На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лаборатория мастерства
Лаборатория мастерства
Марина Сергеевна Секисова,
ведущая рубрики «Лаборатория мастерства»

Уважаемые читатели!

     В данном номере нашей газеты мы открываем новую рубрику под названием «Лаборатория мастерства», в которой будут размещаться материалы, позволяющие познакомиться с особенностями творческого процесса, происходящего в учреждениях общего и дополнительного образования, с различными видами творческой деятельности учителей и учащихся, с интересными методическими разработками, авторскими проектами, программами, сценариями проведения уроков и внешкольных занятий, оригинальными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.

     Рубрика с таким названием появилась в этом номере не случайно: осенью этого года государственная система внешкольного (дополнительного) образования детей отмечает свой юбилей – 90 лет. К счастью, в Новосибирске и Новосибирской области живут и трудятся множество талантливых педагогов-новаторов, которые готовы поделиться с коллегами своими профессиональными методическими достижениями посредством нашей газеты.

     Надеемся на то, что материалы, представленные в данной рубрике, вызовут интерес и смогут оказать методическую помощь в процессе вашей педагогической деятельности.

     Цикл заявленных публикаций открывает интервью с методистом отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска, педагогом дополнительного образования Натальей Николаевной Букаревой, в котором она делится секретами своего педагогического мастерства и предлагает вниманию читателей «Интерактивного образования» сценарий проведения календарного праздника «Капустные посиделки».

     Кроме того, в этом выпуске вы сможете познакомиться с уникальными авторскими методиками педагогов дополнительного образования Дома детского творчества «Кировский»: И.В. Сурвиллы (техника кракле), Е.Д. Ситниковой (технология изготовления коллажа из деревянной стружки) и Г.С. Мазно (методика лепки из глины).

Веселые занимашки для больших и маленьких

Автор: Мазно Г.С.

Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска [Читать полностью...]
С улыбкой по жизни…

     Наталья Николаевна Букарева не только талантливый педагог с большим стажем работы, но и обаятельная, энергичная женщина, жизнерадостный, светлый человек, дарящий своё тепло окружающим. Её педагогическая деятельность отличается разнообразием. Она разносторонне развитая личность, которая не боится пробовать свои силы в разных сферах деятельности, выступая в различных ролях: от автора-составителя сборников методической литературы до организатора увлекательных мероприятий городского масштаба. И всё ей удаётся! Потому что в любое занятие она вкладывает частичку своей души, все трудности преодолевая с улыбкой.

     О профессии.

     – Наталья Николаевна, расскажите, как Вы стали педагогом. Такое решение приняли обдуманно в сознательном возрасте или это была мечта детства?

     Наталья Николаевна: – Обдуманно. После окончания Новосибирского музыкального училища в 1986 году я получила педагогическую специальность «руководитель самодеятельного хора и преподаватель музыкальной школы». Сначала очень хотела быть музыкантом, а потом захотелось стать и педагогом.

     В 1986 году я приехала по распределению в Чановскую музыкальную школу рабочего поселка Чаны Новосибирской области, где и началась моя трудовая биография в качестве преподавателя хора и музыкальной литературы.

     – Педагогика – Ваше призвание?

     Н.Н.: – Да. Я считаю, что педагогом в жизни должен быть каждый человек, а не только тот, кто работает в школе, ведь знания педагогики и психологии нужны в любой сфере деятельности: и в семье, и на работе, и в магазине – везде, где происходит общение между людьми.

     – Каким, на Ваш взгляд, должен быть настоящий учитель? Начитанным, мудрым, владеющим своим предметом, знающим психологию или просто любящим детей? Какие качества Вы цените больше всего?

     Н.Н.: – Я считаю, что учитель должен быть, прежде всего, терпеливым и тактичным. Терпение в нашей профессии – самое главное. Сегодня работать с детьми очень сложно, потому что многие из них более начитанные, более образованные в каких-то областях, чем мы. И иногда у педагога не хватает такта выслушать их. Я не только учу детей, но и учусь у них сама.

     Терпеливо выслушать их, понять, дать совет, если они в нем нуждаются, – это, наверное, самые главные качества педагога, не говоря уже о профессионализме, который необходимо постоянно повышать, чтобы не отстать от современных детей.

     – Для Вас существуют авторитеты в области педагогики?

     Н.Н.: – Да. Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили – это, безусловно, непререкаемые авторитеты, на которых нужно равняться. Их труды не теряют свою ценность даже по прошествии многих десятилетий.

     «Путёвка в жизнь»

     – А своих педагогов помните?

     Н.Н.: – Знаете, мне очень повезло: на каждом этапе своей жизни я встречала замечательных, талантливых педагогов, настоящих профессионалов. Валентина Алексеевна Парфенова преподавала нам немецкий язык в школе № 186 г. Новосибирска. Очень интересный человек. Позже мы с ней работали вместе в школе № 52 г. Новосибирска.

     В Новосибирском музыкальном училище мне посчастливилось обучаться у талантливого педагога Ольги Александровны Гуриной, которая, можно сказать, дала мне «путёвку в жизнь», доказав, что педагог – это одна из наиболее интересных и лучших профессий. Она уникальный педагог, который к любому, даже самому сложному ученику, может найти подход. Ольга Александровна способна любого «заразить» своей деятельностью. Что и произошло со мной. Я не собиралась поступать на специальность «народное хоровое пение», всегда хотелось окончить вокальное или дирижерско-хоровое отделение, но Ольга Александровна сумела показать мне красоту русской песни и русской культуры в целом. Однажды, после очередного разговора с ней я решила, что буду педагогом по фольклору, и до сих пор не жалею об этом.

     В НГПУ мне тоже повезло с преподавателями. Талантливый педагог, с которым я до сих пор общаюсь, Елена Вениаминовна Лисецкая была научным руководителем моей дипломной работы. Она привила мне любовь к такой науке, как психология. Слушая её захватывающие лекции, мы часто забывали конспектировать.

     – Ваша педагогическая деятельность разнообразна. Чем нравится заниматься больше всего?

     Н.Н.: – Прежде всего, люблю заниматься чем-то новым, а также совершенствоваться в той области, которой уже овладела. Для меня абсолютно новыми и интересными видами деятельности стало сотрудничество с редакциями педагогических газет и журналов, а также составление сборников и написание статей в них. Прежде чем приступить к этому, я пообщалась с людьми, профессионалами в данных областях, чтобы перенять их опыт и навыки.

     Кроме того, я до сих пор веду уроки и занимаюсь внеурочной деятельностью. Недавно у меня появился ещё один совсем молодой детский коллектив – фольклорный ансамбль «Рябинушка», состоящий из учащихся 2 «а» класса школы № 15 г. Новосибирска. С ребятами мы разучиваем русские народные песни, знакомимся с традициями, бытом и культурой русского народа.

     – Какие методы преподавания Вы используете в процессе своей деятельности?

     Н.Н.: – Я использую множество разнообразных методов работы. Одним из основных является «безотборочный» (как я его называю), суть которого заключается в следующем: я не провожу предварительные прослушивания или тестирования для записи в студию, самым главным условием плодотворного сотрудничества считаю желание ребёнка заниматься данным видом деятельности.

     Часто применяю такой метод, как непосредственное общение с родителями. Обязательно посещаю родительские собрания, на которых объясняю родителям, что фразы типа: «А тебе это надо?!» или «В дальнейшей жизни тебе это не пригодится» оказывают отрицательное влияние на детское творчество и образовательный процесс. Доверяя мнению родителей, дети, к сожалению, порой проходят мимо чего-то интересного и важного в жизни.

     Использую также «метод успешности». В каждом ребёнке обязательно кроется множество талантов, раскрыть которые – задача педагога. Начиная с первого же занятия, я стараюсь хвалить ребёнка за самые незначительные успехи, потому что порой для него это бывает очень важно. Часто успехи таких детей уже по прошествии короткого периода времени становятся заметными. И не важно, что они не сделают этот вид деятельности своей профессией, выйдя в большую жизнь, главное, что тяга к творчеству, к успеху у них останется навсегда.

     – Проводите ли Вы творческие отчёты, уроки-концерты, фестивали, конкурсы?

     Н.Н.: – Да. В течение учебного года мои ребята участвуют в организации и проведении календарных праздников, в ежегодных фольклорных фестивалях, а начиная со второго года обучения – в конкурсах различных уровней. В процессе проведения подобных мероприятий мы используем различные сценарные разработки.

     – Раскройте секреты их написания.

     Н.Н.: – У меня создано целое портфолио разработанных мною сценариев, которые соответствуют календарному циклу. Основой для их написания послужил разработанный несколько лет назад курс «Музыкальный фольклор в школе». Это адаптированный вариант программы-факультатива историко-культурологического типа. Материал расположен по принципу «от простого – к сложному» и затрагивает основные этапы жизни человека: рождение, детство, юношество, создание семьи. Данная программа предполагает использование множества разнообразных форм работы: занятия лекционного типа, эвристические беседы, анализ музыкальных произведений, сравнительный анализ музыкально-художественных образов, разучивание песен, хороводов, плясок, игр. Проведение праздников может осуществляться как на уроке, так и в процессе внеурочной деятельности. В настоящее время многие праздники, представленные в данной программе, к сожалению, ушли из обихода. Чтобы восстановить связь времён, необходимо рассказывать ребятам о жизни России в далёком прошлом.

     В соответствии с возрастом детей я подбираю материал для написания сценариев проведения различных календарных праздников: «Капустные посиделки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Праздник Кирилла и Мефодия», «Яблочный спас», «Медовый спас», «Русская свадьба», «Сибирская ярмарка», «Вечёрки» и др.

     – Как известно, человек на протяжении своей жизни играет множество социальных ролей. В какой роли Вы чувствуете себя более комфортно?

     Н.Н.: – Важнее всего для меня быть мамой, женой. На втором месте – роль учителя. Мне нравится общаться с моими детьми, с семьёй, с учениками. Когда я вижу, как у них горят глаза, понимаю, что я сейчас для них значимый человек. Дети, ученики, добрые дела – вот что останется после нас на земле.

     – У Вас есть средство борьбы с усталостью? Назовите лучший способ релаксации после напряженного трудового дня педагога.

     Н.Н.: – Переключение с одного вида деятельности на другой – для меня это уже отдых. А еще я стараюсь следовать совету одного колумбийского писателя: «никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно». Это хорошо снимает усталость.

Беседу вела Марина Секисова

Капустные посиделки (праздник для 1-4 классов)

Автор: Наталья Николаевна Букарева

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» г. Новосибирска [Читать полностью...]
Мастер-класс «Кудрявые стружки – нескучные игрушки»

Автор: Елена Дмитриевна Ситникова

Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска [Читать полностью...]
Техника кракле, или эффект потрескавшегося воска, эффект старины

Автор: Ирина Васильевна Сурвилла

Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска [Читать полностью...]
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru