997.
     Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. Новосибирск, 2000.
     Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., 1996.
     Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
     Психолого-педагогические аспекты экзамена в высшей школе. Краснодар, 1984.
     Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000.
     Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. СПб., 2006

ИДЕЯ 2

ЭКЗАМЕНЫ КАК ПОВОД ПОИГРАТЬ

Часть1

     За несколько дней до игры мы повесили около своего кабинета шуточное объявление: «В пятницу, после шестого урока, учащихся 9-х классов ждет такое... Такое!.. ТАКОЕ!..» Подпись «Психологи школы». Через два дня мы повесили новое объявление, но уже на общешкольной доске объявлений. Текст был несколько иной, но тоже с элементами интриги. Несмотря на то, что ребята уже привыкли к психологическим играм, вопросы о том, что же будет в пятницу, нам задавали не только учащиеся, но и учителя.

     Для игры нам понадобилось следующее оборудование: «визитные» карточки четырех различных цветов с булавками (по количеству участников), бумага для рисования, карандаши, фломастеры, текст «экзаменационного теста», варианты ответов, бланки ответов, 4 варианта (по количеству групп) памяток «Как готовиться к экзаменам», 4 газеты.

     Время проведения – от 60 до 75 минут.

ХОД ИГРЫ
Вводная часть

     При входе в зал, где проходила игра, участников встречали ведущие, вручая каждому одну карточку с булавкой. Как, наверное, догадались читатели, по цветам карточек в дальнейшем составлялись команды. Сразу отметим, что здесь была маленькая хитрость: карточки раздавались таким образом, чтобы команды получились примерно равные по силам.

     Во вводной части в качестве разминки мы использовали упражнения «Бегущие огни» и «Дирижер оркестра». В первом случае упражнение выполняется, когда учащиеся сидят в кругу. Ведущий передает своему соседу определенное приветствие, сопровождаемое каким-либо движением, например: вставанием, поклоном, приседанием. Следующий участник повторяет и слово, и движение и т.д. Для усложнения игры помощники ведущего (в большой группе), сидящие среди участников, добавляют свои элементы приветствия, например поклоны и хлопки в ладоши, а также какие-либо слова. Упражнение повторяется 3–4 раза с постепенно возрастающим темпом.

     Упражнение «Дирижер оркестра» выполняется следующим образом: ведущий (дирижер) поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) участники хлопают в ладоши. В качестве дирижера может выступить один из участников.

     Для разминки можно использовать и какие-либо иные упражнения.

     Затем ведущий говорит о предстоящих экзаменах («Девятый класс – особенный...») и предлагает выполнить упражнение «Ассоциации» («Экзамены – это...»). Подводя итог высказываниям учащихся, ведущий говорит примерно следующее: «Экзамены – это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. У каждого есть свойства и качества, которые пригодятся на экзаменах. И сейчас речь пойдет об этих качествах».

     Затем все участники делятся на команды по цвету карточек и размещаются за игровыми столами. Желательно, чтобы участники не менялись карточками, так как в этом случае в одной команде могут оказаться все аутсайдеры, что помешает адекватному проведению основной части.

Основная часть

     После того как команды займут свои места, начинается основная часть. Ведущий напоминает участникам знакомую для них ситуацию: «Как часто перед трудным экзаменом или важной контрольной работой нам хочется, чтобы кто-то сделал это за нас. Сегодня такая возможность есть!»

     Ведущий дает инструкцию: каждая команда должна составить своеобразный «фоторобот» человека, который сможет сдать за ее участников сложный экзамен. Черты внешности, а также свойства и качества характера этого «фоторобота» нужно позаимствовать у членов команды. При этом обязательным условием является то, что позаимствовать какое-либо качество нужно у каждого.

     Получившийся «портрет» следует нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам игры. Вот как сделали это участники одной из групп: «Мы решили соединить сообразительность Глеба и усидчивость Кати, прибавить проницательность Зураба и обаятельную улыбку Зарины. У нас получился человек, который любой экзамен сдаст без труда».

     После окончания работы и представления результатов ведущий сообщает, что сейчас будет проведен репетиционный экзамен в форме теста. Он напоминает также правила выполнения теста (на листе нужно записывать номер вопроса и буквенное обозначение варианта ответа, который кажется правильным). Причем каждая команда выполняет тест сообща, от имени своего «фоторобота», быстро принимая совместное решение. По результатам этого теста все получат рекомендации по подготовке и сдаче экзаменов.

     Далее зачитываются вопросы и варианты ответов. Каждая команда записывает свой вариант, после завершения теста листы уносят на «проверку».

     Сразу хочется отметить, что вопросы не несут серьезной смысловой нагрузки. Главное, чтобы ребята работали сообща в быстром темпе и адекватно реагировали на шутку. Также поясним, что проверки ответов на самом деле не требуется. Однако у участников должна создаться иллюзия, что такая проверка проведена, так как по ее «результатам» каждая команда получает свои «особые» рекомендации по подготовке и сдаче экзаменов.

     В основу экзаменационного теста мы положили вопросы из книги В.Ю. Большакова «Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения». Вопросов может быть меньше.

Экзаменационный тест

     1. Участники игры оказались в литературном салоне начала прошлого века. Вы:
     а) с горящими глазами читаете свои новые стихи;
     б) сидите в углу и думаете, как бы незаметнее улизнуть;
     в) кокетничаете с окружающими.
     2. Белоснежный лайнер несет участников игры по лазурным волнам океана. Вы:
     а) радостно смеетесь, подставляя лицо упругому ветру;
     б) играете в теннис и загораете на верхней палубе;
     в) совершенно невозможно представить, что вы делаете.
     3. Участники игры смотрят по телевизору 539-ю серию нового мексиканского сериала. Вы:
     а) плачете горючими слезами вместе с главной героиней;
     б) пытаетесь кратко пересказать соседям содержание предыдущих серий;
     в) не понимаете по-мексикански.
     4. Участники игры едут купаться на пляж. Вам:
     а) пришла в голову отличная научная идея, и вы повернули домой, чтобы записать ее;
     б) пришла в голову отличная научная идея, но вы даже не удосужились запомнить ее;
     в) ничего не пришло в голову.
     5. Однажды участники игры полетели на Марс. Вы:
     а) вели корабль строго по курсу;
     б) предложили плюнуть на запланированное и полететь на Венеру;
     в) забыли закрыть иллюминатор.
     6. Участники игры оказались на необитаемом острове. Вы:
     а) начали строить корабль;
     б) довольно быстро обросли шерстью;
     в) улетели один на выброшенном волной вертолете.
     7. Закончив школу, участники игры договорились встречаться каждый год. Вы:
     а) пришли только потому, что обещали;
     б) весь год ждали этого дня и летели на встречу как на крыльях;
     в) вообще-то, собирался зайти, но помешал начавшийся дождь.
     8. Участники игры охраняют воздушные рубежи нашей школы. Вы:
     а) на всякий случай сбиваете все, что пролетает в пределах досягаемости вашей ракетной установки;
     б) при обнаружении цели отворачиваетесь в сторону и фальшиво насвистываете;
     в) бдительно охраняете воздушное пространство над вашей школой.
     9. Участники игры проводят сложный эксперимент. Вы:
     а) трое суток не смыкаете глаз;
     б) варите всем кофе;
     в) все испортили.
     10. Участники игры являются представителями различных спортивных команд. Вы:
     а) являетесь капитаном своей команды;
     б) позволяете себе оскорбительные замечания в адрес другой команды;
     в) прекращаете заниматься спортом, чтобы ни с кем не портить отношения.
     11. Участники игры поспорили о политике. Вы:
     а) буквально бросаетесь в драку;
     б) стараетесь всех помирить;
     в) предпочитаете промолчать.
     12. Участники игры принимают участие в соревнованиях по перетягиванию каната. Вы:
     а) кричите: «Раз-два, взяли!»;
     б) высказываете сомнения в прочности каната;
     в) в случае поражения своей команды объясняете его плохими погодными условиями.
     13. Участники игры думали наперегонки. Вы:
     а) думаете плечом к плечу с другими;
     б) ощущаете тщетность своих усилий;
     в) пытаетесь убедить окружающих, что тоже думаете.
     14. Участники игры клянутся друг другу в вечной дружбе. Вы:
     а) волнуетесь больше всех;
     б) предлагаете отметить это событие;
     в) ведете подробную запись происходящего.
     15. Участники игры наперегонки восходят на Эверест. Вы:
     а) сломав обе ноги, продолжаете восхождение на одном самолюбии;
     б) лезете, потому что все лезут;
     в) принципиально лезете на другую вершину.
     16. Участники игры решили подсчитать, кто из них прочел больше книг. Вы:
     а) добросовестно подсчитываете все прочитанные вами книги;
     б) считаете каждую толстую книгу за три;
     в) с гордостью заявляете, что не умеете читать.
     17. Участники игры горячо поспорили о чем-то. Вы:
     а) чувствуете себя в своей стихии;
     б) всех успокаиваете;
     в) тихонько дремлете в углу.
     18. Участники игры играют в «Что? Где? Когда?». Вы:
     а) цементируете работу команды;
     б) все время лезете со своими идеями;
     в) не поняли вопроса.
     19. Участники игры тащат против течения тяжелую баржу. Вы:
     а) напрягаетесь больше всех;
     б) делаете вид, что напрягаетесь больше всех;
     в) решили дотащить баржу до ближайшего поворота и сбежать.
     20. После игры все ее участники решили взяться за ум. Вы:
     а) были оскорблены самой идеей;
     б) решили, что возьметесь за ум со следующего понедельника;
     в) взяли освобождение по состоянию здоровья.

Часть 2

     Описан ход игры в экзамены, помогающей учащимся снизить тревогу, повысить уверенность в своих силах, развить навыки группового взаимодействия. Одним из элементов игры является репетиционный экзамен в форме теста. После того как участники ответят на вопросы теста, игра продолжается.

     Участники возвращаются в круг и обсуждают, какие чувства переживает человек после серьезного испытания, ответственного дела (радость, что все позади; удовлетворение от хорошо выполненной работы; может быть, сожаление об упущенных возможностях и т.п.).

     Ведущий, придерживаясь общей фабулы игры, говорит о возможности после экзаменов поехать куда-то вместе, подводя участников к выполнению игры «Путешествие на газете».

     Это несложное упражнение выполняется следующим образом. Каждая команда должна поместиться на газетном листе («транспортное средство, везущее на отдых»). Затем задание повторяется на листе, сложенном в два раза, четыре и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит задание, поместившись всем своим составом на самом маленьком клочке газеты.

     Все возвращаются в круг. Объявляются результаты «проверки» тестов, присуждаются призы в четырех номинациях (самая практичная команда, команда с наилучшим чувством юмора, самая сплоченная, самая оригинальная) – по количеству групп. Группам выдаются рекомендации по подготовке к экзаменам (свой экземпляр получает каждый из членов команды). Рекомендации отличаются друг от друга, хотя все они, так или иначе, полезны.

     В завершение по кругу предлагается продолжить фразу: «Хочу пожелать себе на экзамене...»

     Затем следует ритуал окончания занятия, который, как правило, придумывается школьным психологом совместно с учащимися в начале года. Игра окончена.

     В качестве приложения предлагаем четыре варианта памяток для учащихся по подготовке к экзаменам.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Первый вариант

     Что делать, если глаза устали

     В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

     Итак, выполни два упражнения:
     1) посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево – вправо (15 сек.);
     2) нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию.
     3) попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом – на листе бумаги перед собой (20 сек.).

     Как психологически подготовиться к экзаменам

     Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями – начни с самого легкого!

     И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.

     Как нужно выглядеть на экзамене

     Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступить в контакт во время экзамена.

     Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

     Как вести себя во время экзамена

     Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

     Если же экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

     Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

     А если провалился?

     Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

     Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.

     Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

Второй вариант

     Что делать, если глаза устали

     Такой же текст, как и в первом варианте.

     Как психологически подготовиться к экзаменам

     Сначала идет такой же текст, как и в первом варианте.

     Научись выполнять несколько простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.

     Взяв билет (или перед началом письменной работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.

     Мысленно повтори 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова 5-6 раз произнеси слова: «Левая рука тяжелая». Затем повтори: «Я спокоен».

     В завершение сожми кисти в кулаки, сделай глубокий вдох и выдох. Затем все сначала, но «тяжелеть» должны ноги.

     И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

     Как вести себя во время экзамена

     Такой же текст, как и в первом варианте.

Третий вариант

     Что делать, если глаза устали

     Сначала идет такой же текст, как и в первом варианте, затем предлагается следующее упражнение.

     Нарисуй квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом – против).

     Как психологически подготовиться к экзаменам

     Сначала идет такой же текст, как и во втором варианте.

     Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение. Попробуй освоить несколько несложных приемов.

     Сядь удобно.

     1-я фаза (4-6 сек.): глубокий вдох через нос.
     2-я фаза (2-3 сек.): задержка дыхания.
     3-я фаза (4-6 сек.): медленный, плавный выдох через нос.
     4-я фаза (2-3 сек.): задержка дыхания и т.д.

     Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

     Как вести себя во время экзамена
     Ты готов! Ты собран!
     Ты уверен в успехе!
     Помни, что вера в успех – это половина успеха!

     Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые свежие мысли приходят в голову, после того как письмо запечатано. Если тебе больше ничего не пришло в голову, то можешь идти отвечать.

Четвертый вариант

     Что делать, если глаза устали

     Такой же текст, как и в первом варианте.

     Как психологически подготовиться к экзаменам

     Такой же текст, как и в третьем варианте.

     И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

     Как нужно выглядеть на экзамене

     Такой же текст, как и в первом варианте.

     Как вести себя во время экзамена

     Такой же текст, как в третьем варианте.

     А если провалился?

     Такой же текст, как и в первом варианте

По материалам Интернет

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru