– Олег Алексеевич, говорят, если человек в чем-то успешен, значит, он на своем месте и занят своим делом. Расскажите, как вы пришли к детям, в образование? Нет желания пойти в науку?
– В детстве нравилась именно биология, и хотелось стать ученым. Потом встал перед выбором: если увлекает биология, то надо поступать или в пединститут, или в мединститут. В медицинский не получилось, пошел в педагогический, но совершенно не хотел работать в школе, мысли такой не было. Думал, вот закончу, а там… Может в науку, может еще куда-то... А потом вдруг оказалось, мне это нравится. А в науку некогда, надо работать.
– А как произошло это вдруг? На практике?
– У меня был такой период, в начале девяностых – я покинул школу, пошел в коммерцию и работал очень недолго директором продовольственного магазина. Помню это ощущение – наступает 1 сентября, а мне чего-то не хватает. Первое сентября – День знаний, а для педагога это как Новый год. И вот мне не хватает этого такого, казалось бы, обычного праздника. А когда вернулся в школу, почувствовал – вот это мое.
– В дополнительное образование вы пришли из общеобразовательного учреждения. А почему ушли из школы?
– Из школы я не ушел, в школе «Перспектива» (школе надомного обучения) я и сейчас, хоть и немного, веду часы как учитель. Когда-то в этой школе преподавал химию и биологию, был заместителем директора по воспитательной работе и одновременно педагогом дополнительного образования (от Дома детского творчества «Центральный»).
Един в скольких лицах, считайте сами. Сейчас просто сместились акценты – раньше больше работал в школе, меньше – в дополнительном образовании, а сейчас больше в дополнительном образовании, меньше – в школе.
– «Перспектива» – необычная школа?
– Здесь учатся дети, имеющие показатели КЭК (Клинико-экспертной комиссии) на индивидуальное обучение на дому. Это дети, которые вынуждены обучаться дома. И замечательно, что есть альтернатива – школа надомного обучения, где они занимаются в классах с малой наполняемостью – по 4-5 человек.
У нас в стране 4,5 % детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, это очень большая цифра. Можно судить, насколько актуально создание таких школ, как «Перспектива». В России их сейчас 23. До 2005 года было 22. В 2003 году такую школу создали в Новосибирске, а потом, по ее модели, в Горно-Алтайске открылась 23-я школа такого типа. Несколько подобных школ в Москве.
– Какие особенности есть в работе с такими ребятишками?
– Если говорить о методиках, это будет долго и скучно, если перевести на более простой язык, могу привести пример. Мы с ребятами снимали фильм. Антирекламу рекламы – о том, что на улицах города масса рекламы и почему это вредно. Детям было очень интересно, пятиминутный фильм мы снимали два дня. Ажиотажа, радости было...
Ходили по городу, брали интервью. А у одной девочки проблемы с позвоночником, вроде и хочется быть ведущей, и не так это просто для нее – из-за длительной ходьбы утомляется быстро...
– К сожалению, кроме праздников, есть и будни. Раз вам до сих пор близки школьные проблемы, не могу не спросить вашего мнения о ЕГЭ...
– Я в этом году был в составе областной предметной комиссии по проверке части «С» ЕГЭ по биологии для 11-классников. Нужна или не нужна такая форма итоговой аттестации для выпускников? Вопрос очень неоднозначный. Я выскажу мнение, которое, возможно, кому-то и не понравится – я считаю, что ЕГЭ все-таки нужен, но не в том виде, в каком его приходится сдавать нашим детям.
– Перейдем от экзаменов и общего, так сказать, обязательного образования, к добровольному, дополнительному. Взрослый человек, получая дополнительное образование, как правило, стремится приобрести какой-то конкретный навык, необходимый для работы или жизни. Зачем на занятия идет ребенок? Что дополнительное образование должно дать детям, кроме, непосредственно, навыка?
– Можно ответить формально. Красиво звучит «реализация творческого потенциала» – то, чего не хватает на уроке, он делает за уроком. Но главное здесь, наверное, другое, а именно – общение. Ребенок идет общаться к педагогу. Дополнительное образование тем и интересно, что на урок ребенок обязан прийти, и он будет ходить, потому что иначе не получит образования. В дополнительном образовании он либо идет к педагогу, либо не идет к педагогу.
Как говорят, если в детстве не нравился какой-то предмет, то, скорее всего, не сложились отношения с учителем. Также и здесь, если нравится педагог, то ребенку нравится заниматься, как в дополнительном образовании, так и в школе.
– На мой взгляд, экология для дополнительного образования – необычный предмет. Это не плавание и не вокал. Как его выбирают?
– Потребность у детей вырабатываем мы сами. Может, ребенок про это слово «экология» до меня и не слышал. А если ему захотелось приходить ко мне на занятия, значит я выработал у него эту потребность. И хорошо, потому что так или иначе знание экологии пригождается всем.
Я был классным руководителем в одной из школ, вел кружок, среди моих выпускников есть и журналистка, например, Оля Медникова в 1998 году окончила школу № 142 Первомайского района, затем наш НГПУ, а первые репортажи писала экологические.
Если говорить о моем предмете, интерес возникает на уроке. Причем детям изначально не обязательно может нравиться именно экология. Ученикам школы «Перспектива», например, изначально просто хотелось поучаствовать в КВНе – а КВН был экологический! Сейчас я сам провожу городской экологический фестиваль, а в 2004 году был руководителем детской команды, мы с детьми к нему готовились, делали фильм. Мои ученики проводили урок для первоклассников первой гимназии, участвовали в городском экологическом КВНе. Потом появился интерес к исследованиям, и они стали побеждать на научно-практических конференциях различного уровня. Мне очень приятно, что имена моих учеников по итогам участия в различных конкурсах вписаны в книги «Золотой фонд Новосибирска – 2005», «Золотой фонд Новосибирска – 2007».
Прежде всего, детям интересно что-то делать вместе, а моя задача – показать, где им это пригодится в будущем. Не все же потом будут экологами, биологами и так далее. Но если у моей ученицы первые репортажи были экологические, значит, экология ей и в журналистике пригодилась. Причем на конференциях мои дети побеждали не только на секции «экология», но и на «философии», «психологии».
Интересы всегда можно увязать. Если я занимаюсь экологией, это не значит, что и готовлю только экологов. Главное тут другое – научить их смотреть на вещи шире и уметь с разных сторон подходить к любой проблеме. Хочешь быть журналисткой – будем с тобой делать репортажи. Экологические. Хочешь быть психологом – проведем психологическое исследование.
– Кстати о психологии. В описании одного из ваших занятий есть упражнение – детям предлагается представить, отождествить себя с каким-либо животным. Это же своеобразный психологический тренинг. Как рождаются такие творческие идеи?
– В 1999 году я обучался на курсах по интерактивным методам преподавания экологии (спасибо общественной Российско-Американской организации «ИСАР-Сибирь). А впоследствии, по приглашению Васили Сахияровны Барсуковой, заведующей кафедрой естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, приходилось не один раз проводить такие тренинги для педагогов Новосибирской области, Красноярского края, Сибирского региона. Этот опыт я почерпнул еще оттуда.
Насчет соотнесения себя с каким-либо животным есть интересное наблюдение. Педагогам постоянно приходится проводить открытые занятия. В системе дополнительного образования такие занятия часто принято проводить с детьми незнакомыми. В 2007 году на подобном занятии я проводил тренинг «Какое я животное?». Ученики соотносили черты своего характера с различными животными, объясняли почему именно с тем или иным… А в 2008 году я встретил девочку с этого занятия. Когда увидел – первое, что вспомнилось: «Лисичка!», а потом уже имя – Юля. Так что эти маленькие простенькие приемчики отлично работают.
– Этот урок описан в вашем представлении на всероссийский этап конкурса «Сердце отдаю детям». А вы взяли на вооружение опыт других участников?
– Я знаю уровень педагогов нашей области, он очень высокий. Это совершенно однозначно и уже не раз было доказано. А посмотреть уровень педагогов других регионов было любопытно, и не только мне. Мы ходили на занятия друг к другу, смотрели визитки.
Взрослых на занятиях было больше, чем детей, потому что всем интересно, какие у кого образовательные программы: вот это я, например, и у нас в области видел, а это надо «украсть», в хорошем смысле. Перенять.
– И как, «украли»?
– Да, мы там обменивались. К участию в финале я подгадал издание книжки, и хочу сказать огромное спасибо Главному управлению образования мэрии города Новосибирска и Новосибирскому городскому комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов, благодаря финансированию которых была издана моя книга. А также отдельная благодарность ООО «Немо Пресс», которое издало книгу. Я дарил ее коллегам в Санкт-Петербурге и получал ответные подарки.
Такой обмен есть на разных, я так выражусь, педагогических «тусовках», срабатывает большой позитивный эффект неформального общения. В неформальном общении обмен опытом идет намного активнее и иногда дает больше, чем все официальное. У нас – финалистов номинации «Эколого-биологическая» VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – был очень дружный коллектив, и мы обменивались опытом очень эффективно.
– У каждого профессионала есть свой учитель-наставник, кумир в профессии, у которого можно постоянно учиться, ориентироваться на его опыт в решении сложных вопросов. У кого учитесь вы?
– Мой самый главный ориентир в жизни – это моя мама, я всегда хотел это сказать, и пользуюсь такой возможностью сейчас.
Я очень благодарен своей жене и дочери, которые волновались и переживали за меня, когда я был в Питере, и радовались моим успехам, когда я вернулся домой.
А еще мне как-то везет с коллегами: и в школе «Перспектива», и во Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», работником которого я являюсь сейчас, сложились замечательные творческие коллективы, и работать по-другому (не творчески) там уже не получится. Каждое дело – творчески! А иначе зачем?
«Сердце отдаю детям» – мне эта фраза очень нравится, очень красиво Сухомлинский сказал, лучше уже не скажешь. И не случайно, что она не забылась. Есть одна интересная тенденция – в последнее время, если посмотреть педагогическую периодику, стали чаще цитировать Сухомлинского.
На самом деле мы, педагоги, действительно отдаем сердце детям, отдаем его всем нашим ученикам».
О.А. Чернухин
Наверх
|