На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Повышение квалификации учителя начальных классов, применяющего информационные технологии в образовательном процессе

Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО

     В системе дополнительного образования упешно реализуется курсовая подготовка, целью которой является формирование и развитие пользовательских навыков учителей, информационно-коммуникационной компетентности. При этом очевидно и подтверждено практикой, что для осуществления информатизации образовательного процесса не достаточно наличия высокого уровня владения учителем информационными технологиями. Необходимым и достаточным условием успешности инновационной деятельности в области информатизации образовательного процесса является высокий уровень педагогической культуры учителя начальных классов в совокупности с пониманием и принятием им методологических основ информатизации начальной школы [1].

     Одним из разработанных нами вариантов является освещение проблем применения информационных технологий в начальном обучении в рамках курсовой подготовки учителей начальных классов, независимо от тематики курсов. Например, учитель начальных классов в течение двух недель знакомится с современными подходами к математическому или экологическому образованию. В течение этого времени специалисты кафедры начального образования НИПКиПРО знакомят слушателей курсов с последними рекомендациями ученых в области методики, дидактики, психологии. Таким же образом учителям предъявляются базовые знания по одному из важнейших направлений модернизации начальной школы – ее информатизации: особенности и методика применения электронных образовательных ресурсов, применение которых оптимизирует решение проблемы, рассматриваемой на курсах. В результате расширяется спектр новых знаний и представлений, полученных каждым учителем в рамках курсовой подготовки.

     Другой подход, реализация которого направлена в большей степени на формирование и развитие методических навыков применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, осуществляется в рамках вариативной части разработанных нами проблемных курсов. Образовательная программа повышения квалификации «Информатизация образовательного процесса в начальной школе» предназначена для учителей начальных классов, имеющих представление о проблеме и минимальные навыки работы на персональном компьютере. Учебно-методический комплект для повышения квалификации учителя по данной проблеме разработан нами с учетом современных подходов к модернизации дополнительного образования, основных направлений Федеральной целевой программы развития образования в России.

     Основное содержание курсовой подготовки определяется концепцией информатизации начального образования [2]. В ходе курсов кратко рассматриваются современные средства информатизации, применение которых допустимо по санитарно-гигиеническим нормам в начальной школе, сущность научно-педагогических подходов к применению возможностей компьютера в обучении. Раскрываются различные варианты обучения информатике и информационным технологиям в начальной школе и авторский подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе.

     Особое внимание уделяется практическому освоению методов и приемов использования информационных технологий в образовательном процессе, на конкретном уроке в начальной школе, при проведении внеурочных занятий по предметам, внеклассных мероприятий. Большое значение уделено проблеме программно-методической оснащенности процесса информатизации начальной школы, особенностям проектирования электронных учебных материалов, предназначенных для младших школьников. Подробно рассматриваются законы зрительного и слухового восприятия, знание которых необходимо учителю при создании авторских электронных дидактических материалов.

     В программу курсов включены лекционные и практические занятия, «круглые столы» по ключевым проблемам, методические тренинги. На практических занятиях учителя знакомятся с электронными учебными пособиями, разработанными нами, электронными материалами других разработчиков, создают и представляют уроки с применением средств информатизации, посещают уроки и занятия учителей-исследователей, участвуют в методическом и психолого-педагогическом анализе.

     Третий подход состоит в углублении знаний, полученных учителем в ходе курсовой подготовки, в процессе индивидуальной стажировки по одной из актуальных проблем информатизации образовательного процесса с обязательным получением значимого для педагогической практики методического результата.

     Апробация изложенных подходов к повышению квалификации учителей начальных классов показала продуктивность разработанного нами комплексного подхода [3] и востребованность названных вариантов совершенствования профессиональной компетентности учителя начальных классов. К числу результатов работы в данном направлении следует отнести:
     – ежегодное участие учителей начальных классов, прошедших стажировку и повысивших квалификацию по данной проблеме в Городских, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, посвященных инновациям в образовании;
     – победы в конкурсе на денежное поощрение в рамках реализации национального проекта «Образование» (Осколкова Т.В., Шаровская С.Ф., Салова И.В., Усольцева М.Э., Иващук Г.А., Клименок Т.А. и др.);
     – участие и победы в районных конкурсах «Учитель года» и «Урок года» (Новосибирск, Колывань, Довольное, Искитим и др.);
     – обобщение и распространение опыта применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, публикации выступлений на конференциях и семинарах (35 учителей);
     – победа учителя-исследователя научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО Осколковой Т.В. во Всероссийском и Международном конкурсе видеороликов об использовании Smart board;
     – аттестация значительного числа учителей начальных классов как специалистов высшей квалификационной категории, представивших в самоанализе результаты профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного процесса;
     – использование современных информационных технологий на уроках в начальных классах в 46 % образовательных учреждений г. Новосибирска; значительное повышение интереса к проблеме учителей начальных классов в Новосибирской области и других регионах.

Список источников

     1. Молокова, А.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов». – Барнаул, 15-16 ноября 2007 г. – Барнаул: БГПУ, 2007. – С.114-117.
     2. Молокова, А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) [Текст] / А.В. Молокова; под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 57с.
     3. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – №1. – С.119-123.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru