На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2019
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Актуальное интервью
Актуальное интервью

     – Детская общественная организация «Созвездие Лидер» была создана в 2000 году, восемь лет назад. Ольга Петровна, мы знаем, что за это время «Созвездием Лидер» было сделано многое, но что бы вы, как руководитель, могли выделить как главный результат, критерий роста?

     – Во-первых, само рождение нашей организации немного отличалось от всех остальных. Наш научный руководитель, Зоя Ивановна Лаврентьева, кандидат педагогических наук, при создании сразу задала вопрос, кого мы хотим воспитывать. Мы однозначно решили воспитывать лидеров. Тогда возник вопрос, зачем нужна новая организация, если уже есть подобные, те, которые воспитывают лидеров.

     Мы стали анализировать слово лидерство, какого лидера мы хотим видеть. Результатом стала теория воспитания лидера взаимодействия. Лидера, который видит тех, кто рядом с ним, умеет увидеть и раскрыть изюминку каждого и сказать: «Ты тоже можешь, как я, давай вместе!». Тогда успех будет гарантирован. И, согласно этой концепции, мы определили основные направления деятельности: это социальное проектирование, социальное взаимодействие и социальная инициатива. Это три кита, на которых мы держимся все эти восемь лет.

     – Раскройте, пожалуйста, суть этих направлений.

     – Социальное проектирование учит детей создавать проекты и реализовывать их, то есть воплощать свои идеи в жизнь. Социальное взаимодействие – это игровое взаимодействие, которое доказывает, что успех достигается командой. Здесь же ребята учатся взаимодействовать с окружающими: сверстниками, чиновниками, пожилыми людьми, с руководителями общественных организаций. Это необходимо, чтобы не повторить ошибки Всесоюзной пионерской организации, когда за детей все решали взрослые.

     Очень хорошо у нас развито еще одно направление – исследовательская деятельность по вопросам детского движения. Ребята в своих работах исследуют проблему и предлагают варианты решения. То есть ребенок пропускает ситуацию через себя. Отсюда высокие результаты: уже в течение нескольких лет наши ребята привозят из Москвы призовые места. Например, Гейгер Дарья, ныне студентка Санкт-Петербургского университета, награждена серебряным знаком «Национальное достояние России», Абашкина Алена, девятиклассница, со своей работой на «Национальном достоянии» заняла первое место, Наталья Решетникова и Лопатина Мария привезли из Москвы третье место.

     Ребенок чувствует себя хозяином своей организации, потому что он наравне с руководителем может решать ее проблемы.

     – Согласно вашей статистике, 9% подростков обладают высокой степенью социального интереса, 35% имеют низкую степень, а 56% подростков – устойчивую степень социального интереса. Как вы можете прокомментировать эти цифры?

     – Активность с каждым годом растет, и сегодня внутри объединения очень большой процент ребят с высокой степенью социальной активности. Хотя когда приходят новички, нельзя сказать, что все 100% – с высокой социальной активностью. Но мы и не добиваемся этого, потому что у каждого должна быть своя изюминка, и главное увидеть ее и понять, как конкретно с этим ребенком можно сотрудничать.

     – Что касается изюминок. Вы говорили, что человеку необходимо личностно развиваться, не нарушая при этом интересов других. Если посмотреть на современных подростков, среди них есть и «нарушители». Как развиваться им, и меняется ли число тех, кто «развивается» сегодня, сидя на лавочках во дворах?

     – Если посмотреть на ребят нашей организации, то это в основном люди с активной позицией. И им сидеть на скамейке и просто ничего не делать, честно говоря, некогда. А как быть с теми, кто сидит? Есть яркий пример. Когда мы с ребятами только начинали сборы, то разрабатывали основные концепции нашей организации в лагере «Созвездие Юниор». А по-соседству, в реабилитационном центре, была смена малолетних правонарушителей. Мы предложили нашим детям подготовить программу и пригласить их к себе в гости.

     Ребята взялись за это дело с интересом. Конечно, когда соседи пришли к нам, стена между одними подростками и другими не сразу разрушилась. Не каждый может подойти, протянуть руку и сказать: «Здравствуй, это я». Но когда гости уходили, стена была полностью разрушена. И наши дети поняли: «Ольга Петровна, они такие же, как мы! Просто этим ребятам на пути не встретился взрослый человек или другие дети, которые могли бы показать, что можно жить иначе».

     Так вот члены нашей общественной организации как раз показывают, что можно жить иначе. Они ездят в детские дома, и не только для того, чтобы передать вещи или игрушки, они ездят показать, как живем мы, и, если видят у ребят интерес к своей деятельности, предлагают присоединиться.

     Ребята нашей первичной организации «Дети Солнца» (школа № 92 Ленинского района) выбрали одно из сел Новосибирской области, приехали туда, один раз провели праздники, второй, и в результате общения в этом селе появилась детская общественная организация «Лучики», подразделение нашей «первички». И когда в этом году «Дети Солнца» участвовали в смотре активов детского самоуправления, «Лучики» были рядом с ними. Они вместе разработали социальный проект, подали его на один из конкурсов, и «Лучики» выиграли телевизор. А главное, что ребята из села приехали не просто посмотреть, а помочь как партнеры. Это же совсем другая роль!

     Дети становятся увереннее в себе. Мы предлагаем свои знания и умения, мы готовы проводить мастер-классы в селах даже не для того, чтобы они присоединялись к нашей организации, а для того, чтобы показать: мы это умеем, попробуйте, и у вас тоже получится.

     – Ольга Петровна, сегодня в «Созвездие Лидер» входит 21 первичная организация, а образовательных учреждений в городе – около пятисот. Нужно ли создавать подобные активы в каждом из них, вступать в «Созвездие», и насколько эта инициатива зависит от самих учреждений?

     – Мое мнение – в школе обязательно должна быть либо детская общественная организация, либо актив детского самоуправления. Причем это подтверждают и официальные документы: во-первых, Конвенция о правах ребенка, где четко написано, что он имеет право участвовать в выборных органах и руководить своей жизнью, во-вторых, Закон об образовании, где сказано, что в управлении школой должны принимать участие и педагоги, и родители, и дети. И я, конечно, рада, когда к нам приходит новая первичная организация: это новые друзья, общение, возможности…

     Вот уже в течение трех лет мы являемся организаторами городской программы «Лидер», в которую входит смотр активов детского самоуправления. Вместе с нашими общественными организациями в нем участвуют активы школьного самоуправления. В этом году члены экспертного совета смотра отметили, как выросли ребята.

     Потенциал есть, и организация должна быть в каждой школе. Но, как говорят, без капитана корабль не поплывет. Сегодня, к моему большому сожалению, капитанами остаются педагоги, взрослые люди. Может быть, в силу своих возрастных особенностей ребята иногда теряются и не могут справиться самостоятельно, но если рядом с ними есть педагог, который хорошо ориентируется в детском движении, знает все нормативные документы и правильно организует их деятельность, то этот актив детского самоуправления показывает хорошие результаты.

     Если же это проходит формально, по приказу сверху, то результаты нулевые. И тогда меня спрашивают: «Вы нам рассказываете как, но почему-то у вас получается, у нас нет». Да потому, что эта работа не терпит формализма. Ты полностью в ней живешь, ежеминутно о ней думаешь, пропускаешь через сердце.

     Иногда смотришь на руководителей детских общественных организаций, они все – молодые. Они отличаются от людей того же возраста. Потому что они – рядом с детьми. В этой работе ты выступаешь не наставником ребенка, а его партнером. И на детском координационном Совете, когда мы решаем вопросы, я имею также один голос, как и любой ребенок.

     – Ольга Петровна, «модной» темой сейчас стал патриотизм. Но, на мой взгляд, иногда происходит подмена понятий: ленточку георгиевскую повязываю, а место ветерану в транспорте не уступлю. Я бы назвала это псевдопатриотизмом. Что для вас патриотизм и как патриотическое воспитание построено в вашей организации?

     – Для меня патриотизм, в первую очередь, это – гражданственность. Я должен быть гражданином той малой Родины, в которой я живу. И сейчас мы воспитываем чувство долга, привязанность к месту, в котором живем. Даже если я уезжаю, я остаюсь благодарен Новосибирску за то, что я здесь вырос. Я люблю этот город.

     Довольно часто, прививая любовь к городу, ограничиваются лишь знаниями о нем. А ведь гражданином и патриотом становишься только тогда, когда действуешь как гражданин и патриот. То есть не когда-то я начну решать городские проблемы, а вот сейчас. И пусть мне только 12, 13 лет.

     Когда ребята едут после реализации своего проекта, у них чувства другие. И они не только место уступят, они по-другому смотрят на город. Ребенок лишний раз не бросит мусор, потому что знает, что кто-то другой пойдет этот мусор убирать, потому что он только сейчас на берегу сам убирал после отдыхающих. Он через себя это пропустил. То есть надо дать возможность ребенку уже сегодня быть патриотом и гражданином нашего города, только тогда изменится его отношение.

     – В конце мая состоялось открытие всероссийской детской общественной организации «Юность России». Ее создание объясняется тем, что существующие более чем 600 российских детских организаций исчерпали свой потенциал, поэтому их необходимо объединить. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы думаете, не станет ли «Юность России» инструментом социального воспитания, как в свое время пионерская организация, когда у ребенка нет выбора, он или пионер, или никто?

     – Во-первых, потенциал наших общественных организаций еще очень и очень большой. Во-вторых, я ничего страшного не вижу в пионерии, сама начинала карьеру с того, что много лет отработала старшей пионервожатой и на сегодняшний момент я на 100% утверждаю, что все самое хорошее, убрав минусы, мы взяли с той Всесоюзной пионерской организации. Но я думаю, что объединение всех детских общественных организаций на сегодняшний день создаст некоторую сложность, так как каждая имеет свое лицо, свою специфику.

     Объединить можно конечно все, но пойдет ли это на пользу? Сегодня мы гордимся тем, что у ребенка есть право выбора. Если я не в «Созвездии Лидер», то в «Союзе пионеров». Не в «Союзе пионеров», то в Новосибирской ассоциации детских организаций или Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития. А сотрудничать между собой общественные организации, несомненно, могут.

     – Как вы видите положение детских общественных организаций в современной России? Лучше стало, хуже за те же восемь лет? Финансирование идет все также по остаточному принципу, или уже как-то по-другому?

     – За восемь лет, конечно, прогресс есть. Действует Закон об общественных организациях. Закон о молодежной политике Новосибирской области дал право не только молодежным, но и детским общественным организациям принимать участие в грантовой политике.

     Гранты сегодня нас очень сильно выручают. Хоть наши руководители и смеются: «Опять подаем документы на гранты, ищем себе дополнительную работу», но, с другой стороны, это основной источник финансирования общественных организаций. Есть, конечно, финансирование и от наших партнеров, но грант – это твой проект, то детище, которое ты придумал и реализовал. И если оно интересно обществу, значит, тебе дают грант. Если нет, значит ты что-то не продумал.

     Кроме того, программы, которые утверждены в управлении по делам молодежи Новосибирской области, также помогают, дают возможность реализовывать инициативы и ребят, и руководителей.

     На сегодняшний момент, выкручиваясь, организации частично могут идти на самофинансирование, но это, конечно, очень тяжело. Хотелось бы больше доверия от администрации города, области, чтобы они поверили, что не только молодежные, а именно детские общественные организации – это тоже большой потенциал, и они могут взять на себя часть решения существующих проблем.

     Несмотря на это, прогресс очень большой, решение многих проблем переходит только к общественным организациям. Может и не такими темпами как хотелось бы, но ситуация меняется к лучшему. Заключаем договоры с Главным управлением образования, с департаментом образования, с управлением по делам молодежи НСО, существуем, живем, и жизнь идет вперед.

Наверх
Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

     Говорят, что у женщины все сердце… даже голова. Наверное, поэтому, если женщина берется за дело, она пропускает его через сердце, и это становится залогом успеха. А если она при этом еще и профессионал, то ее главное детище успешно вдвойне.

     Героиня нашей рубрики не раз делилась опытом своей работы, и тем не менее ее проект до сих пор остается хедлайнером детских общественных организаций. Ольга Петровна Еременко, председатель Городской молодежной, детской общественной организации Новосибирска «Созвездие Лидер», высказала «Интерактивному образованию» свою точку зрения на некоторые актуальные вопросы.

© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru