С улыбкой по жизни…
Наталья Николаевна Букарева не только талантливый педагог с большим стажем работы, но и обаятельная, энергичная женщина, жизнерадостный, светлый человек, дарящий своё тепло окружающим. Её педагогическая деятельность отличается разнообразием. Она разносторонне развитая личность, которая не боится пробовать свои силы в разных сферах деятельности, выступая в различных ролях: от автора-составителя сборников методической литературы до организатора увлекательных мероприятий городского масштаба. И всё ей удаётся! Потому что в любое занятие она вкладывает частичку своей души, все трудности преодолевая с улыбкой.
О профессии.
– Наталья Николаевна, расскажите, как Вы стали педагогом. Такое решение приняли обдуманно в сознательном возрасте или это была мечта детства?
Наталья Николаевна: – Обдуманно. После окончания Новосибирского музыкального училища в 1986 году я получила педагогическую специальность «руководитель самодеятельного хора и преподаватель музыкальной школы». Сначала очень хотела быть музыкантом, а потом захотелось стать и педагогом.
В 1986 году я приехала по распределению в Чановскую музыкальную школу рабочего поселка Чаны Новосибирской области, где и началась моя трудовая биография в качестве преподавателя хора и музыкальной литературы.
– Педагогика – Ваше призвание?
Н.Н.: – Да. Я считаю, что педагогом в жизни должен быть каждый человек, а не только тот, кто работает в школе, ведь знания педагогики и психологии нужны в любой сфере деятельности: и в семье, и на работе, и в магазине – везде, где происходит общение между людьми.
– Каким, на Ваш взгляд, должен быть настоящий учитель? Начитанным, мудрым, владеющим своим предметом, знающим психологию или просто любящим детей? Какие качества Вы цените больше всего?
Н.Н.: – Я считаю, что учитель должен быть, прежде всего, терпеливым и тактичным. Терпение в нашей профессии – самое главное. Сегодня работать с детьми очень сложно, потому что многие из них более начитанные, более образованные в каких-то областях, чем мы. И иногда у педагога не хватает такта выслушать их. Я не только учу детей, но и учусь у них сама.
Терпеливо выслушать их, понять, дать совет, если они в нем нуждаются, – это, наверное, самые главные качества педагога, не говоря уже о профессионализме, который необходимо постоянно повышать, чтобы не отстать от современных детей.
– Для Вас существуют авторитеты в области педагогики?
Н.Н.: – Да. Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили – это, безусловно, непререкаемые авторитеты, на которых нужно равняться. Их труды не теряют свою ценность даже по прошествии многих десятилетий.
«Путёвка в жизнь»
– А своих педагогов помните?
Н.Н.: – Знаете, мне очень повезло: на каждом этапе своей жизни я встречала замечательных, талантливых педагогов, настоящих профессионалов. Валентина Алексеевна Парфенова преподавала нам немецкий язык в школе № 186 г. Новосибирска. Очень интересный человек. Позже мы с ней работали вместе в школе № 52 г. Новосибирска.
В Новосибирском музыкальном училище мне посчастливилось обучаться у талантливого педагога Ольги Александровны Гуриной, которая, можно сказать, дала мне «путёвку в жизнь», доказав, что педагог – это одна из наиболее интересных и лучших профессий. Она уникальный педагог, который к любому, даже самому сложному ученику, может найти подход. Ольга Александровна способна любого «заразить» своей деятельностью. Что и произошло со мной. Я не собиралась поступать на специальность «народное хоровое пение», всегда хотелось окончить вокальное или дирижерско-хоровое отделение, но Ольга Александровна сумела показать мне красоту русской песни и русской культуры в целом. Однажды, после очередного разговора с ней я решила, что буду педагогом по фольклору, и до сих пор не жалею об этом.
В НГПУ мне тоже повезло с преподавателями. Талантливый педагог, с которым я до сих пор общаюсь, Елена Вениаминовна Лисецкая была научным руководителем моей дипломной работы. Она привила мне любовь к такой науке, как психология. Слушая её захватывающие лекции, мы часто забывали конспектировать.
– Ваша педагогическая деятельность разнообразна. Чем нравится заниматься больше всего?
Н.Н.: – Прежде всего, люблю заниматься чем-то новым, а также совершенствоваться в той области, которой уже овладела. Для меня абсолютно новыми и интересными видами деятельности стало сотрудничество с редакциями педагогических газет и журналов, а также составление сборников и написание статей в них. Прежде чем приступить к этому, я пообщалась с людьми, профессионалами в данных областях, чтобы перенять их опыт и навыки.
Кроме того, я до сих пор веду уроки и занимаюсь внеурочной деятельностью. Недавно у меня появился ещё один совсем молодой детский коллектив – фольклорный ансамбль «Рябинушка», состоящий из учащихся 2 «а» класса школы № 15 г. Новосибирска. С ребятами мы разучиваем русские народные песни, знакомимся с традициями, бытом и культурой русского народа.
– Какие методы преподавания Вы используете в процессе своей деятельности?
Н.Н.: – Я использую множество разнообразных методов работы. Одним из основных является «безотборочный» (как я его называю), суть которого заключается в следующем: я не провожу предварительные прослушивания или тестирования для записи в студию, самым главным условием плодотворного сотрудничества считаю желание ребёнка заниматься данным видом деятельности.
Часто применяю такой метод, как непосредственное общение с родителями. Обязательно посещаю родительские собрания, на которых объясняю родителям, что фразы типа: «А тебе это надо?!» или «В дальнейшей жизни тебе это не пригодится» оказывают отрицательное влияние на детское творчество и образовательный процесс. Доверяя мнению родителей, дети, к сожалению, порой проходят мимо чего-то интересного и важного в жизни.
Использую также «метод успешности». В каждом ребёнке обязательно кроется множество талантов, раскрыть которые – задача педагога. Начиная с первого же занятия, я стараюсь хвалить ребёнка за самые незначительные успехи, потому что порой для него это бывает очень важно. Часто успехи таких детей уже по прошествии короткого периода времени становятся заметными. И не важно, что они не сделают этот вид деятельности своей профессией, выйдя в большую жизнь, главное, что тяга к творчеству, к успеху у них останется навсегда.
– Проводите ли Вы творческие отчёты, уроки-концерты, фестивали, конкурсы?
Н.Н.: – Да. В течение учебного года мои ребята участвуют в организации и проведении календарных праздников, в ежегодных фольклорных фестивалях, а начиная со второго года обучения – в конкурсах различных уровней. В процессе проведения подобных мероприятий мы используем различные сценарные разработки.
– Раскройте секреты их написания.
Н.Н.: – У меня создано целое портфолио разработанных мною сценариев, которые соответствуют календарному циклу. Основой для их написания послужил разработанный несколько лет назад курс «Музыкальный фольклор в школе». Это адаптированный вариант программы-факультатива историко-культурологического типа. Материал расположен по принципу «от простого – к сложному» и затрагивает основные этапы жизни человека: рождение, детство, юношество, создание семьи. Данная программа предполагает использование множества разнообразных форм работы: занятия лекционного типа, эвристические беседы, анализ музыкальных произведений, сравнительный анализ музыкально-художественных образов, разучивание песен, хороводов, плясок, игр. Проведение праздников может осуществляться как на уроке, так и в процессе внеурочной деятельности. В настоящее время многие праздники, представленные в данной программе, к сожалению, ушли из обихода. Чтобы восстановить связь времён, необходимо рассказывать ребятам о жизни России в далёком прошлом.
В соответствии с возрастом детей я подбираю материал для написания сценариев проведения различных календарных праздников: «Капустные посиделки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Праздник Кирилла и Мефодия», «Яблочный спас», «Медовый спас», «Русская свадьба», «Сибирская ярмарка», «Вечёрки» и др.
– Как известно, человек на протяжении своей жизни играет множество социальных ролей. В какой роли Вы чувствуете себя более комфортно?
Н.Н.: – Важнее всего для меня быть мамой, женой. На втором месте – роль учителя. Мне нравится общаться с моими детьми, с семьёй, с учениками. Когда я вижу, как у них горят глаза, понимаю, что я сейчас для них значимый человек. Дети, ученики, добрые дела – вот что останется после нас на земле.
– У Вас есть средство борьбы с усталостью? Назовите лучший способ релаксации после напряженного трудового дня педагога.
Н.Н.: – Переключение с одного вида деятельности на другой – для меня это уже отдых. А еще я стараюсь следовать совету одного колумбийского писателя: «никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно». Это хорошо снимает усталость.
Беседу вела Марина Секисова
|