На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 24 февраля 2019
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Актуальное интервью
Актуальное интервью

     – Олег Алексеевич, говорят, если человек в чем-то успешен, значит, он на своем месте и занят своим делом. Расскажите, как вы пришли к детям, в образование? Нет желания пойти в науку?

     – В детстве нравилась именно биология, и хотелось стать ученым. Потом встал перед выбором: если увлекает биология, то надо поступать или в пединститут, или в мединститут. В медицинский не получилось, пошел в педагогический, но совершенно не хотел работать в школе, мысли такой не было. Думал, вот закончу, а там… Может в науку, может еще куда-то... А потом вдруг оказалось, мне это нравится. А в науку некогда, надо работать.

     – А как произошло это вдруг? На практике?

     – У меня был такой период, в начале девяностых – я покинул школу, пошел в коммерцию и работал очень недолго директором продовольственного магазина. Помню это ощущение – наступает 1 сентября, а мне чего-то не хватает. Первое сентября – День знаний, а для педагога это как Новый год. И вот мне не хватает этого такого, казалось бы, обычного праздника. А когда вернулся в школу, почувствовал – вот это мое.

     – В дополнительное образование вы пришли из общеобразовательного учреждения. А почему ушли из школы?

     – Из школы я не ушел, в школе «Перспектива» (школе надомного обучения) я и сейчас, хоть и немного, веду часы как учитель. Когда-то в этой школе преподавал химию и биологию, был заместителем директора по воспитательной работе и одновременно педагогом дополнительного образования (от Дома детского творчества «Центральный»).

     Един в скольких лицах, считайте сами. Сейчас просто сместились акценты – раньше больше работал в школе, меньше – в дополнительном образовании, а сейчас больше в дополнительном образовании, меньше – в школе.

     – «Перспектива» – необычная школа?

     – Здесь учатся дети, имеющие показатели КЭК (Клинико-экспертной комиссии) на индивидуальное обучение на дому. Это дети, которые вынуждены обучаться дома. И замечательно, что есть альтернатива – школа надомного обучения, где они занимаются в классах с малой наполняемостью – по 4-5 человек.

     У нас в стране 4,5 % детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, это очень большая цифра. Можно судить, насколько актуально создание таких школ, как «Перспектива». В России их сейчас 23. До 2005 года было 22. В 2003 году такую школу создали в Новосибирске, а потом, по ее модели, в Горно-Алтайске открылась 23-я школа такого типа. Несколько подобных школ в Москве.

     – Какие особенности есть в работе с такими ребятишками?

     – Если говорить о методиках, это будет долго и скучно, если перевести на более простой язык, могу привести пример. Мы с ребятами снимали фильм. Антирекламу рекламы – о том, что на улицах города масса рекламы и почему это вредно. Детям было очень интересно, пятиминутный фильм мы снимали два дня. Ажиотажа, радости было...

     Ходили по городу, брали интервью. А у одной девочки проблемы с позвоночником, вроде и хочется быть ведущей, и не так это просто для нее – из-за длительной ходьбы утомляется быстро...

     – К сожалению, кроме праздников, есть и будни. Раз вам до сих пор близки школьные проблемы, не могу не спросить вашего мнения о ЕГЭ...

     – Я в этом году был в составе областной предметной комиссии по проверке части «С» ЕГЭ по биологии для 11-классников. Нужна или не нужна такая форма итоговой аттестации для выпускников? Вопрос очень неоднозначный. Я выскажу мнение, которое, возможно, кому-то и не понравится – я считаю, что ЕГЭ все-таки нужен, но не в том виде, в каком его приходится сдавать нашим детям.

     – Перейдем от экзаменов и общего, так сказать, обязательного образования, к добровольному, дополнительному. Взрослый человек, получая дополнительное образование, как правило, стремится приобрести какой-то конкретный навык, необходимый для работы или жизни. Зачем на занятия идет ребенок? Что дополнительное образование должно дать детям, кроме, непосредственно, навыка?

     – Можно ответить формально. Красиво звучит «реализация творческого потенциала» – то, чего не хватает на уроке, он делает за уроком. Но главное здесь, наверное, другое, а именно – общение. Ребенок идет общаться к педагогу. Дополнительное образование тем и интересно, что на урок ребенок обязан прийти, и он будет ходить, потому что иначе не получит образования. В дополнительном образовании он либо идет к педагогу, либо не идет к педагогу.

     Как говорят, если в детстве не нравился какой-то предмет, то, скорее всего, не сложились отношения с учителем. Также и здесь, если нравится педагог, то ребенку нравится заниматься, как в дополнительном образовании, так и в школе.

     – На мой взгляд, экология для дополнительного образования – необычный предмет. Это не плавание и не вокал. Как его выбирают?

     – Потребность у детей вырабатываем мы сами. Может, ребенок про это слово «экология» до меня и не слышал. А если ему захотелось приходить ко мне на занятия, значит я выработал у него эту потребность. И хорошо, потому что так или иначе знание экологии пригождается всем.

     Я был классным руководителем в одной из школ, вел кружок, среди моих выпускников есть и журналистка, например, Оля Медникова в 1998 году окончила школу № 142 Первомайского района, затем наш НГПУ, а первые репортажи писала экологические.

     Если говорить о моем предмете, интерес возникает на уроке. Причем детям изначально не обязательно может нравиться именно экология. Ученикам школы «Перспектива», например, изначально просто хотелось поучаствовать в КВНе – а КВН был экологический! Сейчас я сам провожу городской экологический фестиваль, а в 2004 году был руководителем детской команды, мы с детьми к нему готовились, делали фильм. Мои ученики проводили урок для первоклассников первой гимназии, участвовали в городском экологическом КВНе. Потом появился интерес к исследованиям, и они стали побеждать на научно-практических конференциях различного уровня. Мне очень приятно, что имена моих учеников по итогам участия в различных конкурсах вписаны в книги «Золотой фонд Новосибирска – 2005», «Золотой фонд Новосибирска – 2007».

     Прежде всего, детям интересно что-то делать вместе, а моя задача – показать, где им это пригодится в будущем. Не все же потом будут экологами, биологами и так далее. Но если у моей ученицы первые репортажи были экологические, значит, экология ей и в журналистике пригодилась. Причем на конференциях мои дети побеждали не только на секции «экология», но и на «философии», «психологии».

     Интересы всегда можно увязать. Если я занимаюсь экологией, это не значит, что и готовлю только экологов. Главное тут другое – научить их смотреть на вещи шире и уметь с разных сторон подходить к любой проблеме. Хочешь быть журналисткой – будем с тобой делать репортажи. Экологические. Хочешь быть психологом – проведем психологическое исследование.

     – Кстати о психологии. В описании одного из ваших занятий есть упражнение – детям предлагается представить, отождествить себя с каким-либо животным. Это же своеобразный психологический тренинг. Как рождаются такие творческие идеи?

     – В 1999 году я обучался на курсах по интерактивным методам преподавания экологии (спасибо общественной Российско-Американской организации «ИСАР-Сибирь). А впоследствии, по приглашению Васили Сахияровны Барсуковой, заведующей кафедрой естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, приходилось не один раз проводить такие тренинги для педагогов Новосибирской области, Красноярского края, Сибирского региона. Этот опыт я почерпнул еще оттуда.

     Насчет соотнесения себя с каким-либо животным есть интересное наблюдение. Педагогам постоянно приходится проводить открытые занятия. В системе дополнительного образования такие занятия часто принято проводить с детьми незнакомыми. В 2007 году на подобном занятии я проводил тренинг «Какое я животное?». Ученики соотносили черты своего характера с различными животными, объясняли почему именно с тем или иным… А в 2008 году я встретил девочку с этого занятия. Когда увидел – первое, что вспомнилось: «Лисичка!», а потом уже имя – Юля. Так что эти маленькие простенькие приемчики отлично работают.

     – Этот урок описан в вашем представлении на всероссийский этап конкурса «Сердце отдаю детям». А вы взяли на вооружение опыт других участников?

     – Я знаю уровень педагогов нашей области, он очень высокий. Это совершенно однозначно и уже не раз было доказано. А посмотреть уровень педагогов других регионов было любопытно, и не только мне. Мы ходили на занятия друг к другу, смотрели визитки.

     Взрослых на занятиях было больше, чем детей, потому что всем интересно, какие у кого образовательные программы: вот это я, например, и у нас в области видел, а это надо «украсть», в хорошем смысле. Перенять.

     – И как, «украли»?

     – Да, мы там обменивались. К участию в финале я подгадал издание книжки, и хочу сказать огромное спасибо Главному управлению образования мэрии города Новосибирска и Новосибирскому городскому комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов, благодаря финансированию которых была издана моя книга. А также отдельная благодарность ООО «Немо Пресс», которое издало книгу. Я дарил ее коллегам в Санкт-Петербурге и получал ответные подарки.

     Такой обмен есть на разных, я так выражусь, педагогических «тусовках», срабатывает большой позитивный эффект неформального общения. В неформальном общении обмен опытом идет намного активнее и иногда дает больше, чем все официальное. У нас – финалистов номинации «Эколого-биологическая» VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – был очень дружный коллектив, и мы обменивались опытом очень эффективно.

     – У каждого профессионала есть свой учитель-наставник, кумир в профессии, у которого можно постоянно учиться, ориентироваться на его опыт в решении сложных вопросов. У кого учитесь вы?

     – Мой самый главный ориентир в жизни – это моя мама, я всегда хотел это сказать, и пользуюсь такой возможностью сейчас.

     Я очень благодарен своей жене и дочери, которые волновались и переживали за меня, когда я был в Питере, и радовались моим успехам, когда я вернулся домой.

     А еще мне как-то везет с коллегами: и в школе «Перспектива», и во Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», работником которого я являюсь сейчас, сложились замечательные творческие коллективы, и работать по-другому (не творчески) там уже не получится. Каждое дело – творчески! А иначе зачем?

     «Сердце отдаю детям» – мне эта фраза очень нравится, очень красиво Сухомлинский сказал, лучше уже не скажешь. И не случайно, что она не забылась. Есть одна интересная тенденция – в последнее время, если посмотреть педагогическую периодику, стали чаще цитировать Сухомлинского.

     На самом деле мы, педагоги, действительно отдаем сердце детям, отдаем его всем нашим ученикам».

О.А. Чернухин

Наверх
Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

     Выдающаяся личность… Как часто мы используем эти слова, не задумываясь, в сущности, над их действительным, истинным смыслом. Но иногда бывает так, что по-другому просто не скажешь.

     В этом номере мы предлагаем вам интервью не только с выдающимся педагогом дополнительного образования, но и с уникальным человеком, выдающейся личностью – Олегом Алексеевичем Чернухиным, заведующим кафедрой естественных наук и экологии Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», призером всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».

© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru