На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 8 мая 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Дополнительное образование в музеях образовательных учреждений

Валентина Александровна Орлова,
директор музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории

     Музей образовательного учреждения – «феноменальное образование» и в школе, и в техникуме, и в вузе. Мне хочется поразмышлять о школьных музеях и музеях профтехобразования. Меня они привлекают, прежде всего, своеобразием коллекций, экспозиций, а главное – той работой, которую ведут в этих музеях дети, студенты, учителя.

     Прошли времена, когда по стенам классных комнат были развешаны стенды с портретами знатных людей, фотографиями выпускников и т.д. Экспозиции школьных музеев наполнились глубоким содержанием, раскрывающим события нашей истории, открыты возможности для исследования, пополнения коллекций, изучения прошлого своей школы, своих родовых корней…

     Вот мы говорим: «дополнительное образование», а что это такое? Известный педагог Олег Семёнович Газман под дополнительным образованием понимает «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса», где «ведущим принципом выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности». Думаю, что музей как раз и есть то место, где человек (маленький он или взрослый) получает это дополнительное образование буквально по всем направлениям жизни.

     Музеи образовательных учреждений – кладезь огромной информации, которую даёт каждый экспонат. А что говорить о тех объединениях по интересам, существующих в музеях: краеведение, археология, литература, история, музыка, фольклор! Остановлюсь на тех возможностях дополнительного образования, которые открывает наш музей.

     Более 18 тысяч единиц хранения: документы, фотографии, книги, фоно-фото-видео источники, – рассказывают об истории народного образования с древнейших времён и до наших дней. Те исторические исследования, которые выполнены нашими сотрудниками, дают возможность пополнить знания по истории педагогики и учителям, и студентам, и учащимся.

     Наши встречи в музее, разнообразные формы культурно-образовательной деятельности открывают творческие возможности педагогических коллективов, студентов, учительских семей. Например, в рамках года семьи в музее состоялась встреча «Учительская семья – лаборатория творчества, любви и уважения». В программе была выставка семейных реликвий, конкурс семейных талантов, концерт семейной самодеятельности, круглый стол, награждение. Надо было видеть, с каким энтузиазмом выступали и дети, и взрослые! Какую выставку рисунков, фотографий, поделок представили все на суд жюри! Сколько же надо было готовиться к такой встрече… А какое единение семей и присутствовавших на этой встрече ветеранов педагогического труда! И долго ещё продолжались воспоминания о детстве, юности разных поколений, а ведь это тоже узнавание и открытие самого себя. И не было никакого заранее составленного сценария, программы самодеятельного концерта, концепции выставки. Всё выстроилось экспромтом, само собой, по обоюдному желанию и в согласии с интересами всех участников. Раскрепощенная доверительная атмосфера располагала к свободному обмену мнениями и детей, и взрослых, поражала своей открытостью впервые встретившихся здесь людей.

     В выставочном зале музея истории развития образования ежемесячно происходит смена экспозиции. Здесь проходят персональные выставки педагогов, руководителей музеев, различных образовательных учреждений. Остановлюсь на двух из них.

     Выставка «Методика работы с одним экспонатом» – разговор-перекличка школьных музеев, обмен опытом работы по этому направлению. Здесь раскрылся творческий подход каждого руководителя музея к тем историческим предметам, которые хранятся в музеях. Выставка показала, как неожиданно могут раскрыться таланты юных посетителей музеев: оказывается, об одном и том же экспонате можно рассказывать сказки, писать стихи, эссе, их можно рисовать, раскрывая легенду каждого.

     Выставка «Хранители памяти» была посвящена руководителям музеев образовательных учреждений, их увлечениям и достижениям. Они представили экспонаты своих «домашних музеев», которые помогли раскрыть их любовь к музейному делу.

     Руководителей музеев образовательных учреждений не случайно назвали педагогами дополнительного образования – они как раз и являются теми профессионалами, которые, с одной стороны, осуществляют социализацию детей и юношества на материалах культурно-исторического наследия, с другой – помогают ребятам в самораскрытии и самореализации через разнообразные направления и формы музейной работы. Вот эти две стороны (социализация и индивидуализация) и составляют единый процесс дополнительного образования личности, который именно в музее проходит наиболее органично и эффективно.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru