 |
Людмила Александровна Черкашина,
начальник отдела воспитательной работы
Главного управления образования мэрии города Новосибирска
|
Дополнительное образование: день за днем
Проблемы дополнительного образования детей, воспитания личности всегда находились в центре внимания. В январе 1943 года городским исполнительным комитетом «в целях коренного улучшения работы с детьми» принимается решение о создании городского Дома школьников и октябрят. Городскому Дому пионеров предоставлено одно из лучших помещений города – Дом Ленина. В 1945 году открывается Дом пионеров им. Володи Дубинина. Это стало началом в развитии системы внешкольного образования города Новосибирска.
С 1992 года в городе Новосибирске, так же как и в Российской федерации, осуществляется процесс преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей.
В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как образование нового типа, которое характеризуется широтой личностно-ориентированного подхода к ребенку, базируется на его образовательных потребностях. Сложилась система координации межведомственных отношений в решении проблем воспитания и развития детей, что способствует укреплению статуса системы дополнительного образования в культурном пространстве города.
Современная система дополнительного образования детей включает 55 учреждений дополнительного образования детей – это многопрофильные учреждения дополнительного образования (Дворец, Дом и центры творчества), узкопрофильные (клуб юных моряков, телестудия, ХЭШ «Весна», музыкальная школа, станция юных техников), учреждения спортивной направленности (ДЮСШ), загородные оздоровительные центры (бывшие лагеря) – и предоставляет возможность 96 115 обучающихся (или 82 % от общего числа обучающихся) заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В 2007-2008 годах произошла реорганизация ряда спортивных школ, шести многопрофильных учреждений дополнительного образования детей Центрального, Калининского, Ленинского, Кировского, Заельцовского, Советского районов путём присоединения к ним межшкольных учебных мастерских.
Присоединение межшкольных учебных комбинатов к учреждениям дополнительного образования детей решило ряд проблем. В числе приоритетных – создание условий для развития технических, спортивно-технических видов творчества, предпрофильной подготовки обучающихся.
Однако важно отметить, что сокращение числа учреждений дополнительного образования детей в Новосибирске не повлекло сокращение числа обучающихся в них воспитанников:
|
2000 г. |
2005 г. |
На 1 января 2008 |
Число УДОД |
49 |
56 |
55 |
Число обучающихся в УДОД |
47,8% |
60,2% |
82% |
Списочный состав воспитанников отличается от статистического на 19,0 тысяч обучающихся, что свидетельствует о том, что каждый 5 обучающийся занимается в 2-х объединениях.
В настоящее время учреждения дополнительного образования размещают свои коллективы в разных образовательных учреждениях. Значительное число обучающихся – 51803 или 52 % – занимаются на базах образовательных учреждений, около 2,0 тысяч – на базах детских садов, 4,0 тысячи – на базах клубов по месту жительства.
В системе дополнительного образования детей создаются условия для развития творческих способностей детей, достижения ими результатов личностного роста и в избранном виде деятельности.
На протяжении последних пяти лет в системе дополнительного образования дальнейшее развитие получили коллективы художественного творчества (они составляют 1/3 от общего числа занимающихся).
Примерно 40% занимающихся воспитанников – это коллективы спортивной направленности.
Создано и работает 38 научных обществ учащихся.
Ежегодно открывается до 80 новых творческих объединений. Растет число «Образцовых коллективов»:
|
2000 г. |
2005 г. |
На 1 января 2008 |
Число образцовых коллективов в УДОД |
1 |
5 |
11 |
Наметилась позитивная тенденция в работе УДОД по сохранению контингента обучающихся 3 года и более:
|
2000 г. |
На 1 января 2008 |
Число воспитанников 1 года обучения |
57,1% |
42,9% |
Число воспитанников 3 года обучения |
26,7% |
30,2% |
В учреждениях дополнительного образования детей меняется возрастное соотношение воспитанников: больше старшеклассников остаются заниматься по профилям предпрофессиональной подготовки.
|
2000 г. |
На 1 января 2008 |
дошкольники |
14,2 |
4,9 |
1-4 классы |
34,2 |
29,6 |
5-8 классы |
28,8 |
36,8 |
9-11 классы |
22,8 |
28,7 |
Особого внимания заслуживает опыт учреждений дополнительного образования детей города Новосибирска по профильному обучению. Для этого, благодаря средствам, предусмотренным городской целевой программой «Дети и город», складывается необходимая материально-техническая база, создаются образовательные программы.
Мониторинг, проведенный в учреждениях дополнительного образования детей в 2007 году, показал, что свыше 60 % обучающихся определяют свою будущую профессию благодаря занятиям по интересам в секциях, объединениях, студиях.
Крепкие традиционные связи с высшей школой позволяют постоянно совершенствовать деятельность учреждений дополнительного образования детей, осваивать новые подходы и педагогические технологии.
Развитию дополнительного образования, совершенствованию воспитания способствует кадровое обеспечение: 56,6 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории, 64,5 % педагогов – высшее образование. В учреждениях работает 174 заслуженных учителей и отличников народного просвещения, 45 кандидатов и докторов наук, из них 18 – в штатном расписании.
6,6 тысяч воспитанников УДОД ежегодно становятся лауреатами и победителями всех уровней соревнований, смотров, конкурсов.
Имена тысячи воспитанников учреждений внесены в книгу «Золотой фонд Новосибирска». В торжественной церемонии презентации этой книги в АМТ «Глобус» принял участие мэр Новосибирска В.Ф. Городецкий. Таких книг издано четыре.
Активная деятельность учреждений Новосибирска обеспечивает развитие дополнительного образования детей на новом качественном уровне, что позволяет получить конкретные положительные результаты:
– Дом детского творчества имени Володи Дубинина стал лауреатом Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей; Центр развития творчества детей и юношества Заельцовского района, ДЮСШ «Виктория» Советского района, Дом детского и юношеского творчества «Центральный» стали лауреатами окружного этапа Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей.
– На базе Дома детского творчества имени Володи Дубинина работает федеральная экспериментальная площадка.
– В рамках Всероссийских конкурсов авторских программ дополнительного образования детей более 30 программ признаны лауреатами.
Таким образом, основными факторами, определившими высокий уровень развития системы дополнительного образования детей в г. Новосибирске, стали:
– внимание и поддержка со стороны мэрии города; реализация городских целевых программ, в том числе «Город и дети», «Спортивный город», которые способствуют созданию условий расширения сферы услуг УДОД, повышению их статуса;
– совершенствование нормативно-правовой базы;
– активное обновление содержания, совершенствование программно-методического и информационного обеспечения;
– укрепление и развитие связей с наукой и высшей школой.
Все это является условием и резервом дальнейшего успешного развития учреждений дополнительного образования детей.
Наверх |