На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 24 февраля 2019
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого
Мнение ученого
Борис Аркадьевич Дейч,
кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем
Института молодежной политики и социальной работы НГПУ

Дополнительное образование детей: понятие, функции, специфика

     В 2008 году педагогическая общественность отмечает девяностолетие дополнительного образования детей в нашей стране. Официальную дату появления дополнительного образования (внешкольной работы) связывают с возникновением первого государственного внешкольного учреждения – станции юных любителей природы, переименованной впоследствии в Биологическую станцию юных натуралистов. Однако в реальности организация внешкольной работы с детьми имеет более длительную историю. Тем не менее, сам термин «дополнительное образование» стал употребляться с начала девяностых годов прошлого столетия, так как реформирование основ организации внешкольной работы с детьми началось в России с 1992 года как одно из следствий тех достаточно глобальных изменений в нашем обществе, которые происходили в тот период. Разумеется, что система образования не могла не отреагировать на социально-экономические и социокультурные перемены, на изменение социального заказа российского общества, связанного с воспитанием подрастающего поколения. Однако система общего образования детей традиционно достаточно консервативна. Различные реформирования в ней обычно осуществляются длительное время. Это связано с необходимостью изменения Государственных стандартов, переподготовкой учителей и изданием новых учебников. Более гибкой является система дополнительного образования детей, которая до 1992 года была более знакома многим под названием «внешкольная работа». А еще раньше использовали термин «внешкольное образование», обозначая им просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. 1

     Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении более пятнадцати лет, сегодня можно увидеть различное отношение, как к самому термину, так и к содержанию деятельности по дополнительному образованию детей. Ряд авторов считает, что в 1992 году произошла формальная смена табличек, связанная с уходом из ряда внешкольных учреждений пионерской организации. А в основе дополнительного образования по-прежнему находится традиционная кружковая работа с детьми. Другие считают, что дополнительное образование, исходя из его названия, должно дополнять образование общее. Между тем, нельзя не отметить, что за последнее десятилетие был осуществлен реальный переход от внешкольной работы к дополнительному образованию, и в настоящее время можно говорить о существовании системы дополнительного образования в нашей стране. Эта система на 1 января 2004 года включала в себя более 18 000 учреждений различной ведомственной принадлежности. В том числе: 8,9 тысяч учреждений системы образования, 5,8 тысяч – культуры, 1,1 тысячи – спорта, более 2-x тысяч – общественные организации. В этих учреждениях работает около 270 000 педагогических работников.2

     Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.3

     Безусловно, система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Эти блоки, безусловно, присутствовали и в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако если в тот период акцент делался на культурно-досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования. И сегодня существует немало примеров такого взаимодействия, приводящего к ярким позитивным результатам.

     Первое определение дополнительного образования было предложено в законе «Об образовании». Однако приведенное в законе понятие не разделяет дополнительное образование детей и взрослых и более ориентировано на последних. В 1998 году в законопроекте «О дополнительном образовании» рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Согласно этому законопроекту, дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».4

     В этом же законопроекте определяется, что дополнительное образование – это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Но ведь известно, что воспитание, развитие и обучение являются звеньями триединой задачи, которую выполняет школа – учреждение, относящееся к системе основного образования. Получается, что правы те, кто утверждает, что дополнительное образование – это некий придаток образования основного. Это не совсем так. Достаточно четко демаркационную линию между этими видами образования проводят авторы учебного пособия «Дополнительное образование детей» Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и Н.Н. Михайлова. И в то же время они показывают необходимость интеграции этих двух направлений педагогического процесса. Изучая образование как целостную систему, которая обеспечивает взаимосвязь субъектов и объектов образовательной деятельности, непрерывность процесса образования, они, вслед за О.С. Газманом, считают, что данная система предполагает две цели – социализацию (то есть естественный процесс становления индивида, личности в обществе) и индивидуализацию (то есть процесс организации и самоорганизации своей жизни в обществе индивидом). Для успешной реализации каждой из них необходимо, с одной стороны, иметь две автономные по целям, задачам и педагогической деятельности сферы. А с другой стороны – интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство, которое создает необходимые условия для целостного образования ребенка. Этими двумя автономными сферами, по мнению авторов, являются основное и дополнительное образование, каждое из которых направлено на решение своих целей и задач, но в совокупности этих сфер и лежит смысл образования.

     Далее в этом учебном пособии высказывается мысль о том, что в сфере основного образования дополнительное образование выступает как универсальный способ трансляции исторического опыта, общий механизм социального наследования. И здесь главным процессом является трансляция исторического опыта, а главными видами деятельности – обучение и воспитание как процесс социализации ребенка. В сфере дополнительного образования образование выступает как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, фундаментальных способностей человека, способного к самообразованию, а тем самым – к саморазвитию. Здесь главным процессом является развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности, а главной деятельностью выступает педагогическая поддержка. По мнению исследователей, основное и дополнительное образование, безусловно, имеют определенную специфику, как в целевых ориентирах, так и в содержании и способах организации деятельности. Но оба эти вида образования рассматриваются как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность. «Общее образование» в данном случае не является синонимом термина «основное образование». Это более широкое понятие, включающее в себя и основное (школьное), и дополнительное образование. Для последнего Е.Б. Евладова и ее коллеги предлагают следующее определение: «Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию».5

     Как уже говорилось выше, О.С. Газман рассматривает образование как гармонию двух сущностно различных процессов: социализации и индивидуализации личности. Сегодня многие ученые и практики продолжают развивать его идеи, ориентированные на свободу ребенка и педагогическую поддержку его в образовании. Будучи, по сути, родоначальником нового направления – педагогики свободы – он и определение дополнительного образования связывает с основными идеями этого направления. О.С. Газман под дополнительным образованием понимает «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса». При этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности».6

     О.Е. Лебедев также исходит из того, что основное и дополнительное образования детей являются взаимодействующими, взаимовлияющими составными частями общего образования. При этом дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.7

     А.К. Бруднов, который с 1985 года возглавлял Управление внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, а затем Управление воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ, и многое сделал не только для сохранения, но и для развития системы дополнительного образования в девяностые годы ХХ века, считал, что основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.8 Говоря о педагогическом потенциале этой сферы образования, А.К. Бруднов выделяет следующие его составляющие:
     – дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности;
     – существуют многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка;
     – путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству;
     – на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;
     – дополнительное образование сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

     Интересный подход к дополнительному образованию представлен в работе психолога А.Г. Асмолова: «Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь – когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования – монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь – через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль дополнительного образования».9

     В.П. Голованов считает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это – личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.10 К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

     М.Б. Коваль, анализируя деятельность учреждений дополнительного образования, выделила следующие специфические условия их деятельности, оказывающие влияние на формирование особенностей педагогического взаимодействия:
     – добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе;
     – дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
     – возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка;
     – общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи;
     – разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми;
     – творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.11

     С предыдущими авторами во многом согласны Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и Н.Н. Михайлова. По их мнению, дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях:
     1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Причем, здесь речь идет не только о возможности выбора направлений деятельности, темпов освоения программы и видов представления ребенком своего труда, но и о выборе мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования. Эта мотивация может быть связана как с познавательными и образовательными целями, так и с личностными отношениями и коммуникационными потребностями детей.
     2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность ребенку определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Основное образование не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку, так как оно является предметно-ориентированным и должно обеспечить последовательность и системность в усвоении знаний школьников, в усвоении предметов, включенных в обязательную программу обучения.
     3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, пристрастия, увлечения. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает ребенку чувство свободы, которое впоследствии начинает осознаваться как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Однако важно иметь в виду, что свобода самоопределения и самореализации обязательно связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.
     4. Единство обучения, воспитания, развития. В практике основного образования чаще всего эти процессы происходят параллельно, причем при доминирующей роли образования. В дополнительном образовании исторически сохраняется и поддерживается его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. В этой системе образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.
     5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Оно дает возможность ребенку ознакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в жизни. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.12

     Анализ литературы и многолетнее практическое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования позволяют автору статьи предложить свой вариант определения дополнительного образования детей. На мой взгляд, дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.

     Таким образом, можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «дополнительное образование». На мой взгляд, приведенные выше определения не только не противоречат друг другу, но и во многом схожи. А некоторые отличия связаны с акцентированием внимания авторов на определенных аспектах этого вида педагогической деятельности.

     Об актуальности дополнительного образования и необходимости тесного взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня говорится достаточно много. Приведу еще несколько примеров.

     В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения десятиклассницы. В нем девушка, уже почти получившая общее среднее образование, поднимает проблему практической результативности этого образования. Она пишет: «Да, я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться». И так же многие из ее одноклассниц. Причем, все они имеют только положительные оценки. Понятно, что нельзя по одному случаю судить о системе образования в целом. Но задуматься это заставляет. Многие из студентов, которым на занятиях приводился этот пример, с ним соглашались и подтверждали подобную результативность основного образования, по крайней мере, в практико-деятельностной сфере. Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие. Известно, что в 1958 году, после запуска первого советского спутника в космос, американский журнал «Лайф» провел исследование, сравнив двух мальчиков – Алешу Луспекаева из Москвы и его американского сверстника. Данные настолько поразили американцев, что они открыли специальную программу по изучению советской системы образования. Дело в том, что московский подросток опережал в развитии своего американского ровесника на два года. Такое развитие, по мнению исследователей, юный москвич получил еще и потому, что помимо школы посещал кружки во внешкольных учреждениях.

     Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Список использованной литературы

     1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.11.
     2. О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей.// Официальные документы в образовании. – 2005. - №7. – С.43.
     3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С.3.
     4. Выдержки из проекта Федерального Закона «О дополнительном образовании»// Внешкольник. – 1998. – № 5. – С. 2.
     5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002. – С.47.
     6. Газман О.С. Игра как системная потребность детства.//Философия и педагогика каникул. – М., 1998. – С. 23.
     7. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000.- С.37.
     8. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию //Внешкольник. – 1996. – № 31. –С.2.
     9. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. – 1997. – №9. – С.7.
     10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.52.
     11. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993.-С. 36.
     12. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С.39-43.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru