На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Организация деятельности детского самоуправления гимназии № 13

Александр Алексеевич Кузнецов,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска

     Дети, молодежь – важнейшая составляющая в структуре современного общества, обеспечивающая перспективы его развития и определяющая его будущее. Жизнеспособность каждой страны и темпы ее развития зависят от того, насколько гармонично сочетаются в обществе возможности и интересы разных поколений, насколько разумно используется ресурс подрастающего поколения.

     В сегодняшнем обществе проблема детей, подростков и молодежи имеет два главных аспекта:
     1. Что общество должно дать им?
     2. Что может дать молодежь сегодня обществу? (На что она способна?)

     Общение и деятельность в среде сверстников, в кругу детского подросткового, юношеского сообщества – одна из сфер самореализации подрастающего поколения. Подростковая (молодежная) субкультура рождает свою систему ценностей, определяет особый тип мышления, создает специфические модели поведения, не всегда понятные и поддерживаемые взрослыми. Внутри сообщества, которое может носить разновозрастный характер (например, в школе), возникают:
     – культура межличностных отношений и совместной деятельности;
     – гармонизация индивидуальных и коллективных интересов;
     – опыт самоуправления и демократических форм поведения;
     – опыт заботы и милосердия по отношению к другим людям;
     – потребность в апробации различных социальных ролей и позиций;
     - цивилизованные формы защиты своих прав и интересов.

     Стремление молодежи, подростков к объединению – это своеобразная форма самозащиты, возможность самореализовать себя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социальные черты и опыт. Мощным фактором социализации является воспитательная система, сформированная в учебном учреждении. Как система социальная, она подразумевает формирование уникальной общности – коллектива, связанного деятельностью и общением. Разноуровневые творческие объединения – структурно-функциональная основа развития коллектива, в котором учащиеся быстро переходят от репродуктивных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству.

     Важно, какова будет фигура педагога, наставника, имеющего право, силы и волю воспитывать молодежь. Позиция педагога должна строиться на основе идей гуманистической педагогики:
     – безоговорочное принятие ребенка, положительное отношение к нему;
     – уважение к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ученике;
     – осознание и признание права личности быть непохожей на других;
     – признание за ребенком свободы выбора;
     – оценка не личности, а ее деятельности и поступков;
     – способность к эмпатии, умение смотреть на проблему с позиций конкретного ребенка;
     – учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.

1. Теоретические основы деятельности детского самоуправления

     Кризис детских политических организаций, неудачные эксперименты с учкомами не погасили у детей объективно существующей потребности в общении, совместной деятельности, в совместных эмоциональных переживаниях. У педагогов также существует потребность в опоре на детский коллектив, так как он является весьма действенным и мощным инструментом воспитания.

     Поиски новых самоуправленческих структур в гимназии (тогда еще в школе № 79) были организованы с опорой на традиции школьного самоуправления, в основу которого были положены идеи А.С. Макаренко, И.П. Иванова, Э.А. Быкова. Воспитанник колонии им. Дзержинского, ученик А.С. Макаренко, фронтовик, Эдуард Александрович Быков более 25 лет возглавлял школу. Им был создан дружный коллектив единомышленников, основными принципами которого стали уважение к личности учащегося, доверие и требовательность, культ чести школы. Разработанная в те годы модель самоуправления действовала не только в рамках учебного заведения, но и школьном палаточном лагере «Бригантина».

     В разработке современной модели ученического самоуправления самое непосредственное участие принимали старшеклассники (ученики 10-11 классов), выступившие с инициативой создания новой системы школьного самоуправления.

     1.1. Общие положения

     В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» записано, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

     Компетенция – это общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению и воспитанию, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (С.Е. Шишов, И.Г. Агапов). Наличие компетенции является условием самореализации и интеграции личности в социум.

     Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы является идея развития компетенции обучающихся. Эта идея положена в основу модели выпускника гимназии № 13.

     Цели и задачи воспитания в гимназии заключаются в том, чтобы научить ребенка социальным умениям, владению общекультурной и гражданской компетентностью. Поэтому целями школьного самоуправления являются: утверждение демократического образа жизни; воспитание умения строить свои отношения с людьми на принципах равноправия и взаимоуважения; развитие способностей; участие в творческом преобразовании социальной действительности; утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к нарушениям дисциплины и антиобщественным проступкам.

     В общем виде под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо организованной системы, адекватно решающей свои внутренние проблемы и отдельные вопросы, включающей исполнителей в процесс выработки решений.

     Школьное самоуправление должно обладать следующими признаками:
     1. Системность, которая проявляется в совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
     2. Автономность, которая предполагает относительную независимость школьного самоуправления в постановке целей и задач деятельности детского коллектива, разработке основных направлений этой деятельности.
     3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности органов школьного самоуправления, детских объединений, творческих групп; установление между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т.д.
     4. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления образовательного учреждения, общественными организациями, органами государственного управления и местного самоуправления, клубами, спортивными секциями и т.д.
     5. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в планировании, организации, исполнении принятых решений. Самодеятельность предусматривает наличие определенных полномочий у органов школьного самоуправления, включенность непосредственных исполнителей в процесс разработки общешкольного плана, воспитательных программ и т.д.
     6. Целенаправленность, которая предполагает способность органов самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодежной политики; четкое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.

     7. Наличие органов самоуправления на каждом уровне: Совет класса, Совет параллели, Совет старшеклассников.      И здесь необходимо сказать о роли учителя, классного руководителя. Это должна быть творческая, яркая личность, способная увлечь, заинтересовать, организовать работу. Таких классных руководителей в нашей гимназии хватает. Это и Бобинова Светлана Вячеславовна, финалист городского конкурса «Классный руководитель года», и Борщева Лариса Николаевна, участник районного конкурса, ставшая со своим классом лауреатом театрального фестиваля. Это и победитель городского конкурса «Учитель года – 2002» Добролюбова Людмила Львовна.

     1.2. Органы школьного самоуправления

     Высшим органом детского коллектива является сбор детского актива. Этот сбор проводится в начале сентября и представляет собой комплекс коллективных творческих дел. В ходе сбора определяются ключевые дела на год, предлагаются к реализации новые идеи и направления деятельности. Исполнительным органом является Совет старшеклассников.

     Советом Старшеклассников руководит председатель Совета, который является представителем во взаимоотношениях с другими органами; руководит деятельностью Совета; ежегодно отчитывается перед сбором актива о своей деятельности; избирается общешкольным тайным голосованием.

     Совет старшеклассников состоит из Думы и Старостата.

     Дума представляет собой выборный орган, состоящий из председателя Совета старшеклассников, двух его заместителей, председателей комитетов и председателя старостата. Основными функциями Думы являются:
     – планирование и контроль;
     – организация деятельности комитетов.

     Старостат – выборный орган, состоящий из председателя и старост 5-11 классов. Основными функциями Старостата являются:
     – организация участия класса в общешкольных делах, акциях, фестивалях, праздниках и т.д.;
     – осуществление связи класса с Советом старшеклассников;
     – участие в законотворческой деятельности школы;
     – вынесение решений в пределах своей компетенции.

     Деятельность Совета старшеклассников регламентирована: 1) Уставом гимназии; 2) Положением о Совете старшеклассников; 3) Кодексом чести старшеклассника.

     1.3. Структура органов школьного самоуправления

     Данная структура разрабатывалась в течение ряда лет, но по-прежнему не является окончательным вариантом:

     Комитет по образованию (НОУ):
     – поиск путей повышения качества обучаемости через изучение мотивации учебной деятельности, комфортности, воспитанности;
     – организация научно-исследовательской деятельности, развитие творческих потенций учащихся через организацию секций, кружков, охватывающих все возрастные категории учащихся;
     – пропаганда и популяризация научных знаний;
     – организация системы познавательных игр («Золотой ключик», «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др.).

     Комитет культуры:
     – организация культурно-массовых мероприятий (праздники, фестивали, литературно-музыкальные салоны, дискотеки, посвящения, презентации и т.д.);
     – организация поисковой работы, связь со школьным музеем;
     – организация Клуба веселых и находчивых;
     – организация и проведение творческих конкурсов;
     – взаимодействие с ХЭШИ «Весна»;
     – помощь в организации культурной жизни классов.

     Комитет начальных классов:
     – организация и проведение праздников в начальной школе (посвящение в гимназисты, новогодние утренники, прощание с букварем и т.д.);
     – проведение уроков чтения (в рамках Всероссийского Дня чтения), внеклассных мероприятий;
     – реализация программы «Визит кота Леопольда» (изучение правил дорожного движения, новогодние праздники);
     – организация конкурсов, выставок, соревнований («Мастерская Деда Мороза», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.).

     Комитет физкультуры и спорта:
     – организация массовых спортивных праздников (легкоатлетическая эстафета, лыжный кросс и др.);
     – организация и проведение школьной олимпиады;
     – организация и проведение Бала олимпийцев;
     – пропаганда здорового образа жизни в школе и микрорайоне;
     – участие в районных, городских спортивных и военно-спортивных мероприятиях.

     Дисциплинарный комитет:
     – содействие уменьшению количества правонарушений в школе;
     – пропаганда правовых знаний в школе;
     – разрешение конфликтных ситуаций (ученик – ученик, ученик – учитель и др.);
     – оказание психологической помощи учащимся в кризисных ситуациях;
     – организация дежурства по школе.

     Финансовый комитет:
     – организация контроля и распределения денежных средств Совета, формируемых за счет организации сбора макулатуры;
     – организация экономических отношений в школе.

     Комитет средств массовой информации (Пресс-центр):
     – организация гласности в школе (выпуск общешкольных газет «Бригантина», «Тринашка», работа школьного радиоузла, оформление и обновление информационных стендов);
     – проведение конкурсов классных стенных газет, боевых листков;
     – своевременное освещение общешкольных дел, акций, десантов;
     – проведение социологических опросов;
     – содействие в оформлении рекреаций и кабинетов;
     – участие в районных, городских конкурсах, программах.

     Кстати, именно в недрах тогдашней, первой редакции газеты «Бригантина» зародилась идея данной структуры. Авторами ее являются тогдашние 10-классники Мельников Андрей и Кудинов Алексей. Теперь Алексей – корреспондент телестанции «Мир» и по совместительству главный редактор «Бригантины».

     1.4. Основные цели и задачи Совета старшеклассников

     Основными целями деятельности Совета являются:
     – влияние на формирование идеологической, образовательной, экономической и культурной политики гимназии;
     – участие в планировании основных направлений воспитательной системы гимназии, создании воспитательных программ;
     – обеспечение полной и эффективной реализации прав и интересов членов детского коллектива, а также их самостоятельности, инициативы и творческой деятельности.

     Основные задачи:
     – организация и осуществление деятельности системы школьного самоуправления;
     – законотворческая деятельность (Положение о самоуправлении, Кодекс чести старшеклассника и др.);
     – взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом (диагностика, прогнозирование, планирование);
     – взаимодействие с внешкольными детскими и молодежными организациями, клубами (РСМ, «Альтаир», «Юниор», «Алые паруса», комитеты по делам молодежи и др.);
     – организация и проведение общественно-значимых акций.

     1.5. Права и обязанности членов Совета старшеклассников

     Права:
     – вносить предложения по любому вопросу жизни и деятельности школы;
     – требовать обсуждения любого вопроса на общешкольном (классном, родительском и др.) собрании, если его поддерживает ? часть Совета;
     – на критику действий администрации, педагогов, учащихся, членов Совета старшеклассников;
     – вносить предложения по изменению и дополнению Положения о Совете старшеклассников.

     Обязанности:
     – проявлять активность, творческий подход и ответственное отношение к чужому мнению;
     – бороться с волокитой и авторитарными методами работы;
     – выполнять возложенные на него обязанности;
     – регулярно информировать избравших его людей о своей деятельности, выполнять их наказы.

     1.6. Взаимодействие с администрацией

     Взаимодействие с администрацией строится на взаимном уважении и сотрудничестве и направлено на общее благо.

     Вопросы, по которым администрация школы должна прислушиваться к мнению Совета старшеклассников:
     – при создании воспитательных программ;
     – при организации профильных классов;
     – при наложении взыскания на учащихся;
     – при решении финансовых вопросов, связанных с организацией и проведением «ключевых дел», общественно значимых акций;
     – при награждении активистов, победителей фестивалей, соревнований и др.

     Представители Совета могут приглашаться на педагогические советы, консилиумы, планерки при директоре и т.д.

     1.7. Выборы членов Совета старшеклассников

     Организация выборов в Совет старшеклассников осуществляется следующим образом:
     – путем выдвижения классным коллективом;
     – самовыдвижением.

     Утверждение кандидатур осуществляется на сборе актива гимназии.

     Выборы председателя Совета старшеклассников осуществляется путем тайного голосования среди учащихся 5-11 классов. Кандидат обязан представить свою программу деятельности на посту председателя Совета, имеет право вести предвыборную агитацию.

     Администрация школы и педагогический коллектив не вправе влиять на результаты выборов, но может вносить свои предложения и выражать мнение.

2. Основные механизмы реализации деятельности Совета старшеклассников

     2.1 Основные направления и формы организации деятельности Совета старшеклассников

     Социально значимая деятельность Совета старшеклассников осуществляется через:

     1. Формирование традиций гимназии:
     – организация и проведение традиционных праздников (День знаний, День учителя, Новый год и т.д.);
     – организация и проведение творческих конкурсов и спортивных программ (фестиваль «Я автор», легкоатлетическая эстафета и др.);
     – разработка ритуалов (посвящение в гимназисты, награждение победителей по итогам конкурсов и соревнований);
     – разработка символики (герб и логотип гимназии, эмблемы клубов);
     – организация совместных акций с выпускниками гимназии.

     2. Содействие организации эффективного учебного процесса в гимназии:
     – организация конкурса «Лучший класс»;
     – оказание помощи в проведении предметных недель, олимпиад, конкурсов «Кенгуру», «Русский медвежонок», научно-практической конференции;
     – организация и проведение творческих встреч с представителями вузов, писателями, известными людьми города.

     3. Гражданско-патриотическое воспитание:
     – проведение митингов, встреч с ветеранами войн, родителями погибших выпускников;
     – организация концертов в госпитале ветеранов войн № 3;
     – организация акций, направленных на укрепление дружбы между представителями разных национальностей (праздник «Я, ты, он, она – вместе целая страна»).

     4. Поддержка социальных инициатив гимназистов.

     5. Развитие художественного творчества (фестивали, конкурсы, дискотеки, КВН, агитбригады и т.д.).

     6. Информационное обеспечение деятельности Совета:
     – издание общешкольных газет «Бригантина» и «Тринашка»;
     – организация работы радиоузла;
     – создание медиа-центра;
     – организация конкурсов стенгазет, агитплакатов и т.д.

     7. Пропаганда и формирование здорового образа жизни учащихся:
     – проведение Дней здоровья;
     – проведение гимназической спартакиады;
     – организация и проведение «Веселых стартов», семейных спортивных праздников;
     – проведение антиникотиновых и антиалкогольных акций, бесед о здоровом образе жизни в младших классах.

     8. Формирование и обучение детского актива:
     – выявление учащихся, заинтересованных в общественной работе;
     – организация социологических опросов среди гимназистов;
     – организация работы школы лидеров (совместно с клубом «Алые паруса»).

     9. Участие в благоустройстве гимназии:
     – проведение субботников;
     – организация дежурства;
     – организация конкурсов социальных проектов.

     2.2. Традиции и новаторство в деятельности детского самоуправления гимназии № 13

     В своей деятельности Совет опирается на богатые гайдаровские традиции школы. Так, в год 65-летия школы был восстановлен музей истории, ставший центром патриотического воспитания обучающихся. Около Мемориальной стены, посвященной выпускникам школы, павшим на фронтах Великой Отечественной войны и в Чечне, ежегодно, начиная с 1970 года, проводится митинг, посвященный Дню Победы.

     Традиционен осенний легкоатлетический кросс и день самоуправления, военно-спортивная эстафета и митинг, посвященный Дню Победы. Учащиеся 1-11 классов, их родители и жители жилого массива в рамках акции «Сохраним зеленого друга» два раза в год собирают макулатуру. На вырученные деньги проводится праздник окончания учебного года, на котором каждый ребенок получает подарок.

     Рождаются и утверждаются в школьной жизни новые традиционные дела – фестиваль «Я – автор», поэтический клуб «Тринадцатая муза». Клуб интеллектуальных игр объединяет ребят со 2 по 11 класс. В гимназии организован цикл игр в рамках городской программы «Золотой ключик», наши дети – участники районных, городских, региональных и Всероссийских турниров.

     Хранителем школьных традиций является музей истории школы, которым бессменно руководит Тарновская Татьяна Константиновна.

     Результатом многолетнего сотрудничества с ТОС «Русь» стали традиционные праздники двора и спортивные состязания на территории микрорайона, концерты в клубе ТОС, субботники по благоустройству. Совет старшеклассников явился инициатором концертов в госпитале ветеранов войн № 3, праздничных вечеров для призывников микрорайона.

     С целью создания детского сообщества в районе успешно развивается сотрудничество с районным клубом «Алые паруса», «отцами основателями» которого по сути стали учащиеся 9-11 классов гимназии. Совместно с активистами из других школ и студентами НГИ проводятся школы ученического актива, вечера бардовской песни, акция «Письмо другу».

     Сравнительно недавно у нас установились прочные связи с Российским Союзом Молодежи.

Заключение

     Если школа хочет быть гуманной и демократичной, то без серьезного подхода к организации детского самоуправления не обойтись. Необходимо ответственно и вдумчиво подходить к решению данной проблемы, чтобы самостоятельность не превратилась в произвол, чтобы детское самоуправление стало неотъемлемой частью и потребностью школьной жизни, а не очередным проектом взрослых, навязанным детям.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru