На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


О некоторых приемах работы с информацией на уроках в старших классах

Елена Викторовна Хребтова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 22 города Белово» Кемеровской области

     На старшей ступени обучения результативна технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (в дальнейшем «РКМЧП») [2, 4]. Большей эффективности УВП учитель достигает, интегрируя данную технологию с информационно-коммуникационными технологиями (в дальнейшем ИКТ) [1]. Основанием для объединения двух технологий в единую цепочку последовательных действий стала общность некоторых принципов организации деятельности учащихся. ИКТ и «РКМЧП» меняют роль учителя с традиционной «транслятор знаний» на востребованную современностью «дирижерскую», когда главная задача – настроить ученический коллектив на самостоятельное присвоение знания. Ключевое понятие обеих технологий – «информация»: «РКМЧП» обучает критическому осмыслению информации, ИКТ – способам подготовки передачи информации посредством компьютера.

     Урок в «РКМЧП» имеет четкую структуру, состоящую из трех этапов деятельности ученика; на каждом этапе сложился круг целесообразных приемов. Использование в качестве основных технических (мультимедийных) средств компьютера и интерактивной доски значительно обогащает дидактические возможности каждого из приемов. Нами в системе отработаны некоторые приемы «РКМЧП», трансформированные под возможность использования мультимедийных средств, описание данных приемов может представлять интерес для преподавателя любого предмета. Условиями их применения являются наличие интерактивной доски, компьютера (в лучшем случае локальной сети), сформированность у педагога и учеников начальных навыков пользования компьютером.

     Рассмотрим конкретные приемы урока усвоения нового материала. На стадии вызова учитель мотивирует учеников на учебную работу, актуализирует имеющийся опыт, здесь важную роль играет визуализация первичной информации, которую успешно обеспечивает интерактивная доска. Прием «Кластер» предполагает предварительную подготовку учителя: ключевое понятие урока (допустим «Имя существительное») записывается в центре страницы, вокруг располагаются 8 – 10 пустых квадратов. Учитель просит называть возникающие у учеников слова-ассоциации с заданным понятием («именование», «предмет», «реальность», «абстрактность», «склонение», «связь с другими словами» и т.д.), фиксирует их в пустых квадратах в порядке озвучивания. Затем объекты-ассоциации выделяются, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация по группам на основе общности признаков («значение», «грамматические признаки»). Результат проведенной операции – наглядное представление ключевого понятия урока и его параметров; ученики, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную на экране, формулируют задачи урока.

     На этапе осмысления ученики сообща приобретают новые знания, систематизируют их. Удачно использование способа маркированного чтения текста на основе приема «Выделение цветом» по заданным условиям. Задание учащимся – прочитать учебный текст, заранее перенесенный учителем на компьютеры и интерактивную доску, промаркировать информационные единицы текста в соответствии с тремя позициями: «это мы уже знаем» (синий цвет), «это мы не поняли» (фиолетовый цвет), «это для нас новая информация» (зеленый цвет). Получившаяся «картинка» дает визуальное представление о степени осведомленности по теме, сигнализирует о моментах непонимания. Далее следует организовать процесс переработки информации: ученик должен скопировать из исходного текста тезисы, требующие усвоения, из них составить новый документ, сохранить его на личном электронном носителе или вывести на печать. Каждый ученик работает индивидуально на персональном компьютере; возможно экспонирование наработанного через проектор, чтобы обеспечить доступ класса к работе каждого.

     Завершается урок этапом рефлексии, на котором ученик должен осознать факт присвоения нового знания, создать для себя целостный образ рассматриваемого понятия. Мы предлагаем прием «Глоссарий», то есть составление словаря-глоссария темы урока, в котором понятия и термины объясняются с помощью символов, схем, рисунков. Ученик может использовать компьютерные символы или заранее подготовленную (отсканированную) учителем базу рисунков, самостоятельно создавать схематичные рисунки средствами Word. В старших классах организовать рефлексию деятельности оптимально в виде задания создать собственный электронный текст: эссе по теме, словарную статью для энциклопедии и т.д. В этом случае используется прием множественного редактирования текста: учитель проверяет созданный учеником документ и выделяет цветом либо с помощью подчеркивания фрагмент, требующий правки; ученик, применяя действия копирования, удаления и перемещения части документа, поиск и замену слов и фрагментов в тексте, проводит коррекционную работу, сохраняя пометки исправлений. При повторной проверке учитель сверяет два текста: первоначальный («черновой») и отредактированный – и оценивает наглядно представленную проделанную работу, таким образом, можно поставить отметку не только за качество представленного текста, но и за приложенные усилия.

     Большой интерес у учеников вызывают нетрадиционные уроки с использованием компьютерных презентаций. Выбрав формы: путешествия в прошлое России, литературного салона, экскурсии по творчеству писателя, предварительно в ходе групповой работы создаются презентации в Power Point: ученики должны самостоятельно собрать материал по теме, тезисно сформулировать его, раскадрировать, проиллюстрировать. Роль учителя координирующая, также он помогает преодолеть возникающие у детей технические трудности. На самом уроке рабочая группа демонстрирует созданные презентации, которые обеспечивают обобщение и закрепление знаний, вручение приза зрительских симпатий самой яркой работе дает дополнительный стимул к подобной деятельности.

     Уроки с использованием ИКТ прививают детям навык использования компьютера для работы (а не игры), отрабатывают умение находить, обрабатывать и представлять информацию. Преимущества использования компьютерной техники в создании условий для вовлечения всех учащихся в активную познавательную деятельность, предоставления возможности выбора индивидуального темпа работы ученика, в наглядном представлении процесса и результата освоения знаний.

     При подготовке к урокам в рамках ИКТ следует учитывать специфику экранного типа коммуникации и соблюдать ряд эргономических требований. Считаем уместным использовать не более четырех цветов при работе с текстом, из которых один фоновый и три для объектов. При выборе размера шрифта необходимо разграничивать материалы для персонального компьютера и для демонстрации на доске. Объем информации для единоразового восприятия ограничен размером экрана и составляет не более 400 знаков с пробелами. Анимационные эффекты, отвлекающие от содержания материала, не должны использоваться.

Список использованной литературы

     1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы [Текст] / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
     2. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма [Текст] / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
     3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
     4. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии [Текст] / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru