Из опыта работы историко-краеведческого музея МОУ СОШ № 5 г. Искитима
|
Ольга Григорьевна Сенчило,
учитель высшей квалификационной категории,
руководитель музея МОУ СОШ № 5 г. Искитима
|
Массовая образовательная работа музеев направлена на формирование общественно активной личности, углубление информированности, образованности, нравственности и эстетическое воспитание. Музеи образовательных учреждений работают над решением данных задач, используя разные формы работы. Это и «хорошо забытые старые», и новые, соответствующие времени – информационно-технологические, проектно-исследовательские и т.д.
В историко-краеведческом музее МОУ СОШ № 5 г. Искитима, также как и в любом другом музее, проводятся экскурсии. В роли экскурсоводов выступают дети. Для их подготовки с 2004 года в г. Искитиме проводятся летние профильные смены: сначала это были 9 семиклассников из 5-ой школы, затем уже 30 человек из школ № 2, 5, 11 г. Искитима, а сейчас летние и зимние профильные смены проводятся во всех музеях образовательных учреждений г. Искитима. Эти профильные смены – совместная программа школьных музеев Искитимского историко-художественного музея, они ориентированы на приобретение учащимися знаний по основам музейного дела.
В нашем музее расширение знаний учащихся, формирование навыков музейной работы ведется через систему музейных кружков:
– «Поиск» – поисковая работа по истории школы под руководством Р.П. Бубновой;
– «Под интегралом» – работа с экскурсоводами и радиожурналистами школьного музея – руководитель Г.И. Бычкова;
– «Юные краеведы» – лекторские группы – руководитель Замиралова Л.В.;
– О.Г. Сенчило работает с «хранителями музейных экспонатов» и возглавляет историко-краеведческую секцию музея.
Привлечение к работе музейных кружков разных учителей имеет положительный эффект, расширяет охват учащихся музейной работой. Основная форма работы любого музея, в том числе и образовательного учреждения – экскурсия. В чем же здесь новизна? Каждая экскурсия состоит из трёх частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы. Привлечение технических средств, в том числе мультимедийного проектора, фонозаписей, документального кино – делает экскурсию интересной для современных детей.
Музейные уроки в школе – это основной вид закрепления пройденного на уроках общественных дисциплин, уроках по предмету «Окружающий мир». Преподаватели школы дают учащимся индивидуальные письменные задания по материалам школьного музея, например: «Создание мультимедийной презентации «Достопримечательности г. Искитима» на английском языке». Учащиеся 10 класса, например, для выполнения этого задания работают с фотографиями, буклетами и другими научно-вспомогательными материалами школьного музея.
Каждый из музейных кружков 1 раз в учебный год проводит тематический вечер. Например: январь – «Рождественские посиделки», февраль – «Отчизны верные сыны» и т.д.
В музее нашей школы ещё есть музейный уголок. Что это такое? Дело в том, что во второй половине 20 века в музеях были музейные кабинеты, где посетители могли все потрогать, позаниматься с историческими источниками. В нашей школе, в музейном уголке есть технические средства обучения, которые использовали в школе, музыкальные предметы, альбомы по истории. Всё это можно потрогать, полистать, привести в действие. Дети удивляются, что первый в истории СССР калькулятор все еще считает без ошибок, а катушечный магнитофон работает. Сейчас, когда есть музейное оборудование, коллекционеры г. Искитима предлагают детям посмотреть свои коллекции. Например, к Международному дню музеев Бабичева Л.Л. выставляет в нашем музее коллекцию игрушек из глины и керамических изделий из обихода сибирских крестьян. Сохранили и обновили мы Дни профессий в музее. Например, в международный день поэзии в школьном музее проводится день поэтов и писателей г. Искитима. В программе – встречи с творческими людьми; «заочное знакомство» с творчеством поэтов с использованием заранее отснятых на видео встреч; просмотр мультимедийных презентаций, презентаций исследовательских работ, например, на тему «Культурный ландшафт г. Искитима». Практикуются и передвижные выставки – в другой кабинет, для проведения урока или мероприятия.
В планах на будущее – использование, возрождение таких незаслуженно забытых форм работы музея, как музейные олимпиады и музейные конкурсы в масштабах города.
Результаты этой работы музей средней школы № 5 г. Искитима обобщает в виде разнообразных проектов. Финансирование этих проектов происходит благодаря неоднократным победам музея в конкурсах социальных проектов г. Искитима. За последние 2 года музей выиграл 3 гранта на общую сумму – 41 000 рублей. Эти средства были использованы при издании литературно-исторического сборника «Память огненных лет» об искитимцах – участниках Великой Отечественной войны, при издании альманаха «Ими гордится земля искитимская» о земляках, имеющих звание «заслуженный». К 290-летию города актив школьного музея создал мультимедийную хрестоматию «Искитим юбилейный» с разделами о природе, населении, экономике города, его истории, культурных и спортивных традициях, работе ветеранских организаций города. Социальная значимость этих проектов несомненна, а созданы они детьми под руководством школьного музея. Творческая работа расширила рамки работы музея: сейчас мы работаем вместе с городской библиотекой, архивом и т.д.
В целом, массовая работа музея средней школы № 5 г. Искитима содействует решению воспитательных и образовательных программ, организует культурный досуг учащихся, организует их свободное время.
|