На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2019
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
Музейный компас
МОУ СОШ № 134 – школа гражданского становления и социального партнерства

Автор: Ольга Александровна Великанова

Недавно к многочисленным дипломам городской экспериментальной площадки МОУ СОШ № 134 добавился еще один. На этот раз это Диплом Сибирской ярмарки. Отталкиваясь от своего приоритетного направления «Школа гражданского становления и социального партнерства», коллектив педагогов совместно со школьным музеем разработал электронное пособие «Мы партнеры. Профессиональная ориентация молодежи». Это пособие и было с успехом представлено 5 марта 2008 года на Сибирской ярмарке. [Читать полностью...]
О музеях, и не только…

Автор: Галина Игнатьевна Вишнякова

Ни для кого не секрет, что в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является патриотическое и гражданское воспитание, духовно-нравственное здоровье граждан Российской Федерации. Одним из учреждений, способных оказывать колоссальное эмоциональное, эстетическое, воспитательное воздействие на человека, является музей.

Мне, получившей образование в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), музеи не в новинку. Наши вузовские преподаватели были не только высококлассными специалистами в своем деле, но и людьми высококультурными и всесторонне образованными. В какие только музеи они нас не водили: Эрмитаж, Русский музей, музеи Петродворца, Пушкина, Павловска, Гатчины, Зоологический и Военно-морской, Музей Военно-медицинской Академии и т.д. Но то, что я увидела в музее Сибирского таможенного управления, поразило меня. [Читать полностью...]
Организация работы музея истории гимназии № 13 на основе самоуправления

Автор: Татьяна Константиновна Тарновская

Школьный музей – одна из форм работы по развитию творческой и общественной активности обучающихся, воспитанию гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры. Патриотическое воспитание имеет исторические корни. Идея создания музея зародилась давно…

Необыкновенно талантливые люди, яркие личности способствовали становлению школы, сбережению ею своего лица. Это Быков Эдуард Александрович (бывший директор школы), Некрасова Светлана Артемьевна (учитель русского языка и литературы) и многие, многие другие. [Читать полностью...]
Из опыта работы историко-краеведческого музея МОУ СОШ № 5 г. Искитима

Автор: Ольга Григорьевна Сенчило

В историко-краеведческом музее МОУ СОШ № 5 г. Искитима, также как и в любом другом музее, проводятся экскурсии. В роли экскурсоводов выступают дети. Для их подготовки с 2004 года в г. Искитиме проводятся летние профильные смены: сначала это были 9 семиклассников из 5-ой школы, затем уже 30 человек из школ № 2, 5, 11 г. Искитима, а сейчас летние и зимние профильные смены проводятся во всех музеях образовательных учреждений г. Искитима. Эти профильные смены – совместная программа школьных музеев Искитимского историко-художественного музея, они ориентированы на приобретение учащимися знаний по основам музейного дела. [Читать полностью...]
Ведущая рубрики – Елена Валерьевна Тараненко,
директор музея истории таможенной службы
Сибири Сибирского таможенного управления,
куратор музейно-выставочной деятельности
в таможенных органах Сибирского федерального округа,
методист музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО

К вопросу о социализации учащихся в условиях музея образовательного учреждения

     Проблема отношения подрастающего поколения к национальной истории и культуре, отсутствия у них интереса к историческому прошлому своей семьи, города, государства приобрела в настоящее время характер государственной важности. Подтверждением этому является тот факт, что, определяя новую идеологию и формулируя государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, государство в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет как одну из основных задач – сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России. Сейчас много говорится о воспитании культуры, но зачастую имеются в виду её внешние проявления, и недостаточно внимания обращается на следующее:

     1. Необходимым фактором при формировании духовной культуры, системы нравственных ценностей является формирование исторического сознания, и в частности исторической памяти. В понятие «историческое сознание» современные учёные включают:
     – представление о движении времени, осознание себя продолжателем дела предков и предком своих потомков (индивидуальное сознание);
     – историческую память, память рода, нации;
     – осознание изменчивости человеческих идеалов и неизменности основных черт национального характера, понимание менталитета народов и сословий в разное время; исследование социальной психологии прошлых лет (исторической психологии);
     – оценку исторических явлений, как с точки зрения сегодняшнего дня, так и с позиции прошлого, когда эти явления имели место;
     – идею необходимости документирования исторического процесса явлений природы и общества;
     – понимание историко-культурного контекста музейного предмета;
     – ощущение сегодняшнего дня как части истории, невозможности жить лишь сиюминутными нуждами.

     2. Редко учитывается, что целенаправленное развитие и духовно-ценностная ориентация человека происходит в процессе его социализации, когда происходит социальное воспитание и обмен социальным опытом. Условия успешной социализации и социального воспитания создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых, индивидуальных субъектов в трёх взаимосвязанных, но относительно автономных друг от друга сферах: образовании, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Причём образование включает в себя не только систематическое обучение, но также и просвещение, пропаганду и распространение культуры, стимулирование самообразования.

     Процесс социального воспитания – это включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, превращение внешних знаний во внутреннее достояние человека, вследствие чего происходит преобразование внутренних структур психики человека с дальнейшим их преобразованием в определённое внешнее поведение (действие, высказывание и т.д.) В основе социального воспитания лежат принципы:
     – природосообразности – т.е. воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития человека на каждом возрастном этапе с учётом его индивидуальных особенностей;
     – культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих друг другу.

     В соответствии с этим перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры: бытовой, материальной, духовной, интеллектуальной, нравственной и т.д.; культурам этноса, общества, мира в целом.

     По сути дела именно эти два момента – формирование исторического сознания и создание условий для успешной социализации – положены во главу угла деятельности любого музея образовательного учреждения. Так как с одной стороны, целями или задачами работы школьного музея является формирование составляющих исторического сознания. С другой стороны, при реализации целей и задач через различные формы и с использованием разных методов и приемов происходит активная социализация участников и их социальное воспитание, а для учащихся старших классов осуществляется ещё и предпрофильная подготовка. Но прежде всего социализация учащихся происходит в процессе осуществления музейного самоуправления, когда один ученик или группа учащихся отвечают за тот или иной сектор работы музея.

© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru