 |
Борис Аркадьевич Дейч,
кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем
Института молодежной политики и социальной работы НГПУ
|
Дополнительное образование детей: понятие, функции, специфика
В 2008 году педагогическая общественность отмечает девяностолетие дополнительного образования детей в нашей стране. Официальную дату появления дополнительного образования (внешкольной работы) связывают с возникновением первого государственного внешкольного учреждения – станции юных любителей природы, переименованной впоследствии в Биологическую станцию юных натуралистов. Однако в реальности организация внешкольной работы с детьми имеет более длительную историю. Тем не менее, сам термин «дополнительное образование» стал употребляться с начала девяностых годов прошлого столетия, так как реформирование основ организации внешкольной работы с детьми началось в России с 1992 года как одно из следствий тех достаточно глобальных изменений в нашем обществе, которые происходили в тот период. Разумеется, что система образования не могла не отреагировать на социально-экономические и социокультурные перемены, на изменение социального заказа российского общества, связанного с воспитанием подрастающего поколения. Однако система общего образования детей традиционно достаточно консервативна. Различные реформирования в ней обычно осуществляются длительное время. Это связано с необходимостью изменения Государственных стандартов, переподготовкой учителей и изданием новых учебников. Более гибкой является система дополнительного образования детей, которая до 1992 года была более знакома многим под названием «внешкольная работа». А еще раньше использовали термин «внешкольное образование», обозначая им просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. 1
Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении более пятнадцати лет, сегодня можно увидеть различное отношение, как к самому термину, так и к содержанию деятельности по дополнительному образованию детей. Ряд авторов считает, что в 1992 году произошла формальная смена табличек, связанная с уходом из ряда внешкольных учреждений пионерской организации. А в основе дополнительного образования по-прежнему находится традиционная кружковая работа с детьми. Другие считают, что дополнительное образование, исходя из его названия, должно дополнять образование общее. Между тем, нельзя не отметить, что за последнее десятилетие был осуществлен реальный переход от внешкольной работы к дополнительному образованию, и в настоящее время можно говорить о существовании системы дополнительного образования в нашей стране. Эта система на 1 января 2004 года включала в себя более 18 000 учреждений различной ведомственной принадлежности. В том числе: 8,9 тысяч учреждений системы образования, 5,8 тысяч – культуры, 1,1 тысячи – спорта, более 2-x тысяч – общественные организации. В этих учреждениях работает около 270 000 педагогических работников.2
Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.3
Безусловно, система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Эти блоки, безусловно, присутствовали и в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако если в тот период акцент делался на культурно-досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования. И сегодня существует немало примеров такого взаимодействия, приводящего к ярким позитивным результатам.
Первое определение дополнительного образования было предложено в законе «Об образовании». Однако приведенное в законе понятие не разделяет дополнительное образование детей и взрослых и более ориентировано на последних. В 1998 году в законопроекте «О дополнительном образовании» рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Согласно этому законопроекту, дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».4
В этом же законопроекте определяется, что дополнительное образование – это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Но ведь известно, что воспитание, развитие и обучение являются звеньями триединой задачи, которую выполняет школа – учреждение, относящееся к системе основного образования. Получается, что правы те, кто утверждает, что дополнительное образование – это некий придаток образования основного. Это не совсем так. Достаточно четко демаркационную линию между этими видами образования проводят авторы учебного пособия «Дополнительное образование детей» Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и Н.Н. Михайлова. И в то же время они показывают необходимость интеграции этих двух направлений педагогического процесса. Изучая образование как целостную систему, которая обеспечивает взаимосвязь субъектов и объектов образовательной деятельности, непрерывность процесса образования, они, вслед за О.С. Газманом, считают, что данная система предполагает две цели – социализацию (то есть естественный процесс становления индивида, личности в обществе) и индивидуализацию (то есть процесс организации и самоорганизации своей жизни в обществе индивидом). Для успешной реализации каждой из них необходимо, с одной стороны, иметь две автономные по целям, задачам и педагогической деятельности сферы. А с другой стороны – интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство, которое создает необходимые условия для целостного образования ребенка. Этими двумя автономными сферами, по мнению авторов, являются основное и дополнительное образование, каждое из которых направлено на решение своих целей и задач, но в совокупности этих сфер и лежит смысл образования.
Далее в этом учебном пособии высказывается мысль о том, что в сфере основного образования дополнительное образование выступает как универсальный способ трансляции исторического опыта, общий механизм социального наследования. И здесь главным процессом является трансляция исторического опыта, а главными видами деятельности – обучение и воспитание как процесс социализации ребенка. В сфере дополнительного образования образование выступает как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, фундаментальных способностей человека, способного к самообразованию, а тем самым – к саморазвитию. Здесь главным процессом является развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности, а главной деятельностью выступает педагогическая поддержка. По мнению исследователей, основное и дополнительное образование, безусловно, имеют определенную специфику, как в целевых ориентирах, так и в содержании и способах организации деятельности. Но оба эти вида образования рассматриваются как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность. «Общее образование» в данном случае не является синонимом термина «основное образование». Это более широкое понятие, включающее в себя и основное (школьное), и дополнительное образование. Для последнего Е.Б. Евладова и ее коллеги предлагают следующее определение: «Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию».5
Как уже говорилось выше, О.С. Газман рассматривает образование как гармонию двух сущностно различных процессов: социализации и индивидуализации личности. Сегодня многие ученые и практики продолжают развивать его идеи, ориентированные на свободу ребенка и педагогическую поддержку его в образовании. Будучи, по сути, родоначальником нового направления – педагогики свободы – он и определение дополнительного образования связывает с основными идеями этого направления. О.С. Газман под дополнительным образованием понимает «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса». При этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности».6
О.Е. Лебедев также исходит из того, что основное и дополнительное образования детей являются взаимодействующими, взаимовлияющими составными частями общего образования. При этом дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.7
А.К. Бруднов, который с 1985 года возглавлял Управление внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, а затем Управление воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ, и многое сделал не только для сохранения, но и для развития системы дополнительного образования в девяностые годы ХХ века, считал, что основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.8 Говоря о педагогическом потенциале этой сферы образования, А.К. Бруднов выделяет следующие его составляющие:
– дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности;
– существуют многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка;
– путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству;
– на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;
– дополнительное образование сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Интересный подход к дополнительному образованию представлен в работе психолога А.Г. Асмолова: «Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь – когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования – монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь – через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль дополнительного образования».9
В.П. Голованов считает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это – личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.10 К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.
М.Б. Коваль, анализируя деятельность учреждений дополнительного образования, выделила следующие специфические условия их деятельности, оказывающие влияние на формирование особенностей педагогического взаимодействия:
– добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе;
– дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
– возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка;
– общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи;
– разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми;
– творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.11
С предыдущими авторами во многом согласны Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и Н.Н. Михайлова. По их мнению, дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Причем, здесь речь идет не только о возможности выбора направлений деятельности, темпов освоения программы и видов представления ребенком своего труда, но и о выборе мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования. Эта мотивация может быть связана как с познавательными и образовательными целями, так и с личностными отношениями и коммуникационными потребностями детей.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность ребенку определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Основное образование не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку, так как оно является предметно-ориентированным и должно обеспечить последовательность и системность в усвоении знаний школьников, в усвоении предметов, включенных в обязательную программу обучения.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, пристрастия, увлечения. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает ребенку чувство свободы, которое впоследствии начинает осознаваться как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Однако важно иметь в виду, что свобода самоопределения и самореализации обязательно связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.
4. Единство обучения, воспитания, развития. В практике основного образования чаще всего эти процессы происходят параллельно, причем при доминирующей роли образования. В дополнительном образовании исторически сохраняется и поддерживается его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. В этой системе образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Оно дает возможность ребенку ознакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в жизни. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.12
Анализ литературы и многолетнее практическое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования позволяют автору статьи предложить свой вариант определения дополнительного образования детей. На мой взгляд, дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
Таким образом, можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «дополнительное образование». На мой взгляд, приведенные выше определения не только не противоречат друг другу, но и во многом схожи. А некоторые отличия связаны с акцентированием внимания авторов на определенных аспектах этого вида педагогической деятельности.
Об актуальности дополнительного образования и необходимости тесного взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня говорится достаточно много. Приведу еще несколько примеров.
В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения десятиклассницы. В нем девушка, уже почти получившая общее среднее образование, поднимает проблему практической результативности этого образования. Она пишет: «Да, я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться». И так же многие из ее одноклассниц. Причем, все они имеют только положительные оценки. Понятно, что нельзя по одному случаю судить о системе образования в целом. Но задуматься это заставляет. Многие из студентов, которым на занятиях приводился этот пример, с ним соглашались и подтверждали подобную результативность основного образования, по крайней мере, в практико-деятельностной сфере. Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие. Известно, что в 1958 году, после запуска первого советского спутника в космос, американский журнал «Лайф» провел исследование, сравнив двух мальчиков – Алешу Луспекаева из Москвы и его американского сверстника. Данные настолько поразили американцев, что они открыли специальную программу по изучению советской системы образования. Дело в том, что московский подросток опережал в развитии своего американского ровесника на два года. Такое развитие, по мнению исследователей, юный москвич получил еще и потому, что помимо школы посещал кружки во внешкольных учреждениях.
Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.
Список использованной литературы
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.11.
2. О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей.// Официальные документы в образовании. – 2005. - №7. – С.43.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С.3.
4. Выдержки из проекта Федерального Закона «О дополнительном образовании»// Внешкольник. – 1998. – № 5. – С. 2.
5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002. – С.47.
6. Газман О.С. Игра как системная потребность детства.//Философия и педагогика каникул. – М., 1998. – С. 23.
7. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000.- С.37.
8. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию //Внешкольник. – 1996. – № 31. –С.2.
9. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. – 1997. – №9. – С.7.
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.52.
11. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993.-С. 36.
12. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С.39-43.
Наверх |