На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Из опыта работы историко-краеведческого музея МОУ СОШ № 5 г. Искитима

Ольга Григорьевна Сенчило,
учитель высшей квалификационной категории,
руководитель музея МОУ СОШ № 5 г. Искитима

     Массовая образовательная работа музеев направлена на формирование общественно активной личности, углубление информированности, образованности, нравственности и эстетическое воспитание. Музеи образовательных учреждений работают над решением данных задач, используя разные формы работы. Это и «хорошо забытые старые», и новые, соответствующие времени – информационно-технологические, проектно-исследовательские и т.д.

     В историко-краеведческом музее МОУ СОШ № 5 г. Искитима, также как и в любом другом музее, проводятся экскурсии. В роли экскурсоводов выступают дети. Для их подготовки с 2004 года в г. Искитиме проводятся летние профильные смены: сначала это были 9 семиклассников из 5-ой школы, затем уже 30 человек из школ № 2, 5, 11 г. Искитима, а сейчас летние и зимние профильные смены проводятся во всех музеях образовательных учреждений г. Искитима. Эти профильные смены – совместная программа школьных музеев Искитимского историко-художественного музея, они ориентированы на приобретение учащимися знаний по основам музейного дела.

     В нашем музее расширение знаний учащихся, формирование навыков музейной работы ведется через систему музейных кружков:
     – «Поиск» – поисковая работа по истории школы под руководством Р.П. Бубновой;
     – «Под интегралом» – работа с экскурсоводами и радиожурналистами школьного музея – руководитель Г.И. Бычкова;
     – «Юные краеведы» – лекторские группы – руководитель Замиралова Л.В.;
     – О.Г. Сенчило работает с «хранителями музейных экспонатов» и возглавляет историко-краеведческую секцию музея.

     Привлечение к работе музейных кружков разных учителей имеет положительный эффект, расширяет охват учащихся музейной работой. Основная форма работы любого музея, в том числе и образовательного учреждения – экскурсия. В чем же здесь новизна? Каждая экскурсия состоит из трёх частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы. Привлечение технических средств, в том числе мультимедийного проектора, фонозаписей, документального кино – делает экскурсию интересной для современных детей.

     Музейные уроки в школе – это основной вид закрепления пройденного на уроках общественных дисциплин, уроках по предмету «Окружающий мир». Преподаватели школы дают учащимся индивидуальные письменные задания по материалам школьного музея, например: «Создание мультимедийной презентации «Достопримечательности г. Искитима» на английском языке». Учащиеся 10 класса, например, для выполнения этого задания работают с фотографиями, буклетами и другими научно-вспомогательными материалами школьного музея.

     Каждый из музейных кружков 1 раз в учебный год проводит тематический вечер. Например: январь – «Рождественские посиделки», февраль – «Отчизны верные сыны» и т.д.

     В музее нашей школы ещё есть музейный уголок. Что это такое? Дело в том, что во второй половине 20 века в музеях были музейные кабинеты, где посетители могли все потрогать, позаниматься с историческими источниками. В нашей школе, в музейном уголке есть технические средства обучения, которые использовали в школе, музыкальные предметы, альбомы по истории. Всё это можно потрогать, полистать, привести в действие. Дети удивляются, что первый в истории СССР калькулятор все еще считает без ошибок, а катушечный магнитофон работает. Сейчас, когда есть музейное оборудование, коллекционеры г. Искитима предлагают детям посмотреть свои коллекции. Например, к Международному дню музеев Бабичева Л.Л. выставляет в нашем музее коллекцию игрушек из глины и керамических изделий из обихода сибирских крестьян. Сохранили и обновили мы Дни профессий в музее. Например, в международный день поэзии в школьном музее проводится день поэтов и писателей г. Искитима. В программе – встречи с творческими людьми; «заочное знакомство» с творчеством поэтов с использованием заранее отснятых на видео встреч; просмотр мультимедийных презентаций, презентаций исследовательских работ, например, на тему «Культурный ландшафт г. Искитима». Практикуются и передвижные выставки – в другой кабинет, для проведения урока или мероприятия.

     В планах на будущее – использование, возрождение таких незаслуженно забытых форм работы музея, как музейные олимпиады и музейные конкурсы в масштабах города.

     Результаты этой работы музей средней школы № 5 г. Искитима обобщает в виде разнообразных проектов. Финансирование этих проектов происходит благодаря неоднократным победам музея в конкурсах социальных проектов г. Искитима. За последние 2 года музей выиграл 3 гранта на общую сумму – 41 000 рублей. Эти средства были использованы при издании литературно-исторического сборника «Память огненных лет» об искитимцах – участниках Великой Отечественной войны, при издании альманаха «Ими гордится земля искитимская» о земляках, имеющих звание «заслуженный». К 290-летию города актив школьного музея создал мультимедийную хрестоматию «Искитим юбилейный» с разделами о природе, населении, экономике города, его истории, культурных и спортивных традициях, работе ветеранских организаций города. Социальная значимость этих проектов несомненна, а созданы они детьми под руководством школьного музея. Творческая работа расширила рамки работы музея: сейчас мы работаем вместе с городской библиотекой, архивом и т.д.

     В целом, массовая работа музея средней школы № 5 г. Искитима содействует решению воспитательных и образовательных программ, организует культурный досуг учащихся, организует их свободное время.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru