На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 26 мая 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Экологическое просвещение


Экологическая библиотека

Советуем прочесть

     1. Глобальное изменение климата: научный взгляд на проблему (пособие для экологических журналистов). 1998.
     2. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности. Т.В. Гусева, А.Е. Хачатуров, С.В. Макаров, Е.А. Заика, М.В. Хотулева. 1999.
     3. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. 1917-1993. Моисеев Н.Н. 1997.
     4. Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций. Яковлева О.А., Мищенко В.Л., Устюкова В.В. 1996.
     5. Экожилье – ключ к будущему. Лапин Ю.Н. 1998.
     6. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса (хрестоматия по курсу охраны окружающей среды). Марфенин Н.Н. 1998.
     7. Экологическая информация и принципы работы с ней. Гусева Т.В., Дайман С.Ю., Хотулева М.В., Виниченко В.Н. (редакция), Веницианов Е.В., Молчанова Я.П., Заика Е.А. 1998.
     8. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Борейко В.Е. 1998.
     9. Экологическое движение: сборник рисунков. Шукуров Э. Дж. 1998.
     10. Моря и океаны. 1997. илл. (Мир дикой природы).
     11. Томилин А.Н. Как люди обживают океаны Земли: Научно-художественная книга. 1985.
     12. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ Главный редактор В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
     13. Методы гидрологических исследований: проведение измерений описание рек. Методическое пособие. Составитель А.С. Боголюбов, Орлова В.В. «Гидрометрия»,1998.
     14. Мир Природы. – Смоленск: Русич, 1998.
     15. Озера, пруды и болота. – М.: Росмэн, 1998.
     16. Окно в мир: Экосистемы: Детское пособие по экологии. – М.: Лазурь, 1996.
     17. Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек.– И.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

Обзор новинок

     Учебная литература

     1. Полевой практикум по экологии
     Семенов А., Астафьев В., Чердымова 3.
     Практикум предназначен для изучения основ экологии учащимися старших классов общеобразовательных школ, учащимися специализированных (медико-биологических) лицеев в ходе полевой практики, организованной на базе кабинета экологии и в природе, может использоваться студентами педвузов. Содержит практические работы по изучению структуры и функционирования надорганизменных систем (популяций, естественных и искусственных экосистем). Студенты, имеющие опыт полевых работ по ботанике, зоологии и сельскому хозяйству, работают самостоятельно, школьники – под руководством учителя. Помогает приобрести навыки работы на природе, углубить и закрепить теоретические знания. Может использоваться совместно с любым учебником экологии.

     2. Экология в общеобразовательной школе
     Интегрированный вариант. Учебно-методическое пособие для учителей
     Что делать, если экологии нет в базовом учебном плане?
     В учебно-методическом пособии предложены содержание и структура экологической составляющей в основных предметах, включенных в процесс экологического образования при интегрированном варианте преподавания экологии (природоведение, биология, география, химия, физика). В основу структурирования содержания экологии положен концентрический принцип. Приводится поурочное планирование изложения вопросов экологии.
     Предназначено для учителей общеобразовательной школы.

     3. Популярный экологический словарь
     Миркин Б.М. и Наумова Л.Г.
     Изд. 2-е, перераб. и доп.
     Сегодня редко встретишь человека, который не интересовался бы экологическими проблемами. Однако современная литература по экологии порой перегружена специальной терминологией, мало понятной широкому кругу читателей. Тогда-то и приходит на помощь «Популярный экологический словарь», который составлен таким образом, что им может пользоваться каждый, кто заинтересован в пополнении своих знаний. Но особенно будет полезен словарь школьникам и студентам, изучающим экологию.
     Второе издание словаря (более 600 терминов и понятий) дополнено новыми статьями, отражающими сдвиги в экологической науке и практике охраны окружающей природной среды, а также свежими статистическими данными.

     4. «Мой мир – мой дом». Рабочая тетрадь-учебник
     Галеева Н.Л.
     Учебное пособие предназначено для индивидуального использования и содержит задания, упражнения, схемы, рисунки, тесты. В пособии отведено место для самостоятельных рассуждений и обобщений ученика, его письменных и художественных работ. Страница за страницей заполняя тетрадь, ученик «пишет» и «раскрашивает» свой личный учебник, которым сможет потом при необходимости пользоваться и на уроках других школьных предметов.

     5. «Мой мир – мой дом». Книга для учителя
     Галеева Н.Л.
     Содержит учебный план преподавания курса. По каждой теме предлагается подробная разработка занятия с использованием «Рабочей тетради» ученика, подборка тестов, ролевых игр, разнообразного дидактического материала, списки рекомендуемой литературы для самостоятельной проработки педагогом и выдержки из необходимых текстов.

     6. Практикум
     Теплов Д.Л.
     Практикум предназначен для углубленного изучения основ экологии учащимися 5-6-х классов. Основная задача практикума – сделать общение школьников с природой интересным и полезным. Практикум является приложением к учебнику Никишова А.И., Теплова Д.Л. «Экология».

     7. Основы общей экологии
     Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н.
     Учебник для старших классов общеобразовательной школы.
     Учебник дает целостное представление о современном состоянии экологии как науки и о том, как решаются проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания, общества и природы. Учебник хорошо иллюстрирован, его содержание соответствует разработанному государственному стандарту по экологическому образованию и методически апробировано в процессе преподавания в ряде школ г. Москвы, специализированных на предметах естественнонаучного цикла.

     Учебно-методическая литература

     1. Учебное пособие «Глобальная экология» 10-11 классы
     Суринов А.А.
     Учебное пособие составлено для детей старшего школьного возраста по заказу школы г. Москвы в качестве эксперимента по теме «Новейшие технологии в области экологического образования». Пособие составлено на основе официального заключения Римского клуба по прогнозам развития человечества на пороге XXI века и реальных данных по глобальному состоянию окружающей среды. В легкой и доступной для детей форме описаны основные понятия рационального природопользования и предполагаемые пути выхода из экологического кризиса.
     Рекомендуется для учителей географии, экологии, политологии, кружководов и вожатых загородных лагерей.

     2. Сборник практических занятий «Экологический ликбез» 10-11 классы
     Суринов А.А.
     Этот сборник предназначен для практических занятий старшеклассников по курсу «Глобальная экология». Сборник составлен из адаптированных под Российские учебно-воспитательные учреждения занятий курса М.О. Коннор «Свет жизни» и личных разработок составителя. Уникальность данного сборника состоит в том, что представленные занятия можно проводить как в учебных заведениях и образовательных внешкольных учреждениях (школах, лицеях, колледжах, кружках, клубах), так и во время проведения внеклассных мероприятий (сборах, слетах, экологических лагерях и экспедициях). Занятия пользуются большой популярностью у подростков. В сборнике 27 практических занятий, продолжительностью от 1 до 4 учебных часов.
     Рекомендуется для занятий по «Глобальной экологии» как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Занятия можно использовать на уроках (география, история, ОБЖ, и т.д.).

     3. Учебное пособие «Жизнь леса» 8-9 классы
     Суринов А.А.
     Учебное пособие предназначено для изучения детьми лесных экосистем. Пособие написано в доступном для детей данного возраста стиле и содержит сведения о жизни лесов нашей природной зоны. Данное пособие актуально для учебного процесса в учебных заведениях нашей страны, так как наша страна богата лесами, а знания детей в области лесных экосистем ограничены.
     Рекомендуется для занятий по экологии в учебно-воспитательных учреждениях.

     4. Учебное пособие «Начала экологии» 6-7 класс
     Суринов А.А.
     Учебное пособие предназначено для изучения детьми среднего школьного возраста среды их непосредственного окружения. Пособие составлено с учетом возрастных особенностей детей, что повышает усвоение предлагаемого материала. В легкой и доступной для детей форме описаны основные экосистемы, раскрываются основы рационального природопользования. Прилагается поурочный план теоретических и практических занятий в количестве 72 часов.
     Рекомендуется для занятий по экологии в учебно-воспитательных учреждениях.

     5. Сборник практических занятий «Экологический ликбез» 6-7 класс
     Суринов А.А.
     Этот сборник предназначен для ведения практических занятий с детьми среднего школьного возраста по курсу «Начала экологии». Сборник составлен из адаптированных под Российские учебно-воспитательные учреждения занятий курса М.О. Коннор «Свет жизни» и личных разработок составителя. Уникальность данного сборника состоит в том, что представленные занятия можно проводить как в учебных заведениях и внешкольных образовательных учреждениях (школах, лицеях, колледжах, кружках, клубах), так и во время проведения внеклассных мероприятий (сборах, слетах, экологических лагерях и экспедициях).

     6. Сборник практических занятий «Экологический ликбез» 7-9 лет
     Суринов А.А.
     В сборник включены практические занятия с детьми младшего школьного возраста. Сборник составлен из адаптированных под Российские учебно-воспитательные учреждения занятий курса М.О. Коннор «Свет жизни» и личных разработок составителя. В сборник вошло 32 занятия.

     7. Курс по социальному развитию и совместному обучению «ТРАЙБС»
     Автор – Дж. Гиббс (США). Перевод – И. Колтунова (Екатеринбург)
     Курс предназначен для занятий с детьми в возрасте от 5 до 17 лет по социальной адаптации ребенка. В пособие включено 41 практическое занятие. Занимаясь с детьми по данной программе, вы научите детей уважать друг друга, бережно относиться к природной среде, вырабатывать свою гражданскую позицию.

     8. Методические разработки «Экологическое образование в условиях загородного лагеря»
     Торговкина О.П., Суринов А.А.
     В данном пособии рассмотрены вопросы проведения экологических смен в условиях загородного лагеря ЛОК «Лесная сказка». Десятилетний опыт работы в детских исследовательских экспедициях и экологических лагерях авторов данного пособия поможет учителям и начальникам лагерей организовать экологические смены.

     9. Методическая разработка «Акция чистой воды»
     Суринов А.А. Эминов В.В.
     В данное пособие включены оригинальные разработки экологических культурно-массовых мероприятий по изучению загрязнений водных объектов. Проведение «Акции чистой воды» рассчитано на три дня. Это мероприятие можно проводить в загородных и экологических лагерях, экспедициях и школах.

     10. Имитационная игра «Нефтяные короли»
     Суринов А.А.
     Данная имитационная игра разработана на основе реальных событий в г. Анапа Краснодарского края. Группа детей (подростков, студентов, взрослых) делится на семь команд. Каждая команда выполняет определенную роль. В конце игры проводится референдум. Игра вызывает огромный интерес у подростков 14-17 лет.

     11. Исследовательские работы в школе
     Суринов А.А.
     В сборник вошли методики проведения исследовательских работ зданий и пришкольных участков с последующей «защитой» в период проведения летних лагерей в школах и загородных лагерях.

     12. Сборник сценариев проведения экологических культурно-массовых мероприятий и шоу-программ
     Суринов А.А.
     Данный сборник предназначен для проведения оригинальных экологических культурно-массовых мероприятий в учебно-воспитательных учреждениях, экспедициях, лагерях. Данные мероприятия пользуются огромной популярностью у подрастающего поколения.

     13. Сборник методик обследования водоемов
     Суринов А.А.
     Данный сборник состоит из методик обследования поверхностных водоемов силами школьников. Уникальность сборника в том, что методики не требуют специальной подготовки учащихся и дорогостоящего оборудования. В сборник включены: информация для преподавателя, методики обследования и ведомости для отчетности. Данные методы можно использовать во время занятий по экологии, в летних экологических лагерях и экспедициях, а также при организации мониторинга рек несколькими учебными заведениями.

     15. Обследование лесов
     Суринов А.А.
     Данный сборник предназначен для организации исследовательских работ силами детей среднего и старшего школьного возраста. Приведены оригинальные методики простейших исследований в лесных биоценозах без специального оборудования. В сборник включены ведомости обследования.

     16. Обследование населенных пунктов
     Суринов А.А.
     Данный сборник предназначен для организации исследовательских работ силами детей среднего и старшего школьного возраста. Приведены оригинальные методики простейших исследований в городах и поселках.

     17. Имитационные игры:
     «Экологический конструктор» – игра для детей младшего и старшего школьного возраста. Авторы – А.П. Букин, А.А. Суринов;
     «Таинственный остров». Автор – А.А. Суринов;
     «Крушение воздушного шара». Автор – А.А. Суринов;
     «Твое жилище». Автор – А.А. Суринов.
     Планируется выпуск методического пособия «Игра – как метод экологического образования». Авторы: Букин А.П. Суринов А.А.

Информация с сайта Лаборатории игрового моделирования:
142290 Московская обл. г. Пущино, а/я 123,
тел. (902) 637-19-05;
E-mail: surinov99@rambler.ru

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru