На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
Школа здоровья
Вера Викторовна Сундеева,
заведующая лабораторией школьного здоровья
Городского центра образования и здоровья «Магистр»
г. Новосибирска

Цветы лета

     Новосибирская детвора в начале лета жарой не избалована. Была только пара недель в конце мая, когда по-настоящему припекало солнышко, и заядлые купальщики успели хоть немного позагорать. Но, несмотря на погоду, долгожданное лето предоставило возможность детям почувствовать себя свободными, отдохнуть от обязательного выполнения правил и норм школьной жизни. Целых три месяца дети не будут зажаты рамками расписания, бдительностью родителей и будут освобождены от вопросов: «Ты уроки сделал?», «Что задали?», «Что получил за контрольную?».

     Растущему организму для сохранения здоровья и для поддержания учебной работоспособности просто необходимо расслабиться и полностью отдаться делу, которое приносит радость. И как здорово, что есть пришкольные летние лагеря, где опытные педагоги создают необходимые условия для полноценного отдыха детей и делают все возможное для того, чтобы наполнить жизнь каждого ребенка эмоциональной радугой и зарядом бодрости.

     Для педагога, если он работает в пришкольном оздоровительном лагере, лето – это продолжение его педагогической деятельности, которая должна быть основана на знании дидактики здоровья, основ физиологических и психологических возрастных особенностей детей.

     Полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр… – что только не входит в арсенал средств оздоровления! При этом педагоги не должны забывать о том, что дети относятся к разным группам физического и социального здоровья, не каждому ребенку по силам все то, что предлагает программа лагеря.

     По состоянию физического здоровья дети разделяются на 4 основные группы:
     I группа – здоровые дети, без отклонений в развитии;
     II группа – здоровые дети с функциональными или морфологическими отклонениями от нормы, пограничными состояниями, требующие более пристального внимания и консультаций специалистов;
     III группа – дети с хроническими заболеваниями;
     IV группа – дети-инвалиды.

     По состоянию социального здоровья дети разделяются также на 4 основные группы:
     I группа – здоровые дети, хорошо адаптированные к конкретным условиям окружающей среды в семье, детском коллективе, школе.
     II группа – практически здоровые дети, у которых имеются незначительные и временные ограничения их социальных функций в связи с перенесенным острым заболеванием или по другим устранимым причинам (дети, освобождаемые от физических нагрузок в школе, т.д.);
     III группа – дети, которые нуждаются в продолжительном или частом ограничении социальных контактов – длительно и часто болеющие, дети с хроническими формами болезней в состоянии компенсации или частичной компенсации отдельных функций, ослабленные и дети в состоянии социальной депривации; дети с ограниченными сроками инвалидности;
     IV группа – дети с полным ограничением социальных функций – дети-инвалиды.

     Педагоги, конечно, знают, что движущей силой поведения каждого ребенка являются его потребности.

     Известный отечественный психофизиолог П.В. Симонов считает, что «не существует потребностей хороших и плохих, разумных и неразумных. Все основные потребности органически присущи каждому человеку: их нельзя ни уничтожить, ни искусственно насадить. Разумными и неразумными, возвышенными и низменными могут быть только формы удовлетворения этих потребностей...». Поэтому задача педагога должна сводиться к подбору соответствующих биологических или социально значимых средств удовлетворения основных потребностей детей, исходя из знаний основных этапов формирования здоровой личности человека.

     Ведущий научный сотрудник Института образования взрослых РАО, доктор педагогических наук Зайцев Г.К. и кандидат медицинских наук Зайцев А.Г. в статье «Педагогика здоровья» приводят основные этапы формирования здоровой личности человека.

     Первый этап – младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.

     Второй этап – дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека становятся доминирующими сложнейшие биологические потребности в игре и подражании, а также дополнительные потребности в свободе (опытности). Основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры, связанные с примерным поведением. Причем непременным условием правильного воспитания ребенка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности.

     Третий этап – подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла, тесно связанные между собой: только благодаря активному познанию своих индивидуальных особенностей у подростка формируется правильное понимание собственной жизнедеятельности. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками; 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.

     Четвертый этап – юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии, до тех пор, пока он занимается общественно-полезной деятельностью.

     Социальные потребности «вырастают» из соответствующих биологических потребностей:
     – потребность в самовыражении – из потребности в подражании, потребность в самоутверждении – из потребности в игре;
     –потребность в самосовершенствовании – из потребности в саморазвитии.

     В свою очередь дополнительные потребности также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и творческой активности. И чтобы процесс формирования здоровья шел нормально, эти деятельности должны строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки результатов исполняемой деятельности.

     Практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь.

     Закончить статью хочется словами священника Анатолия Гармаева: «Как же все-таки относиться к детям? ... Наверное, также как мы относимся к растениям, которые сажаем на клумбах. Мы наблюдаем, как появляются всходы, как наливаются бутоны и распускаются затем цветы. Мы любуемся их красотой и никому из нас не приходит в голову брать ножницы и резать лепестки, чтобы сделать из простого цветка махровый. Мы не хватаем краску и не начинаем поливать цветок, чтобы неугодный нам цвет перекрасить в другой, приятный нашему глазу. Но мы очень много прилагаем усилий, чтобы взрыхлить почву, удобрить её, вовремя и в меру полить, в заморозки прикрыть растения плёнкой, в жару притенить. Мы создаем условия, но ни в мыслях, ни в действиях не прикасаемся к тому, что растет и распускается по законам Богоданной природы. Напротив, предельная бережность к добрым особенностям каждого цветка. Даже невзрачные цветы несут в себе какие-то свойства, за которые мы выделяем их среди прочих и по-своему любим их»…

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru